Первый человек на Луне (почтовая марка)
- 1 year ago
- 0
- 0
Во многих культурах присутствует такое явление, что люди, рассматривающие Луну во время полнолуния , видят на её диске человеческое лицо , голову или тело . Это является парейдолической иллюзией , вызванной комбинацией тёмных областей на поверхности спутника Земли ( лунные моря ) и светлых (высокогорья) .
Истоки мифа «Человек на Луне» уходят корнями глубоко в историю.
Старинная европейская байка гласит, что этот человек был сослан на Луну за какое-то преступление.
В некоторых германских культурах считалось, что он был дровосеком, которого застали за работой в субботу .
Одна средневековая христианская легенда утверждает, что он — Каин , Странник, навечно обречённый кружить вокруг Земли. « Ад » Данте намекает на это :
Но нам пора; коснулся рубежа
Двух полусфер и за Севильей в волны
Нисходит Каин, хворост свой держа,
А месяц был уж прошлой ночью полный...
А затем о том же он говорит в « Раю » :
Но что, скажите, означают пятна
На этом теле, вид которых нам
О Каине дает твердить превратно?
В прологе пьесы « » (ок. 1588) Джона Лили говорится: «Нет никого под солнцем, кто знал бы, что делать с человеком на луне» ( There liveth none under the sunne, that knows what to make of the man in the moone ) .
Существует традиционное европейское поверье, что Человек на Луне любил пить, особенно кларет . Из старинной баллады (оригинальное написание):
Our man in the moon drinks clarret,
With powder-beef, turnep, and carret.
If he doth so, why should not you
Drink until the sky looks blew?
В английском средневековье и ренессансе Луна считалась покровительницей пьяниц, и по меньшей мере три лондонские таверны носили название «Человек на Луне». Это словосочетание взято из старинного английского детского стишка :
The man in the moon came tumbling down
And asked his way to Norwich ;
He went by the south and burnt his mouth
With supping cold pease porridge.
Еврейские предания (а они предшествовали христианским) утверждают, что это — человек, пойманный за сбором хвороста в и потому приговорённый Богом к смерти через побивание камнями ( Книга Чисел XV.32-36) . Существует также старинная еврейская легенда, согласно которой на Луне выгравировано изображение Иакова .
В скандинавской мифологии Мани (переводится как просто Луна ) — мужское олицетворение Луны, которое пересекает небо в карете, запряжённой лошадьми, преследуемый Великим Волком Хати .
В китайской мифологии богиня Чанъэ оказалась заброшенной на Луну после того, как по глупости выпила двойную дозу зелья бессмертия . В некоторых версиях мифа её сопровождает Ю Ту, Лунный заяц . Другой китайский миф рассказывает об У Гане , человеке на Луне, который пытается срубить лес османтусов , но он всегда вырастает заново .
В мифологии хайда говорится, что это — мальчик, собирающий хворост. Отец сказал ему, что лунный свет освещает ночь, и поэтому он может завершить работу по дому. Не желая собирать хворост, мальчик высмеял Луну и её свет. В наказание за неуважение он оказался на Луне, и теперь вечно собирает на ней хворост.
В японской мифологии говорится, что на Луне живёт племя человекоподобных духовных существ. Это подробно рассматривается в « Сказании о резчике бамбука ».
Во вьетнамской мифологии Человека на Луне зовут Куи. Он был дровосеком, у которого был волшебный баньян . Однажды, когда его жена по неведению полила дерево нечистой водой, оно выкорчевало себя, чтобы улететь, и тогда Куи схватил его за корни и был унесён на Луну. Там он стал вечным компаньоном Лунной Дамы и Нефритового Кролика . Эта троица стало олицетворением Праздника середины осени , когда они спускаются в мир смертных и раздают , лунные пряники и подарки детям .
В мифологии ацтеков , после того, как скромный бог Нанауацин прыгнул в жертвенный огонь, чтобы стать богом солнца Тонатиу , гордый, тщеславный, богатый, но нерешительный бог Тексистекатль последовал за ним в огонь, став вторым солнцем. Однако боги были так разгневаны трусостью Тексистекатля, что бросили ему в лицо кролика, приглушив его свет и оставив отпечаток кролика на поверхности Луны.
В некоторых традициях люди видят на лунном диске фигуру мужчины, несущего на спине большую ношу, иногда он в сопровождении маленькой собачки . В других культурах, от Японии до Мексики, от Индонезии до Британских островов, «принято видеть» зайца (кролика) . Также, при желании, «можно разглядеть» жука, краба, осла, Мадонну с младенцем .
В Северном полушарии распространённое в Западном мире восприятие человеческого лица на Луне таково: глаза — Море Дождей и Море Ясности , нос — Залив Зноя , а открытый рот — Море Облаков и Море Познанное . Такое «лицо» также можно увидеть в тропических регионах по обе стороны от экватора. Далее к югу, в связи с ориентацией видимой стороны Луны относительно земного наблюдателя, это «лицо» распознаётся всё хуже — и в конечном счёте не наблюдается вовсе — по мере приближения к Южному полюсу .
Традиционные изображения «Человека на Луне», встречающиеся в западном искусстве, часто изображают очень простое лицо в полнолуние или человеческий профиль в полумесяце ( первая четверть и последняя четверть), не соответствующий никаким фактическим ландшафтным элементам Луны. Например, человек с отвёрнутым от земного наблюдателя лицом, с короной Иисуса (светлое кольцо вокруг Моря Дождей ). Другой распространённый образ — в капюшоне, смотрящая вниз на Землю, с «капюшоном» из чёрного лавового камня вокруг белой кости черепа, а также образующей глазницы.
«Человек на Луне» также может относиться к мифологическому персонажу, который, как говорят некоторые сказания, живёт на Луне или в её недрах (не проявляя своего изображения на лунном диске). Например, Лунный старец из китайского фольклора ; или из шотландского.
« Человек на Луне » Фрэнсиса Годвина , опубликованный в 1638 году, является одним из самых ранних романов, который, как считается, содержит несколько черт, характерных для научной фантастики .
«Человек на Луне» состоит из различных элементов лунного ландшафта (из каких именно — зависит от парейдолического восприятия конкретного человека или культуры). Эти обширные тёмные пятна называются « морями », потому что долгое время астрономы считали их большими водоёмами. На самом деле это участки, образованные лавой, которая покрыла старые кратеры, а затем остыла, превратившись в гладкую базальтовую породу .
Видимая сторона Луны , содержащая элементы, из которых состоит «человек», всегда обращена к Земле; это происходит из-за синхронной орбиты Земли и её спутника .