Коген, Герман
- 1 year ago
- 0
- 0
Авраам Коген де Эррера ( исп. Abraham Cohen de Herrera ), при рождении Алонзо де Геррера ( Алонсо Нуньес де Эррера ; Alonso Núñez de Herrera ; 1570 (?), Флоренция — 1635 ) — религиозный философ и каббалист , автор каббалистических трудов «Puerta del Cielo» («Небесные врата») и «Casa de Dios» («Божий дом») .
Родился во Флоренции в богатой марранской семье, которая покинула Испанию в 1492 году . Либо его отец, либо дед был раввином в Кордове .
Жил во Флоренции, Дубровнике . В 1596 году , находясь в Кадисе , попал в плен во время набега англичан. Был освобождён в 1600 году , затем жил в Амстердаме , где открыто исповедовал еврейскую религию и принял имя «Авраам» .
Израиль Сарук , приверженец Лурии , познакомил его с каббалой ; в своих каббалистических сочинениях Эррера ссылался на него как на своего учителя. Эррера знал Платона и его более поздних последователей, из которых отдавал преимущество итальянскому философу и теологу Марсилио Фичино . Принципы лурианской школы он совместил с неоплатоническими идеями, что не помешало ему стать для новейших историков философии руководителем при изучении ими каббалы.
Сочинения Эрреры на испанском языке , оставшиеся в рукописях «Puerta del Cielo» («Небесные врата») и «Casa de Dios» («Божий дом»), были по желанию автора, оставившего для этого значительную сумму, переведены на еврейский язык хахамом Исааком де Фонсека Абоабом (Амстердам, 1655); части этих сочинений перевёл на латинский язык барон фон Розенрот для своего труда «Kabbala denudata» .
Главная работа Эрреры — «Puerta del cielo» («Врата небес»; «Небесные врата» ) — написана на испанском языке. Её цель — примирение современной ему каббалы с платонизмом и неоплатонизмом, герметизмом или гностицизмом эпохи Возрождения и христианской теологией. Эта книга на протяжении нескольких веков вызывала враждебность и непонимание со стороны некоторых иудейских и христианских богословов .
Эррера в своей синкретической интерпретации лурианской каббалы основное внимание уделял учению об Эйн Софе как Создателе вселенной, тайне творения, философской проблеме отношения между Единым и многим. Эйн Соф — это бесконечность во всех смыслах, говорил Эррера: бесконечное добро, непрерывное присутствие, неограниченная власть и, на схоластическом языке, — беспредельная активная потенция. Эйн Соф существовал раньше всех вещей. Он ab aeterno абсолютно достаточен в себе и для себя; он не ощущает необходимости в чём-то другом, которое бы его дополняло или совершенствовало. Он — бесконечное благо и абсолютное добро, как платоническое Прекрасное. Он — источник и начало всего, поскольку сохраняет и защищает всё своей волей. На него не влияет никакая необходимость, продиктованная извне его самого. Он — бесконечное знание и беспредельная власть, обладающие абсолютным совершенством.
Спиноза изучал «Puerta del cielo» в переводе на иврит . Через латинский перевод «Puerta del cielo», вошедший в «Kabbala denudata», представление о каббале получили такие видные философы, как Генри Мор и другие последователи платонической школы в Кембридже, Лейбниц , Дж. Локк , Исаак Ньютон , (автор первой общей истории философии , изданной на немецком языке ), , Гегель и Шеллинг . Так из относительно неизвестного каббалиста Эррера превратился в своего рода рупор лурианского мистицизма для Европы и всего мира.