Interested Article - Сехмет
- 2020-10-16
- 1
Се́хмет , Са́хмет, Со́хмет ( егип. sḫmt «могучая», копт. Ⲥⲁⲭⲙⲓ , Sakhmi) — в египетской мифологии богиня войны, палящего солнца и яростной мести ; богиня-покровительница Мемфиса , супруга Птаха .
Изображение
Изображалась женщиной с головой львицы . Со времени Среднего царства над её головой появился солнечный диск с уреем и змеёй, извергающей пламя на всех, кого богиня хочет наказать. В руках обычно сжимает символ жизни анх и папирусовый скипетр (wAs) . Иногда встречаются её изображения с рогами коровы или овна. Также вместо головы изображали глаз Ра , а руки поднятыми, как у Мина .
Изображение с головой льва вызывало её отождествление с Пахт , Тефнут и Баст .
Во времена Позднего периода — в виде лежащего на пьедестале Ихневмона или кобры на лестнице, напротив неё находится бабуин с диском на голове, жертвующий глаз — Уаджет (а также змеи, имеющей голову льва). В Саисский период изображена крадущейся львицей в короне Атеф , извергающая огонь.
В греко-римский период изображалась с солнечным диском на голове, выше солнечного диска два скорпиона, и в обеих руках она держит змею, во времена Позднего периода — в одной руке. Также в этот период она стоит на двуглавой змее, чьё тело держит в руках. В греко-римский период также представала в виде женщины в траурном виде.
Мифология
Сехмет была дочерью солнечного бога Ра (его грозное Око), супругой Птаха (с Нового царства ) , матерью бога ароматов Нефертума и Маахеса (в Верхнем Египте ) .
Олицетворяла солнечный зной и разрушительную силу солнца. Считалось, её дыхание создало пустыню. Некоторые версии мифа о сотворении человечества называют её создательницей ливийцев и азиатов. Носила эпитет «могучая» или «могущественная», «Великая» и «Владычица пустыни».
В мифе о наказании Ра человеческого рода за грехи Сехмет (в других вариантах мифа — Хатхор , Тефнут , Баст) истребляет людей. Лишь подкрашенное охрой (или красным гематитом ) пиво, похожее на кровь, смогло опьянить и усмирить кровожадную богиню . Похожая история «Календарь о счастливых и несчастливых днях» с участием Хатхор , Сехмет, Уаджит и Ра встречается на Каирском папирусе 86637 и касается затмения переменной звезды Алголь .
Сехмет уничтожает врагов Ра и Осириса , вместе с Уто и Нехбет охраняет фараона, повергает в битве к его ногам противников . В период Среднего царства фараоны в качестве защитников Египта от врагов часто сравнивались с Сехмет; поэтому богиня иногда изображалась с горящими стрелами.
Обладая магической силой , Сехмет может напустить на человека болезнь, но также почиталась как целительница, покровительница врачей , считавшихся её жрецами . В медицинских папирусах Эберса и Смита упоминаются «жрецы Сехмет и все врачи» . Считалось, что её гнев приносил мор и эпидемии, и когда в Египте разразилась эпидемия чумы, фараон Аменхотеп III приказал изготовить семьсот статуй богини, чтобы умилостивить разгневанных богов.
Отождествления, синкретизм
Отождествлялась с богиней-львицей, матерью солнца и богиней-львицей Менхит («воинственная») из . Так как Амон отождествлялся в народном сознании с Птахом, то на Мут были перенесены образ и функции его жены Сехмет (много львиноголовых статуй Сехмет стояло в фиванском храме Мут) .
В Эллинистической период Сехмет отождествлялась с Астартой (рельефы из Эдфу и Тода), которая также считалась исцелительницей .
Культ
Центр культа Сехмет располагался в Мемфисе , а её почитание распространялось на весь Египет . В Мемфисе при храмах содержались львы, которых кормили отборным мясом и которым пелись священные песни . Богине поклонялись в храме Гелиополя , где жрецы держали священных львов. Также храмы воздвигались на краю пустыни, где бродили дикие львы [ неавторитетный источник ] .
См. также
Примечания
- ↑ М. А. Коростовцев . Религия древнего Египта. — Наука, 1976. — С. 22, 74. — 344 с.
- ↑ С. А. Токарев. Мифы народов мира: Энциклопедия. — М. : Советская энциклопедия , 1982. — Т. 2. — С. 430. — 728 с.
- Маргарет Мюррей. . — М. : Центрполиграф, 2017. — 256 с.
- Rolf Felde. Ägyptische Gottheiten. — 2. erweiterte und verbesserte Auflage. — Wiesbaden: R. Felde Eigenverlag, 1995. — С. 52.
- Veronica Ions. Die Götter und Mythen Ägyptens. (= Die großen Religionen der Welt – Götter, Mythen und Legenden.). — Klagenfurt: Neuer Kaiser Verlag – Buch und Welt, 1988. — С. 104.
- ↑ Озеров И. А. Словарь египетской мифологии / ред. Янцева Л. И.. — Центрполиграф, 2008. — 251 с. — (Загадки древнего Египта). — ISBN 978-5-9524-3466-0 .
- Alan W. Shorter. . — Routledge, 1978. — С. . — ISBN 0-7100-0037-5 .
- Lichtheim, Miriam . Ancient Egyptian Literature. — University of California Press, 2006 (1976). — Т. 2: The New Kingdom. — С. 197–199.
- Lauri Jetsu, Sebastian Porceddu. // PLoS ONE. — 2015-12-17. — Т. 10 , вып. 12 . — ISSN . — doi : . 12 ноября 2020 года.
- ↑ Мероэ: Страны Северо-Восточной Африки и Красноморского бассейна в древности и раннем средневековье: проблемы истории, языка и культуры / Институт востоковедения (Российская академия наук). — [Сб. статей]. — М. : Восточная литература, 1989. — С. 259. — 396 с.
- В. Д. Гладкий. Древний мир. Энциклопедический словарь. — М. : Отечество, 1997. — Т. 1. — 1088 с. — ISBN 966-7182-35-5 .
- Е. М. Мелетинский. Мифология. — Большая российская энциклопедия , 1998. — С. 361. — 744 с.
- Sir John Gardner Wilkinson. . — J. Murray, 1841. — С. 173. — 530 с. 25 апреля 2018 года.
- . Мифология . www.foxdesign.ru (2003). Дата обращения: 3 октября 2019. 24 сентября 2015 года.
Литература
- Lexikon der ägyptischen Götter und Götterbezeichnungen / Lothar Goldbrunner, Christian Leitz, Daniela Mendel, Daniel von Recklinghausen und Bettina Ventker. — Т. VIII. — С. 129. — (Orientalia Lovaniensia Analecta).
- 2020-10-16
- 1