Лиса-сирота
- 1 year ago
- 0
- 0
Лиса (Лиза) Вершбоу ( англ. Lisa Vershbow ; 1 января 1953 , Бостон ) — американский ювелир , интерьерный дизайнер , искусствовед и коллекционер . Является одним из членов-основателей Вашингтонской Гильдии золотых дел мастеров (Washington Guild of Goldsmiths — WGG). Почётный зарубежный член Российской Академии Художеств . Своей всемирной известностью Лиса обязана как личному трудолюбию и таланту, так и своему супругу-дипломату Александру Расселу Вершбоу (в 2012—2016 годах был заместителем генерального секретаря НАТО).
Лиса — уроженка Бостона , штат Массачусетс . Один из её прадедов родился в Белоруссии и в 1905 году эмигрировал в США. С юных лет Лиса отличалась художественным вкусом, чувством стиля и тем, что принято называть «умными руками». Своё первое ювелирное изделие Лиса создала в 14-летнем возрасте, с помощью подручных слесарных инструментов. В 1969 — 1971 году она прошла курс ювелирной техники и дизайна в родном Массачусетсе, в музее Де-Кордова, город . В 1975 году окончила факультет истории искусств Коннектикутского колледжа в Нью-Лондоне , штат Коннектикут , получив звание бакалавра искусств. Параллельно с учёбой в Нью-Лондоне, Лиса изучала художественную обработку металла в Университете штата Нью Мексико.
В 1975 году вышла замуж за своего земляка-бостонца и друга детства, выпускника Йельского университета , Александра Рассела Вершбоу : «Увы, мои родители не научили меня русскому языку . У нас в доме хранился самовар , а я даже на знала его назначения! Однако, когда я вышла замуж, то согласно традиции, как старшая дочь в семье, забрала самовар с собой в качестве приданого».
Самовар оказался счастливым талисманом. Сейчас у Александра и Лисы — двое сыновей: актёр Бенджамин и биолог Грегори…
С 1978 года до отъезда с мужем в Россию Лиса работала инструктором по ювелирному делу в школе Лиги искусств (Art League School) в Александрии , штат Вирджиния .
В 1979 году Александр Вершбоу был назначен третьим секретарём американского посольства в Москве. Лиса впервые увидела Москву: «Мы прожили здесь два года. Я очень хорошо помню то время: мы жили на Донской улице , и каждый день я катала коляску с маленьким Беном вдоль стен Донского монастыря ». К 1981 относится её первая выставка в столице России.
По возвращении на родину в 1981 году, Лиса вновь работала инструктором по ювелирному делу в школе Лиги искусств. Проработала там до 1997 года . Участвовала в организации молодёжных программ Смитсоновского института в Вашингтоне .
В 1994—1996 годы Лиса Вершбоу состояла президентом Вашингтонской Гильдии золотых дел мастеров (WGG), одним из членов-основателей которой она является. Состоит также членом Общества золотых дел мастеров Северной Америки (Society of North American Goldsmiths — SNAG).
Мне нравятся все виды искусства, но прежде всего — прикладное. Когда я приезжаю куда-нибудь, в первую очередь интересуюсь достижениями прикладного искусства, будь то керамика, стекло, текстиль и т. д. (…) В живописи, скульптуре мы видим много нового, авангардного. В прикладном искусстве этого гораздо меньше, оно в основном остается традиционным. (…) Я же чувствую необходимость показать, что и прикладное искусство может быть таким же современным, как живопись или скульптура. Я стараюсь внести в прикладное искусство некую новую струю. Прежде всего это относится к ювелирному искусству.
Брошки и заколки, ожерелья и серьги, созданные Лисой Вершбоу, носят такие известные женщины, как Мадлен Олбрайт , Кондолиза Райс , Хиллари Клинтон и Лора Буш .
Я подарила госпоже Олбрайт брошку в форме стрелы и сказала, что её нужно носить, если хочешь добиться успеха!
— рассказывает Лиса…
В 1999 году Лиса Вершбоу участвовала в работах XI Международного ювелирного симпозиума в (Чехия). Организовала большое количество персональных выставок.
В 2001 году , в связи с назначением Александра Вершбоу послом США в Российской Федерации, Лиса Вершбоу снова оказалась в Москве, активно участвовала в художественной жизни России, познакомилась с Зурабом Церетели и другими известными художниками, часто посещала Академию имени Строганова.
Я вижу свою миссию в сближении американского и российского сообществ дизайнеров!
— подчёркивала Лиса. Большое огорчение причинил Лисе Вершбоу 2003 год , когда, в связи с событиями в Ираке, Американское посольство отменило выставку её ювелирных украшений в Великом Новгороде , намеченную на 14 мая в Новгородском музее изобразительных искусств . В 2004 году Лиса Вершбоу была участницей и членом оргкомитета российско-американской выставки современного искусства «Две столицы».
Сочетание цвета, формы и механических узлов присутствует в ювелирном дизайне Лисы Вершбоу на протяжении всей её творческой карьеры. Она комбинирует традиционную ювелирную технику — с нетрадиционными материалами. Так, алюминий и пластик она комбинирует с серебром, полудрагоценными камнями и жемчугом — что делает её работы уникальными.
— пишет американский журнал «Ornament» (Volume 34, No.4, 2011).
Ценность моих изделий не в стоимости материала - он достаточно дёшев — а в художественной идее!
— говорит Лиса.
7 октября 2004 года Лиса Вершбоу прочла в профессиональном лицее Калининграда (№ 10) лекцию на тему: «Ювелирный дизайн — американский взгляд». Лекция была организована в рамках образовательной программы Второго регионального конкурса янтарных изделий «Алатырь-2004»… В том же 2004 году Лиса Вершбоу посетила Таганрог и Старочеркасск , познакомилась с богатым историко-культурным наследием этих городов Земли Войска Донского.
В 2005 — 2008 годы , в связи с назначением Александра Вершбоу послом США в Южной Корее, Лиса Вершбоу проживала в Сеуле . В 2005 г. Лиса Вершбоу была членом жюри конкурса ювелиров северных стран в Хельсинки .
В 2011 году Лиса Вершбоу приняла приглашение авторов проекта «Идеи и образы Леонардо да Винчи в современном декоративно-прикладном искусстве» Андрея Гилодо и Марины Коростелевой принять участие в одноимённой выставке, которая открылась 2 сентября в Музее янтаря в Калининграде. , академик Академии искусствоведения, эксперт Министерства культуры РФ и заведующий отделом металла Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства, так охарактеризовал американского дизайнера и её творчество:
Лиса Вершбоу — художник талантливый и оригинально мыслящий. И что самое главное — она относится к тем художникам, которые постоянно думают. То есть не просто что-то делают руками, а именно думают. Для них очень важна мотивация: почему они создают то или иное произведение? И отвечая на этот вопрос, они и создают произведения. Поэтому качество этих произведений всегда соответствует тому, насколько глубоко и насколько детально они продумывают ту тему, которая им задается для создания произведения или которую они выбирают для создания произведения самостоятельно. Вот как раз броши Лисы Вершбоу в контексте проекта « Леонардо да Винчи » стали достаточно наглядным, ярким воплощением её почерка. Я хотел бы добавить ещё, что при всей персональной и личной узнаваемости, Лиса Вершбоу очень ярко, очень эффектно и очень точно представляет американскую ювелирную школу в рамках которой она воспитана, ювелирную школу второй половины XX века и сейчас уже XXI века. Именно с этой точки зрения она выбрала очень интересный аспект: она увидела в машинерии, в рисунках и записках Леонардо да Винчи то, что в современном мире называется дизайн-стилем или дизайн-искусством. Для неё Леонардо да Винчи является одним из первых дизайнеров, который на несколько столетий опередил своё время.
В 2012 году Александр Вершбоу был назначен заместителем генерального секретаря НАТО , и супруги переехали в Брюссель .
Осенью 2016 года супруги Вершбоу вернулись в США.