Interested Article - Путь левой руки и Путь правой руки

Бафомет Элифаса Леви , используемый некоторыми течениями Пути левой руки

Путь ле́вой руки́ ( ПЛР , англ. Left-Hand Path ) и Путь пра́вой руки́ ( ППР , англ. Right-Hand Path ) — термины, относящиеся к предполагаемой дихотомии между двумя различными типами (англ.) . Возникновение самих терминов "Путь правой руки" и "Путь левой руки" (санскр. - "вамамарга" или "вамачара") связывают с различными направлениями индусского тантризма. В двадцатом веке религиоведами и практиками эти понятия были перенесены и на не-индийские учения.

Точное значение терминов изменялось со временем; наиболее современное использование терминов относительно религий фокусируется на поклонении одному или многим богам и существовании строгих моральных правил — в путь правой руки; тогда как религии, считающие основной ценностью саморазвитие, считаются принадлежащими к пути левой руки. Такое использование терминов инспирировано в первую очередь сторонниками пути левой руки ; оппоненты (в основном сторонники религий, описываемых как путь правой руки) считают, что это средство размежевания религий (или ложная дихотомия ), или что большинство практик, относимых к пути левой руки — на самом деле не религии (в конвенциональном понимании) [ источник не указан 1530 дней ] .

Истоки

На протяжении всей истории многие культуры рассматривали саму левую руку и левшей как нечто, имеющее отношение к злу . Эту тенденцию можно наблюдать в двойном значении слова «лево» ( англ. left ), в этимологии английских слов, подобных (зловещий, злой, страшный, мрачный, дурной, левый), которое происходит от латыни значит одновременно «левый», «несчастный» и «зловещий». В результате левая рука часто использовалась как символ отрицания традиционной религии. Слово «право» применительно к руке, использованное в Ветхом Завете — в основном еврейское (на иврите ) слово ивр. יָמִין ‎ (yamín), означающее более сильного, более способного. Слово «лево» — ивр. שְׂמָאלִי ‎ (s’malí), «тьма». Ветхозаветный Бог одаряет и творит своей правой рукой, являя своё всемогущество. Левой рукой он карает. Также этому способствовали практики использования во многих культурах левой руки для очищения себя — что делало левую руку «нечистой». В исламской традиции левая часть тела также считается нечистой. Поэтому невежливым является заходить в дом с левой ноги, брать еду левой рукой и так далее. В рамках индийской культуры правой рукой выполняются все благие действия: подаяние , совершение религиозных церемоний, поднесение пищи и напитков ко рту и т. п. Левой рукой традиционно выполняются неприятные обязанности, например, вытирание выделительного отверстия после дефекации, забой животных .

Следует учесть, что термины « левый » и « правый », относящиеся к политике, означают « либеральный » и « консервативный » и имеют независимую историю — они идут из расположения депутатов в зале Французской Законодательной Ассамблеи в 1791 году .

Отличия пути левой и правой руки

В отличие от направленного главным образом на саморазвитие (хотя и не вандальски отрицающее социальные структуры и устои) пути левой руки, путь правой руки в основном обозначает религиозные или магические группы, которые являются в общих чертах сторонниками следующих убеждений:

  • Придерживания к условиям данного по времени и законам социума, с избеганием нарушений табу.
  • Строгого различия таких философских понятий, как ум , человеческое тело и дух или душа , причём эти понятия могут разделяться :204 .
  • Являются приверженцами принятых в своем круге, а также народе или государстве моральных устоев и уверены в существовании некого универсального критерия оценочности человеческих поступков, подобного карме у индуистов и буддистов или так называемого :204 .

Однако некоторые организации или культы, считающиеся приверженцами пути левой руки, как минимум считают следование социальным устоям и нормам разумным и нужным, правда, в отличие от пути правой руки — вне каких-либо «духовных» сфер — а чисто социально.

Для приверженцев пути левой руки свойственно:

  • Отвержение социальных конвенций и статуса-кво , практика ритуалов или техник, традиционно считающихся табуированными :197 . Использование демонических или сатанинских символов :197 .
  • Подвергание сомнению традиционных религиозных и принципов морали; имморализм :198 .
  • Использование сексуальности в ритуальных практиках :205 .

Заимствование западным оккультизмом

Один из вариантов такого использования терминов был популяризован Алистером Кроули . Он часто использовал термин как часть фразы «брат на левом пути» ( англ. «Brother of the Left-Hand Path» ), иначе известной как «чёрный брат» ( англ. «Black Brother» ) или падший адепт в системе Кроули.

Кроули ссылался на Путь левой руки, описывая точку, в которой адепт выбирает пересечь Каббалическую Бездну ( англ. Qabalistic Abyss ), место Хоронзон и иллюзорной 11-й сефиры, Даат ( ивр. דעת ‎) (Знание). Адепт должен отринуть всё, что составляет его суть и чем он владеет, в том числе (на непродолжительное время) и поддержку его «Святого Ангела-хранителя» ( англ. Holy Guardian Angel ) и шагнуть в Бездну. Если накопленная адептом карма достаточна, чтобы перенести его через бездну и адепт был чрезвычайно доскональным в своём саморазрушении, он становится «дитём бездны» ( англ. Babe of the Abyss ), восходя как Звезда.

Если, однако, он сохраняет некоторые фрагменты личности ( эго ), или вовсе боится пересечь Бездну, вокруг него образовывается «оболочка». Его «слои», которые он мог бы сбросить в Бездне, костенеют вокруг адепта. Адепт в этом случае именуется как «брат на левом пути», чьё желание в конечном итоге сломлено и сам он разрушен против воли, так как он не выбрал добровольное разрушение.

Кроули, что важно, никогда не представлял Путь левой руки как объект сознательного выбора. Это следствие провала адепта, а не альтернатива, которая может быть выбрана. В этом проявляется разница в использовании термина в современном оккультизме, адепты которого игнорируют кроулианские техники и утверждают, что маг на краю Бездны может выбрать путь правой или левой руки.

Несмотря на то, что Кроули симпатизировал некоторым ницшеанским аспектам в риторике нацистов , он связывал их искреннюю преданность идеям расовой чистоты и политической силы с путём левой руки (не только в своих текстах, но и также в рукописных комментариях к « Моей борьбе » — согласно биографу Лоренсу Сатину (Lawrence Sutin). Также А. Кроули крайне скептически относился [ где? ] к А. Гитлеру, трактуя [ где? ] его крайне презрительно.

Хотя кроулианское толкование терминов до сих пор используется в некоторых оккультных кругах, многие оккультисты сейчас считают, что Путь левой руки заключает в себе все современные оккультные практики, в то время как путь правой руки заключает в себе традиционные религии, такие, как христианство (несмотря на то, что большинство христиан не будут согласны с такой классификацией). Алистер Кроули полусерьёзно [ источник не указан 1530 дней ] называл христианских священников Чёрным Братством.

Новые религиозные движения , которые описывают себя как последователей пути левой руки, инвертировали значительную часть символизма, который они ассоциировали с более «традиционным» Путём правой руки, например, следующие библейские слова: «и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов — по левую» ( Мф. ).

Отталкиваясь от этой реплики, современные последователи пути левой руки на Западе иногда используют символ козла или Бафомета , и иногда называют последователей путь правой руки овцами, подразумевая при этом присущее им « ».

Использование в современном оккультизме

Сейчас термины Путь левой руки и Путь правой руки используются почти что только самопровозглашёнными последователями Пути левой руки, которые имеют различные мнения по поводу Пути правой руки. Некоторые видят оба Пути как равновозможные способы приближения к истине , а отношения между Путями для них схожи с балансом Инь и Ян ; тогда как другие критикуют Путь правой руки за слишком жёсткие ограничения. Согласно последнему взгляду, Путь правой руки требует слишком большой платы в виде необходимости следования формальным догмам и кодексам поведения, ведущей к тому, что индивид теряет возможность быть истинным хозяином своей жизни, что разрушает часть его личности. Согласно им же, это и есть основная разница между двумя путями: Путь левой руки сохраняет индивидуальность , в то время как Путь правой руки уничтожает её. С другой стороны, некоторые обвиняют последователей Пути левой руки в эгоизме или эгоцентризме , хваля Путь правой руки за альтруизм .

Обычно выделяются следующие общие свойства религий Пути правой руки:

  • Вера в высшие силы, такие, как Бог .
  • Повиновение воле высших сил.
  • Вера в существование абсолютного определения добра и зла , применимого ко всем социальным явлениям, действиям и мотивам.
  • Экзотерическая вера в существование сверхъестественных процессов и механизмов: кармы, божественного возмездия или тройственного закона ( англ. Threefold Law ), которые определяют моральность поступков — благодаря которым личность якобы имеет возможность самосовершенствоваться.
  • Конечная цель, при достижении которой все индивидуальные сознания будут слиты в более великую (или даже космического масштаба) целокупность.

Обычно выделяются следующие общие свойства религий Пути левой руки:

  • Вера в то, что некоторые люди, добившись духовного понимания ( инсайта ), могут сами стать подобны богам.
  • Вера в то, что альтруистичных поступков не существует. Удовлетворение кем-либо своего желания видится как эгоистичный акт, доставляющий персоне удовольствие от достижения своих целей. Альтруизм рассматривается как миф, созданный традиционными религиями.
  • Эзотерическое понимание представлений наподобие кармы , божественного возмездия или тройственного закона, ведущее к предпочтению изменчивых, а не строгих, моральных норм.
  • Индивидуализм : убеждение в том, что собственная индивидуальность имеет абсолютный приоритет, и все решения должны приниматься, исходя из конечной цели самосовершенствования (цельной личности, не только эго ).
  • Вера в то, что каждый сам определяет свою судьбу, и нет никакой внешней сверхъестественной силы, которая может предоставить духовное спасение (например, в награду за дела, не направленные на заботу о собственном благополучии).
  • Вера в то, что природные силы могут быть подчинены воле личности посредством магических практик , и сила, полученная таким методом, поможет достижению нирваны .
  • Агностический взгляд на существование богов, или платоновский взгляд на богов как на «первоформы». Если божество воспринимается как имеющее личность, то все отношения между последователем и божеством есть форма партнёрства, не требующая раболепия. «Гордому богу — гордые партнеры» ( англ. the prideful deity likes prideful partners ).

Те, кто считают эту дихотомию реально существующей, обычно классифицируют большинство принятых в западном мире религий, так же, как и восточные традиции вроде конфуцианства , как религии Пути правой руки, хотя некоторые варианты буддизма ( ваджраяна ) и «алхимический» (в противоположность философскому) даосизм считаются Путём левой руки (добродетель, полученная хорошими деяниями, считается способом достижения нирваны). Другие утверждают, что махаяна и ваджраяна есть чистый Путь правой руки, по крайней мере, в теории. Буддизм тхеравады на начальном уровне заостряет внимание на корректном общепринятом поведении в обществе и соблюдение правил (например, патимоккха ). На высших уровнях эта базовая практика дополняется духовной практикой, ведущей к постижению не-я и нирване. Тхеравада , таким образом, может быть рассмотрена как смешение Пути левой руки и Пути правой руки.

Такая классификация, возможно, с неизбежностью, будет спорной, ведь существуют те, кто считают, что вся концепция Пути Левой/правой руки есть современное изобретение, результат дуалистичного мышления, и, таким образом, полностью неприменима к настоящим религиозным традициям, или, в конце концов, неприменима к недвусмысленно не-дуальным религиям, таким, как адвайта-веданта , даосизм и буддизм .

Мировоззрения и религии Пути левой руки
Религии Пути правой руки

См. также

Примечания

  1. Stephen E. Flowers. (англ.) . — Simon and Schuster , 2012. — ISBN 978-1-59477-692-2 .
  2. Dave Evans. (англ.) . — Hidden Publishing, 2007. — ISBN 978-0-9555237-0-0 .
  3. . proza.ru . Дата обращения: 30 июня 2023. 30 июня 2023 года.
  4. Р. Свобода . Агхора. По левую руку бога. — Саттва, 1998. — 352 с. — ISBN 5-85296-014-4 .
  5. Dion Fortune. (неопр.) . — (англ.) , 2000. — ISBN 978-1-60925-550-3 .
  6. William Grey. (англ.) . — Kima Global Publishers, 2004. — ISBN 978-0-9584493-1-1 .
Источник —

Same as Путь левой руки и Путь правой руки