Interested Article - Глафира Каппадокийская

Глафира ( греч. Γλαφύρα , ивр. גלפירה ‎; ок. 35 г. до н. э. — † 7 г. н. э.) была анатолийской княжной из Каппадокии и царицей Мавретании от второго брака с королём Мавретании Юбой II. Она была связана с династией Иродиадов своим первым и третьим браком с , и Иродом Архелаем соответственно .

Семья и ранние годы

Родилась и выросла в Каппадокии . Многие её предки греческого , армянского и персидского происхождения. Её отцом был союзный Риму царь Архелай из Каппадокии , единственным родным братом был её младший брат . Дед по отцовской линии был царь-священник из храмового государства , в то время как её бабушка по отцовской линии, в честь которой она была названа, была гетера Глафира . Цари-жрецы Команы произошли от Архелая , фаворита высокопоставленного полководца Митридата VI Понтийского , который, возможно, был женат на дочери Митридата VI .

Мать Глафиры, первая жена Архелая, была вероятно, дочерью армянского царя Артавазда II , сына Тиграна Великого и Клеопатры Понтийской , дочери Митридата VI от его первой жены, его сестры Лаодики , имя которой неизвестно и умерла в 8 г. до н. э. Если это так, родители Глафиры могли быть дальними родственниками.

В 25 г. до н. э. император Август передал Архелаю дополнительные территории для управления, включая порт Элеуса Себаста , который Архелай переименовал в честь Августа . Здесь поселилась королевская семья, и Архелай построил на острове в гавани королевскую резиденцию и дворец . Глафира носила высокий титул дочери царя , что отражает её происхождение и высокородие. Она была привлекательной и активной женщиной, считалась обаятельной, желанной; и силой, с которой нужно было считаться .

Первый брак

Август поощрял смешанные браки между семьями союзных Риму князей. Иудейский царь Ирод Великий обычно женил своих детей на родственниках или подданных . Однако Ирод хотел, чтобы его сын Александр женился на иностранной принцессе . Ирод заключил брачный союз с Архелаем .

В 18 или 17 году до нашей эры, при дворе Ирода в Иерусалиме Глафира вышла замуж за Александра . Архелай предоставил Глафире приданое, которое Ирод позже вернул ей . Союз Александра и Глафиры описывается как счастливый . Глафира стала иудейкой после замужества , хотя в рассказе о её первом браке не было упоминания об обращении . Глафира родила Александру троих детей: двух сыновей, Тиграна и Александра , и безымянную дочь . Имена детей Глафиры и Александра отражают их культурное и царское происхождение.

При дворе Иерусалима она стала крайне неприязненной к семье Ирода из-за её высокомерия: она заявляла о своём превосходстве из-за своего происхождения от греческих по отцу и персидских по матери царей . Она насмехалась над и жёнами Ирода по поводу их низкого происхождения, например, дочерью Саломеи , глядя на неё «с негодованием», хотя они были равного ранга. Её отношение заставило мужа Береники, князя Аристобула IV , описать Беренику как простолюдинку, «женщину из народа». Саломея, в свою очередь, распространила слух, что Ирод влюблён в Глафиру. Это разозлило мужа Глафиры Александра и отдалило его от отца . Женщины при дворе Ирода стали ненавидеть Глафиру и Александра. Непопулярность Глафиры привела к слухам об Александре и Аристобуле IV.

Ирод пришёл к выводу, что они замышляют против него заговор . С разрешения Августа он казнил Александра и Аристобула в 7 г. до н. э. Ирод также расспросил Глафиру, чтобы подтвердить её верность ему . Затем Ирод отправил Глафиру обратно в Каппадокию, но сохранил опеку над её детьми . Возвращение Глафиры не разорвало дружеских отношений между двумя королевствами.

Второй брак

Ирод умер в 4 г. до н. э. в Иерихоне . После смерти Ирода дети Глафиры переехали жить к ней в Каппадокию . Они отказались от иудаизма и приняли своё греческое наследие, включая религию , но их семейные связи с династией Ирода не были полностью разорваны.

Во 2 г. до н. э. — 2 г. н. э. союзный Риму царь Юба II из Мавретании совершил поездку по Восточному Средиземноморью с внуком Августа Гаем Цезарем . Во время этой поездки Юба II встретил Глафиру. Они полюбили друг друга и поженились до 6 г. н. э. Предыдущая супруга Юбы II, Клеопатра Селена II , предположительно умерла до 6 г. н. э. (Некоторые монеты Клеопатры Селены II датированы 17 годом н. э., что позволяет предположить, что она была ещё жива тогда; хотя маловероятно, что романизированный Юба II заключил бы полигамный брак, но его отец был многоженцем.)

Таким образом, Глафира стала королевой Мавретании. Её брак с Юбой II, по-видимому, был недолгим: её имя не упоминается в надписях Северной Африки . Однако почётная надпись ей была сделана в Афинах :

др.-греч. Ή βουλή καί [ό δ]ήμος [Β]ασίλισσαν [Γλαφύραν] βασιλέω[ς] Άρχελάου θυγ[ατέρα], βασιλέως Ίόβ[α] γυναίκ[α άρε]τής έν[ε]κα.

рус. Буле и Демос чествуют королеву Глафиру, дочь царя Архелая и жену царя Юбы, за её добродетели.

Третий брак

За время своего второго брака она повторно познакомилась с Иродом Архелаем (сводным братом её первого мужа, а ныне римским этнархом Самарии , Иудеи и Идумеи ) . Он был сыном Ирода Великого и его четвёртой жены . Они полюбили друг друга и решили пожениться . Ради этого, Глафира развелась с Юбой II, а Ирод Архелай развёлся со своей первой женой, своей двоюродной сестрой .

Глафира и Ирод Архелай поженились, а Ирод был этнархом . Брак вдовы с её бывшим зятем нарушил еврейские законы левиратного брака . Евреи считали это аморальным и вызвало в Иудее крупный религиозный скандал .

У брака Глафира и Ирода не было счастливого конца. Вскоре после свадьбы Глафире якобы приснилось, что её первый муж встал рядом с ней и упрекнул её в том, что она ему не верна. Она не только вышла замуж во второй раз, но даже вернулась и вышла замуж за своего зятя. Во сне Александр сказал Глафире, что теперь вернёт её как свою. Она рассказала своим друзьям о сне и умерла через два дня .

Примерно в то время, когда Глафира умерла Август снял Ирода Архелая с поста этнарха из-за его жестокости и сослал его во Вьен в Галлии . Неизвестно, умерла ли Глафира до или во время изгнания . По общему мнению, её смерть доставила удовольствие женщинам иудейского двора.

Примечания

  1. ↑ , p. 298.
  2. Tal Ilan. (англ.) . Jewish Women's Archive (1999). Дата обращения: 7 ноября 2021. 7 ноября 2021 года.
  3. , p. 208.
  4. (англ.) . Ancient Library . 12 октября 2012 года.
  5. , p. 167.
  6. ↑ , pp. 114, 138.
  7. ↑ , p. 150.
  8. , p. 205.
  9. , p. 464.
  10. ↑ , p. 137.
  11. , p. 225.
  12. , p. 321.
  13. , p. 1164.
  14. , p. 172, 228.
  15. , p. 235.
  16. (англ.) . 1 января 2019 года.
  17. , p. 2.
  18. , p. 327.
  19. ↑ (англ.) . Tyndale House . 3 марта 2016 года.
  20. , p. 355.
  21. , pp. 345—355.
  22. ↑ , p. 46.
  23. , p. 47.
  24. , p. 1166.

Литература

  • Moen, Ingrid J. (англ.) . — Department of Religion, Duke University, 2009.
  • Millar, Fergus; Schürer, Emil; Vermes, Geza. The History of the Jewish People in the Age of Jesus Christ (175 B.C. — A.D. 135) (англ.) . — T&T Clark, 2000. — 320 p. — ISBN 0567093735 . — ISBN 978-0567093738 .
  • Temporini, H.; Haase, W. Aufstieg und Niedergang der römischen Welt: Geschichte und Kultur Roms im Spiegel der neueren Forschung (нем.) . — Walter de Gruyter, 1980.
  • Syme, R.; Birley, A. R. Anatolica: studies in Strabo (англ.) . — Oxford University Press, 1995.
  • Rigsby, K. J. (англ.) . — University of California Press, 1996.
  • Salisbury, J. E. Women in the ancient world (англ.) . — ABC-CLIO, 2001.
  • Sandler, S. Ground warfare: an international encyclopedia (англ.) . — ABC-CLIO, 2002. — Vol. 1.
  • Gillman. F. M. Herodias: at home in that fox’s den (англ.) . — Liturgical Press, 2003.
  • Dueck, D.; Lindsay, H.; Pothecary, S. Strabo’s cultural geography: the making of a kolossourgia (англ.) . — Cambridge University Press, 2005.
  • Kasher, A.; Witztum, E. King Herod: a persecuted persecutor: a case study in psychohistory and psychobiography (англ.) . — De Gruyter, 2007. — 514 p. — ISBN 978-3110189643 .
  • Mayor, A. The Poison King: the life and legend of Mithradates, Rome’s deadliest enemy (англ.) . — Princeton University Press, 2009.

Ссылки

Same as Глафира Каппадокийская