Стеллинг, Йос
- 1 year ago
- 0
- 0
Жосс или Йос Лиферинкс ( Josse Lieferinxe , известен по документам с 1493 по 1508 год) – французский художник авиньонской школы .
Лиферинкс, выходец из городка Эйно в округе Камбре , был последним крупным мастером авиньонской школы живописи. До того момента, как исследователь его творчества Чарльз Стерлинг аргументированно объединил несколько разных произведений под именем Лиферинкс, семь картин из жизни св. Себастьяна , хранящиеся в разных музеях мира, числились за так называемым Мастером св. Себастьяна. Исследователь смог доказать, что Мастер св. Себастьяна и Йос Лиферинкс – это один и тот же художник.
О его жизни сохранилось совсем немного данных. Согласно документам он с 1493 года до самой смерти, случившейся между 1505 и 1508 годами, постоянно жил в Марселе , но иногда выезжал в Экс-ан-Прованс. Известно также, что он был женат на дочери Жана Шанжене , самого крупного художника авиньонской школы в то время. В 1497 году братство св. Себастьяна в Нотр-Дам-дез-Аккуль в Марселе заказало Йосу Лиферинксу и схожему по стилю живописцу – из Пьемонта , алтарь со сценами из жизни св. Себастьяна. Алтарь был исполнен в 1498 году практически одним Лиферинксом, поскольку Симонди вскоре после получения заказа скончался. В начале XX века этот алтарь был распродан по частям, и сегодня 4 панно от него хранятся в Филадельфии , Музей искусства, и по одному в Балтиморе , Художественная галерея Уолтерса, в Риме , Национальная галерея Палаццо Барберини , и в Государственном Эрмитаже , Санкт-Петербург . Это единственное произведение, в отношении которого сохранились документы. Все остальные работы приписываются Лиферинксу на основе стилистического анализа: большая « Голгофа » ( Париж , Лувр ); фрагмент пределлы с изображением «Пьеты» (Антверпен, королевский музей изящных искусств); четыре алтарных створки, посвященные жизни Марии – «Обручение Марии» ( Брюссель , Королевский музей изящных искусств), « Благовещение » и « Обрезание Христа » со святыми Михаилом и Екатериной Александрийской ( Авиньон , музей Кальве) и « Рождество » (Париж, Лувр). Кроме этого ему приписывается небольшая картина «Авраам с тремя ангелами» ( Денвер , Музей искусства). Все эти не подтвержденные документально произведения датируются концом краткой творческой карьеры художника, то есть около 1500-1505 гг.
По своему происхождению Лиферинкс принадлежал к нидерландской культуре, которая оказала влияние на иконографию его картин, трактовку пейзажа и технику живописи. Воздействие пьемонтской живописи, очень сильное в Провансе в конце XV века, проявилось в его творчестве, судя по всему, благодаря сотрудничеству с Бернардино Симонди. Но Лиферинкс был в первую очередь прованским художником, который спустя полвека возродил великую традицию своего предшественника Ангеррана Картона – чистый свет подчеркивает простые объемы, в монументальных композициях сочетаются благородство фигур и сдержанная патетика.
О Лиферинксе, как о живом, последний раз в документах написано в 1505 году; документ от 1508 года сообщает о нём как об умершем.