Interested Article - Данци, Маргарета

Мари́я Маргаре́та Да́нци, урождённая Марша́н ( нем. Maria Margarethe Danzi, geb. Marchand ; 1768 , Франкфурт-на-Майне или Мангейм 11 июня 1800 , Мюнхен ) — немецкая певица ( сопрано ) и композитор. Дочь Теобальда Маршана , сестра Генриха Маршана , жена Франца Данци . С 1796 года и до смерти была примадонной в мюнхенской Придворной опере.

Биография

Ранние годы и обучение

Маргарета была дочерью происходившего из Страсбурга театрального директора Теобальда Илария Маршана , чья труппа выступала в Майнце , Франкфурте , Мангейме и Мюнхене . Считается, что Маргарета родилась во время гастролей во Франкфурте. Её мать Магдалена Брошар ( Brochard ) была актрисой ( субреткой ) и балетной танцовщицей . Труппа Маршана обосновалась в Мангейме в 1775 году, когда курфюрст Карл Теодор назначил отца Маргареты первым директором нового .

С ранних лет она играла детские роли в театре и выступала как пианистка или певица. В 1781 году впервые исполнила заглавную роль в пьесе «Паж» ( Der Edelknabe ) Иоганна Якоба Энгеля в Придворном театре Магнейма (в 1771 году эту же роль играла её старшая сестра).

После того как двор курфюрста переехал из Мангейма в Мюнхен (1778), семья Маршана последовала за ним. В 1778—1782 годах Маргарета училась у Франциски Лебрен (урождённой Данци) , сестры своего будущего мужа. Обучение включало в себя скрипку, пение и теорию музыки. Влияние уже довольно успешной певицы и композитора Франциски на молодую Маргарету, по всей видимости, было огромным: впоследствии она повторила успешный путь своей золовки.

Главным учителем для своих детей Маршан избрал Леопольда Моцарта : он послал к нему сначала сына Генриха (будущего скрипача) , потом Маргарету, а позже и их двоюродную сестру Иоганну Брошар.

Маргарета жила в Зальцбурге в доме Моцартов в 1782—1784 годах (вместе с младшим братом Генрихом), и Леопольд возлагал на них большие надежды . Младший Моцарт слушал её во время своих возвращений в Зальцбург в 1782 и 1783 годах. Голос Маргареты ему понравился, и он предложил написать для неё арию (она либо не была написана, либо утрачена). [ источник не указан 2739 дней ] Обучением девочки занималась и Мария Анна (Наннерль) Моцарт , что нашло отражение в её дневнике . В 1784 году она вышла замуж и уехала в Санкт-Гильген . Леопольд Моцарт счёл себя не в силах продолжать в одиночку обучение детей Маршана, и они вернулись в Мюнхен.

Певица и композитор

Несмотря на опасения Леопольда Моцарта, что из-за интриг в Придворном театре что она не найдёт в нём себе места, Маргарете удалось начать там карьеру. Первое её публичное выступление как певицы в состоялось в 1785 году, а 26 апреля 1786 года она впервые исполнила главную роль — Каллоандру в « Венецианской ярмарке » Сальери (Леопольд Моцарт отметил её успех: «Гредль в Пасхальный понедельник впервые пела главную роль в Придворной академии <…> и получила величайшее одобрение» ). В следующем году она пела роль Телаиры в первой постановке (12 января 1787) «Кастора и Поллукса» аббата Фоглера .

К этому же времени (1786) относится написание Маргаретой Шести сонат для клавира . Известно, что по возвращении в Мюнхен она брала уроки композиции у своего будущего мужа Франца Данци, и это позволяет предположить, что сонаты создавались под его влиянием. Однако их можно отнести и к предыдущему году, когда она жила ещё у Леопольда Моцарта. Он поддержал её первые шаги в композиции и безуспешно попытался издать эти сонаты в Вене у Кристофа Торричеллы : «О сонатах Гретль я ничего не слышал. Я напишу Торичелле сам, также и по поводу клавираусцуга „Похищения » . Эти сонаты утрачены.

В 1790 году Маргарета вышла замуж за композитора и первого виолончелиста мюнхенского придворного оркестра Франца Данци . Они стали гастролировать вместе. Два года (с 1792) Маргарета была примадонной в труппе , в составе которой с огромным успехом выступала Лейпциге и Праге . Особенно ей удавались главные роли в операх Моцарта. В 1794 году Данци снова были в Мюнхене, но вскоре отправились в Италию. Среди прочих мест они посетили Флоренцию и Венецию . Затяжная болезнь лёгких вынудила Маргарету отказаться от дальнейших поездок, и в 1796 году пара вернулась в Мюнхен.

С 1796 года Маргарета пела в Немецком театре ( Deutsches Theater ) в Мюнхене. В 1798 году её муж был назначен вице-капельмейстером. В 1799 году она пела в первой постановке (12 июня) его оперы «Поцелуй». Она умерла в ночь с 10 на 11 июня 1800 года от осложнений болезни лёгких. В ноябре того же года во « Всеобщей музыкальной газете » был напечатан составленный Карлом Каннабихом её некролог.

Семья

  • Муж — композитор Франц Данци . В этом браке родилось двое детей, но выжила только одна дочка:
    • Маргарета Данци (1799 — 23 октября 1866), замужем за актёром Людвигом Брандтом, пела в мангеймском Придворном театре.

Сочинения

Список сочинений

Издатели конца XVIII века были мало заинтересованы в выпуске произведений женщин-композиторов. Все сочинения Маргареты Данци были изданы уже посмертно у стараниями её мужа:

  • Три сонаты для фортепиано с обязательной скрипкой, соч. 1 (1801);
  • Марш марсельцев с вариациями ( Marche de Marseillois varié ) для фортепиано, соч. 2 (1802).

Кроме того, ей принадлежит Анданте с вариациями , вошедшее как средняя часть в Сонату для фортепиано Фа мажор, соч. 3 её мужа (опубликована также у Фальтера ок. 1800).

Издания

В XX веке интерес к Маргарете Данци впервые проявил исследовавший музыкальную жизнь Баварии XVIII—XIX веков . Он издал в 1967 году первую сонату. В 1996 году вышли все три сонаты в редакции , занимающейся популяризацией сочинений женщин-композиторов.

  • Margarethe Danzi . Sonate für Violine und Klavier; op. 1,1. Hrsg. und Vorw. von Robert Münster. — Giebing: Katzbichler, [1967]. — 21 S. + 1 St. — (Varie musiche di Baviera).
  • Margarethe Danzi . Sonata I in E-flat Major for violin and piano. Ed. by Barbara Harbach. — Pullman, WA: Vivace Pr. (VIV 905), c 1996. — 28 S. + 1 St.
  • Margarethe Danzi . Sonata II in B-flat Major for violin and piano. Ed. by Barbara Harbach. — Pullman, WA: Vivace Pr. (VIV 906), c 1996. — 20 S. + 1 St.
  • Margarethe Danzi . Sonata III in E Major for violin and piano. [Ed. by Barbara Harbach.] — Pullman, WA: Vivace Pr. (VIV 907), c 1996. — 25 S. + 1 St.
  • Three Marias: three eighteenth century sonatas by Maria Barthélemon [No. 4], Maria Danzi [Op. 1 No. 1], Maria Hester Park [Op. 13 No. 2]. Ed. Susau [sic] Eileen Pickett. — Bryn Mawr, PA: Hildegard Publ. (09763), 1997. — VII, 51 S. + 1 St.
  • Maria Margarethe Marchand Danzi . Sonata terza pour le pianoforte (with violin obbligato). [Ed. Caroline Cunningham]. — Bryn Mawr, PA: Hildegard Publ., 1998. — [28] S. + 1 St.

Записи

  • (запись 5.7.1972) Соната Es-dur, соч. 1 № 1: Вернер Гробхольц (скрипка) и Моника фон Заальфельд (фортепиано).
    • Грампластинка: Münchner Komponistinnen aus Klassik und Romantik. Musica Bavarica MB 902.
    • Компакт-диск: Münchner Komponistinnen aus Klassik und Romantik. Musica Bavarica (недоступная ссылка) (1997).
  • Соната Es-dur, соч. 1 № 1: Марианна Бёттхер (скрипка) и Урсула Треде-Бёттхер (фортепиано)
    • Компакт-диск: D’un matin de printemps. Kammermusik von Komponistinnen für Violine & Klavier. — Bayer Records .
  • Три сонаты, соч. 1: Антуанетта Ломан (скрипка) и Вон Шлепп (фортепиано), инструменты эпохи.
    • Компакт-диск: Sonatas & Variations for fortepiano & violin. (2007).

Примечания

  1. О рождении Маргареты Данци во Франкфурте пишет Оскар Тейбнер ( Oscar Teuber. Geschichte des Prager Theaters. 1883 und 1885 ). Встречающееся указание на Мюнхен как место рождения неверно.
  2. Theaterjournal für Deutschland, IX, 1779, S.16f.
  3. Дата обращения: 16 июля 2016. 16 октября 2016 года.
  4. См.: Mozart, Maria Anna . «meine tag Ordnungen». Nannerl Mozarts Tagebuchblätter 1775—1783 mit Eintragungen ihres Bruders Wolfgang und ihres Vaters Leopold. Herausgegeben und kommentiert von Geneviève Geffray unter Mitarbeit von Rudolph Angermüller. — Bad Honnef: K.H. Bock, 1998.
  5. от 16 октября 2016 на Wayback Machine «Die Gredl hat am Ostermontag das erste mahl als Hofsängerin in der Hofaccademie <…> gesungen, und den grössten Beyfahl erhalten».
  6. Речь идёт только об увертюре.
  7. от 16 октября 2016 на Wayback Machine «Von den Sonaten der Gretl höre nicht ein Wort; ich werde dem Toricella selbst schreiben, auch wegen dem Clavierauszug der Entführung».
  8. Хотя на титульном листе назван только один автор (Франц Данци), в нотах в начале анданте написано, что оно «сочинено г-жой Данци» ( comp. par Mad. Danzi ).

Литература

  • (нем.) [Карл Каннабих] . во « Всеобщей музыкальной газете » (ноябрь 1801 года).
  • M. Holl. Theaterdirektor Theobald Marchand und seine Tochter Margarete Marchand-Danzi: zwei Aquarellstudien des Malers Joseph Franz von Goez (нем.) // Festschrift Wolfgang Rehm zum 60. Geburtstag, hg. D. Berke und H. Heckmann. — Kassel, 1989. — S. 146–54 .
  • (англ.) Brigitte Höft, Peter M. Alexander, Paul Corneilson. (Maria) Margarethe Danzi [née Marchand] // The New Grove Dictionary of Music and Musicians .
  • (нем.) Brigitte Höft. Danzi, Margarethe // Die Musik in Geschichte und Gegenwart. Allgemeine Enzyklopädie der Musik. 2. Aufl. Ludwig Finscher (Hg.). — Kassel: Bärenreiter Verlag, 1999. — С. 411f .
  • (нем.) Danzi, Margarethe // . — Walter de Gruyter. — С. 1010–1011 . — ISBN 978-3-598-44088-5 .
  • (нем.) Nicole K. Strohmann . .

Ссылки

Источник —

Same as Данци, Маргарета