Interested Article - Дитя большого города (фильм)

Дитя большого города (1914)

«Дитя большого города» ( 1914 ) — художественный немой фильм режиссёра Евгения Бауэра . Фильм вышел на экраны 5 марта 1914 года . Другое название фильма — «Девушка с улицы» .

Сюжет

Фильм показывает, как «дочь бедной прачки Маня, став кокоткой Мэри, доводит до самоубийства простодушного и искренно влюблённого в неё молодого богача» . Мэри пользуется деньгами своего поклонника. Но когда у него кончаются деньги, бросает его и оскорбляет. В конце фильма он кончает жизнь самоубийством , а Мэри перешагивает через его труп , считая это хорошей приметой .

В ролях

Актёр Роль
Елена Смирнова Манечка-Мэри Манечка-Мэри
Нина Козлянинова Манечка в детстве Манечка в детстве
Виктор Кравцов Виктор Кравцов
лакей лакей
прачка прачка
танцовщица танцовщица
Арсений Бибиков Крамской, товарищ Виктора Крамской, товарищ Виктора

Съёмочная группа

О фильме

Фильм получил положительные рецензии в год выхода на экран . «Вестник кинематографии» написал, что «картина поставлена выше похвал» . В рецензии отмечалось также, что игра Елены Смирновой «не оставляет желать ничего лучшего». Особо выделялся «восточный танец» в исполнении Эммы Бауэр, рецензент писал об удивительной пластике артистки, её трепетно-змеевидных движениях, напоминавших выразительную пластику известной английской танцовщицы мисс Мод Алан .

«Единственной по красоте постановки русской драмой» назвал картину журнал «Кинема» . Он также отметил игру Е. Смирновой и М. Саларова и то, что «остальные исполнители поддерживали общий ансамбль».

В дальнейшем критики также высоко оценивали фильм. В частности, историк кино Вениамин Вишневский выделял эту картину как «интереснейший фильм Е. Ф. Бауэра, реалистически трактующий героев и среду» .

Киновед в своей книге «Фабрика жестов» указала, что «Дитя большого города» повторяет сюжетную схему другого фильма Евгения Бауэра «Немые свидетели» : девушка из низкого социального слоя становится любовницей аристократа . Но в «Немых свидетелях» ни положение, ни жестовый язык горничной не меняется. В фильме «Дитя большого города» «модистка, становясь кокоткой, перенимает осанку и телесный язык, атрибутированные в „Немых свидетелях“ аристократке», «актриса играет два тела» . Автор книги также приводит один из «магических жестов руки» из фильма в качестве иллюстрации средств выразительности в немом кино .

В энциклопедии «Первый век кино» отмечалось, что режиссёр Е. Бауэр сумел преодолеть существовавшую в то время проблему несочетаемости натурных и павильонных съемок.

Сквозные съёмки возвращали натуре и павильону родственные связи, давали им импульс встречного движения. Эту роль выполняет, например, знаменитый кадр из фильма "Дитя большого города" (1914): героиня, работница швейной мастерской, размечталась у окна, присев на край рабочего стола. У неё за спиной, в окне — широкая улица, большие красивые дома, разъезжают автомобили, пролётки — богатая, увлекательная жизнь... .

Кадр из фильма «Дитя большого города» (1914)

Юрий Цивьян отметил наезд камеры в сцене, когда камера устремляется через весь ресторан в сторону «индийской танцовщицы» . В другой работе анализируется этот новый для того времени художественный приём из фильма: «C помощью этого решения акцентируется глубина пространства и обеспечивается стереоскопия видения» .

Критик Майя Туровская относила фильм «Дитя большого города» к лучшим образцам русского экранного искусства . По её мнению, в фильме показан тип женского демонизма («она убивает, не прикоснувшись к оружию»), который «очень редок, можно сказать, уникален в русском кино» .

Киновед Ирина Гращенкова отметила:

«В фильме Е. Бауэра „Дитя большого города“ („Девушка с улицы“) дан иной женский тип — жестокая, хищная, жрица любви, приносящая других в жертву. Елена Смирнова … не пожалела для неё обличительных красок, и такая трактовка была ближе к сути самого явления, хотя и дальше от русской традиции его показа» .

Исследовательница русского дореволюционного кино Рэйчел Морли (Морлей) подробно исследовала связь фильма с русской классической литературой . Она указала, что на экране « Преступление и наказание » превращается в «преступление без наказания».

Примечания

  1. , с. 38.
  2. , с. 194.
  3. , с. 254.
  4. Вестник кинематографии, 1914, № 85, с. 38.
  5. , с. 123.
  6. Кинема, 1914, № 6, с. 4.
  7. , с. 195.
  8. , с. 71.
  9. , с. 73.
  10. , с. 198.
  11. , с. 265.
  12. , с. 218.
  13. , с. 108—113.
  14. , с. 218.
  15. , с. 27—43.

Литература

  • Вишневский В.Е. Художественные фильмы дореволюционной России. — М. : Госкиноиздат, 1945. — С. 38. — 194 с.
  • Великий Кинемо: Каталог сохранившихся игровых фильмов России (1908—1919) / Сост.: В. Иванова, В. Мыльникова, С. Сковородникова, Ю. Цивьян, Р. Янгиров. — М. : Новое литературное обозрение, 2002. — С. 194—195. — 568 с.
  • Булгакова О.Л. Фабрика жестов. — М. : Новое литературное обозрение, 2005. — С. 71—73. — 302 с.
  • Гращенкова И.Н. Кино Серебряного века. Русский кинематограф 10-х годов и Кинематограф Русского послеоктябрьского зарубежья 20-х годов. — М. , 2005. — С. 89, 254. — 432 с.
  • Цивьян Ю.Г. Историческая рецепция кино: Кинематограф в России, 1896—1930. — Рига: Зинатне, 1991. — С. 265. — 492 с.
  • Кавендиш Ф. Рука, вращающая ручку. Кинооператоры и поэтика камеры в дореволюционном русском кино // Киноведческие записки. — 2004. — № 69 . — С. 204—245 .
  • Туровская М. Женщина-убийца в русском и советском немом кино // Искусство кино. — 1997. — № 5 . — С. 108—113 .
  • Morley R. Crime without Punishment: Reworkings of Nineteenth-century Russian Literary Sources in Evgenii Bauer's Child of the Big City // Russian and Soviet Film Adaptations of Literature, 1900-2001: Screening the Word / S. Hutchings and A. Vernitski (eds). — London/New York: Routledge, 2005. — С. 27—43. — 244 с.
  • Первый век кино. Популярная энциклопедия / Ред. К. Разлогов, С. Лаврентьев, Е. Марголит. — М. : Локид, 1996. — Т. 1. — С. 196—198. — 720 с.
  • Устюгова В.В. «Королевы» русского экрана: аккумуляция идеалов модерна // Вестник Пермского университета. История. — 2007. — № 3 . — С. 113—127 .

Ссылки

  • на сайте «Энциклопедия отечественного кино»
Источник —

Same as Дитя большого города (фильм)