Пардубицкий замок
- 1 year ago
- 0
- 0
Коппитц ( нем. Schloss Koppitz , польск. Pałac w Kopicach ) — средневековый замок расположенный в городе Копице (немецкое название Koppitz ), в гмине Гродкув (Гротткау) в Опольском воеводстве , Польша . Как дворянская резиденция известен с XIV века. Современное здание в стиле неоготики и неоренессанса (с элементами архитектуры Тюдоров) было спроектировано и возведено в XIX веке в ходе радикальной реконструкции . Тогда прежнее сооружение было значительно расширено и превращено в дворцово-замковый комплекс. В ту эпоху имение принадлежало крупному промышленнику, владельцу горнодобывающих предприятий, (1831-1915) и его супруге (1842-1910). С 1936 по 1945 год замок назывался Шварценгрунд ( Schwarzengrund ). С 1958 года после масштабного пожара комплекс дежит в руинах. В настоящее время копмлекс принадлежит частному лицу.
С 1360 года имение Коппитц (вместе с укреплённым усадебным домом) принадлежало семье фон Борсниц. Через 90 лет владельцами поместья оказались представители рода фон Бесс. В 1534 году земля и строения стали собственностью каноника собора в Бреслау Бальцара фон Неккерна.
С XVII века замок ещё несколько раз менял хозяев. Среди прочих, Коппитцем владели Ганс Генрих Хейман фон Розенталь, Готфрид фон Шпетген, а с 1751 года — силезский дворянский род .
В 1783 году прежнее сооружение, больше напоминавшее крепость, было перестроено в стиле классицизма. Теперь замок превратился в дворцовый комплекс. Автором проекта был архитектор Ганс Рудольф из Ополе.
В начале XIX века замок выкупил богатый, но бездетный горный промышленник Карл Годулла. Он удочерил юную Йоханну Грызик, происходившую из обедневшего силезского дворянского рода. Девочка рано осталась сиротой, но в одночасье её жизнь резко изменилась. Словно Золушка она из бедности и нужды превратилась в наследницу огромного состояния. Вскоре Карл Годулла скончался и вся его собственность досталась маленькой девочке. На момент вступления в наследство в 1848 году ей было всего шесть лет. Неудивительно, что ей захотелось ощутить себя принцессой из сказки.
Йоханна вышла замуж за Ханса Ульриха фон Шаффгоча, богатого немецкого предпринимателя дворянского происхождения. В 1859 году молодожёны, обладавшие внушительным состоянием, решили полностью перестроить прежний дворец. Для подготовки проекта был приглашён архитектор из Бреслау . Работы проводились в период с 1864 по 1864 год. Непосредственно за строительство отвечал не сам Карл Иоганн Людеке, а Констанций Хайденрайх и Рихард Янг.
Коппитц превратился в просторную и роскошную резиденцию. После масштабной реконструкции комплекс, фасады которого отныне украшало множество декоративных элементов, действительно стал внешне напоминать сказочный замок принцессы. Супруги фон Шаффгоф прожили в этом замке полвека и смогли в ноябре 1908 года отпраздновать здесь свою золотую свадьбу .
В качестве гостей замок посещали представители высшей европейской аристократии. По приглашению хозяев здесь также бывали многие именитые немецкие художники, литераторы и политики.
До 1945 года замок Коппитц принадлежал потомкам Йоханны и Ханса . Замок благополучно пережил разрушительные события Второй мировой войны . И фасады и интерьеры сохранились в прежнем виде. Однако владельцы уехали вместе с отступающей немецкой армией на запад.
Летом 1945 года регион перестал быть частью Германии и был включён победителями в состав Польской народной республики . Вскоре прошла национализация всей собственности. С конца 1940-х годов в замке располагались детские лагеря. Новые власти устраивали здесь праздники и культурные мероприятия .
Однако в первой половине 1950-х годов здание оказалось фактически бесхозным. Неохраняемый замок подвергся разграблению. Были похищены и вывезены практически все предметы внутреннего убранства. В 1958 году в замке вспыхнул пожар. С огнём бороться было некому и здание выгорело полностью. С тех пор замок, оставшийся без крыши, не восстанавливали. Из-за воздействия осадков и частых актов вандализма комплекс стал представлять из себя печальное зрелище: все окна выбиты, дверей нет, часть перекрытий обрушилась .
В 1990 году, в надежде на инвестиции и восстановление Коппитца, муниципальные власти Гродкува продали руины краковским бизнесменам Адаму и Виолетте Коч за символическую сумму — 5000 злотых . Кроме того, была предоставлена ещё и рассрочка платежа до 2015 года. Однако новый владелец не сдержал своего обещания. Ремонт так и не начался. Более того, процесс разрушения стен продолжился .
В июне 2008 года владльцы компания ZARMEN из Хожува выкупили руины дворцово-замкового комплекса. Вновь прозвучали обещания о ремонте, реконструкции и реставрации. Правда, рабочие появились на объекте только осенью 2012 года. Серьёзных изменений так и не произошло. А вскоре Коппитц в очередной раз сменил собственника.
После неоднократных смен владельцев (за время которых восстановление так и не началось) в начале 2017 года замок перешел во владение компании Globucor Luxembourg Polska . Согласно согласованному плану на месте руин предполагалось создать немецко-польский исторический музей. Стоимость вложений оценили в 100 миллионов евро . Ожидалось, что работы продлятся около семи лет. Но и на этот раз дело не сдвинулось с мёртвой точки.
В конце 2022 года замок купил инвестор Йоахим Везиоллек из Ополе , который к тому времени уже владел . Многообещающая сделка, призванная спасти от полного разрушения родовую резиденцию рода Шаффготш состоялась по инициативе Мацея Мишка из Катовице и пастора Ярослава Шелонга из Коппитца. Вскоре на объект прибыли рабочие. Наконец-то начались работы, призванные на первом этапе просто укрепить остатки стен.
Главной частью замка был центральный трёхэтажный корпус, имевший ярко выделявшийся на фоне фасада главный вход с эффектным ризалитом с колоннадой. Справа и слева от главного дома возвышались две башни с угловыми башенками ( бартизанами ) и разнообразными украшениями. С трёх сторон комплекс окружали пруды, так что сооружение можно было назвать замком на воде . С северо-западной стороны к главному корпусу можно было попасть по каменному мосту, построенному через старинный защитный ров.
В комплексе зданий на каждом этаже (включая подвал) имелись дестяки залов и комнат. Внутри до Второй мировой войны размещались прекрасная коллекция скульптур, картин и охотничьих трофеев, а также собрание редких книг и образцы рыцарских доспехов .
Вокруг замок был разбит большой парк в английском стиле . Он хоть и находится в запущенном состоянии, но хорошо сохранился. До сих пор в разных уголках среди старых аллей и каналов можно обнаружить скульптуры и остатки павильонов. Основателем и куратором парка был директор прусских королевских садов Георг Хемпель.
Рядом с замком располагались обширные клумбы, розарии и фруктовые сады. Также имелись огороды и зимний сад. Здесь имелись разнообразные тропические растения и красочные цветочные композиции.
В парке сохранились огромные дубы, искусственные руины замка, смотровая башня, семейная усыпальница, декоративный храм Дианы, китайский павильон и многочисленные беседки. В прежние времена здесь были созданы оригинальные фонтаны и размещалось множество скульптур с фигурами животных и людей. Автором многих статуй был Карл Керн. Многие из этих памятников к сожалению после 1945 года оказались утрачены .