Interested Article - Дом Бака

Дом Ба́ка — историческое здание в центральной части Санкт-Петербурга , построено в 1904—1905 годах для издателя кадетской газеты « Речь » Юлиана Бака по проекту архитектора Бориса Гиршовича . Расположен по адресу Кирочная улица , дом 24. Отличается выразительным декором фасадов и оригинальным решением дворовой части: второй и пятый этажи главного корпуса и флигеля соединены воздушными галереями .

В 2001 году дом Бака получил статус вновь выявленного объекта культурного наследия , а по результатам историко-культурной экспертизы 2016 года рекомендован к включению в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации .

История

Строительство

По сведениям от 1844 года, земельный участок под будущим домом Бака ранее занимал дом Карла Фёдоровича Гаугера, доктора медицины и императорского тайного советника . Двухэтажное П-образное в плане здание было оформлено в стиле классицизма , первый этаж сложен из камня, а второй был деревянным. Всего в нём насчитывалось 17 квартир, две из которых были оснащены водопроводом. В доме также размещались прачечная и конюшня на 9 лошадей . Позднее здание сменило нескольких владельцев — сразу после Гаугера здание перешло к почётному гражданину Петру Ильичу Ларионову, затем к неким Афанасьеву и Мейеру. Последними собственниками до перестройки стали братья Эмилий-Иоганн и Эдуард Фёдорович Мейзе. По договору от 21 января 1903 года они продали дом инженеру Юлиану Баку за 212 500 рублей. Уже к маю старое здание разобрали и расчистили землю для нового строительства .

В качестве архитектора нового здания Бак пригласил Бориса Гиршовича, который к тому моменту уже создал несколько выразительных домов для еврейской общины Петербурга . Гиршович разработал два проекта; к реализации одобренного заказчиком варианта приступили сразу же после сноса предыдущей застройки. Масштабное здание было спроектировано на пять входов (два парадных и три дворовых), воротные проезды образовали три соединённых между собой двора, а четвёртый двор был сформирован благодаря воздушным галереям между главным корпусом и флигелем. Пятиэтажный корпус по красной линии улицы венчала мансарда , дворовые флигели получили 6-й этаж. К зданию были подведены коммуникации — электричество, водопроводная и канализационная сеть, в парадных установлены лифты и предусмотрено помещение для консьержа .

После смерти Юлиана Бака его вдова Анна Ильинична продала здание надворному советнику Афанасию Михайловичу Сомову. Известно, что последним собственником здания стал Константин Александрович Варгунин , купец 1-й гильдии и потомственный почётный гражданин .

Архитектура

Вид со двора на крытые галереи, 2017 год

Общий стиль здания характеризуют как «третье барокко » . Фасад дома по красной линии улицы дробится межэтажными тягами и карнизами , эркерами и объёмными аттиками , обильно украшен лепниной и металлодекором (коваными решётками, козырьками, флагодержателями). Дворовые фасады получили более сдержанный облик, основным выразительным элементом выступают галереи и открытые балконы. Цоколь выложен известняком, первый этаж рустован , завершает композицию деревянный карниз . По первоначальному проекту на здании были две башенки. Одна из них была разрушена во время Великой Отечественной войны , вторая предположительно утрачена в 1968 году .

Для отделки здания применялись только качественные и дорогостоящие материалы. Например, витражи для оформления вестибюлей и лестничных пролётов были созданы на заказ в мастерской торгового дома «М. Франк и К°» . Полы в общественных зонах выложены метлахской плиткой , колонны и лестницы облицованы мрамором, потолки и стены оформлены лепниной, поставлены резные дубовые двери и высокие зеркала .

Одной из архитектурных особенностей здания является необычное соединение корпусов: второй и пятый этажи соединяют крытые галереи, вместе с рядами открытых балконов они придают типично Петербургскому двору-колодцу оригинальный вид, который сравнивают с лабиринтами Маурица Эшера . Помимо эстетического, крытые галереи имели и прагматическое значение — из-за них жильцам внутреннего флигеля приходилось пользоваться парадным входом, что увеличивало стоимость аренды. В подвале дома располагались винные погреба, а также помещения для сдачи внаём .

Известные жильцы

Записка С. М. Лукьянова , коллеге — А. Ф. Кони при посылке первых печатных работ его сыновей — Юрия (Георгия) и Сергея . 2 декабря 1913 года. Кирочная, 24

В начале XX века нанимателями квартир в доме были многие зажиточные горожане разных профессий, от чиновников до поэтов. Сам Юлиан Бак, его супруга Анна Ильинична (в девичестве Элияссон) и их дочь Евгения занимали квартиру № 1, под которую отводился весь первый этаж здания. Одним из первых жильцов сразу после окончания строительства стал Александр Редигер , военный министр Российской империи. Он снял 22-комнатную квартиру № 2 на втором этаже, аренда которой стоила 8 тыс. рублей в год. Третий этаж занимал нефтепромышленник Павел Гукасов . В мансардном этаже располагались мастерские, самую просторную из них арендовал художник Николай Беккер, сын прославленного портретиста Фёдора Беккера . В период с 1906 по 1910 год Леон Бакст снимал под мастерскую квартиру № 6 (по некоторым источникам — № 31 или 32, где работал над костюмами для « Русских сезонов » Дягилева .

В доме по Кирочной, 24 жил после ухода с поста Обер-прокурора Святейшего правительствующего синода , С. М. Лукьянов (1855—1935) — русский учёный-эпидемиолог, писатель и государственный деятель .

До революции в разные годы жильцами дома Бака были также сенатор Нил Зуев с семьёй, вдова и дети генерала Дмитрия Комаровского , генерал от инфантерии Андрей Косич , дочь инженера Эдуарда Тотлебена Александра, доктор медицины и крупный промышленник Сергей Колачевский .

При советской власти дом «уплотнили» под коммунальное жилье , в одной из комнат квартиры № 31 жил актёр Юрий Каморный , а в 37-й 11 лет (с 1930 по 1941 год) прожили Анатолий Мариенгоф с супругой Анной Никритиной . В квартире № 22 до 1956 года жила балерина Нина Тимофеева , а в 1970-х годах — артист балета Василий Островский .

Современность

Обветшание

С момента окончания строительства в 1905 году здание ни разу не ремонтировалось . Во время Второй Мировой войны в дом дважды попадали бомбы: один снаряд пробил несколько этажей, второй попал в фасадную стену, от чего пошла трещина по всему зданию . За вторую половину XX века были расхищены и уничтожены практически все элементы отделки общественных зон (витражи, металлодекор), разбиты зеркала, в 1960-х годах исчезла лифтовая кабина, а в 1988 году была демонтирована сетка шахты. В 1990-х годах съёмщики выбрасывали из квартир историческую мебель, двери, ванные, демонтировали оригинальные камины .

С 2000-х годов дом Бака был включён в перечень мест съёмок студии « Ленфильм », при этом общее состояние здания было крайне неудовлетворительным — на этажах не было света, в парадных ночевали и оставляли мусор бездомные. Зимой 2010 года в одном из подъездов рухнул потолок . По словам жильцов, с того же года одну из квартир снял «известный порнобарон», установивший для себя отдельный пост охраны . С 2010 по 2013 год в здании работало нелегальное казино , в 2016 году на его месте был открыт хостел . По свидетельству жильцов, в 2020 году в доме продолжали работать два борделя, хотя на них неоднократно подавали заявления в полицию .

Капремонт

Помимо естественного обветшания здание значительно пострадало от вандалов и недобросовестного ремонта. Например, в 2017 году сотрудники коммунальных служб демонтировали и вывезли на свалку один из витражей, а исторические двери пытались заменить на новые. В 2018 году в прессе появилась информация о том, что в доме впервые за его вековую историю пройдёт ремонт фасадов (который после многократных обращений жильцов был перенесён на более ранние сроки, нежели планируемый изначально 2033 год). На проведение работ в 2019 году из бюджета города было выделено 50 млн рублей, торги выиграла реставрационная компания «Мир» . Качество ремонта вызвало у жильцов и наблюдателей многочисленные нарекания: вместо аккуратного демонтажа элементы металлодекора подъездов спиливали, фасады красили при отрицательных температурах, стёкла окон и витражи не защищали от повреждений и расчищали лезвиями . Уже в феврале 2019 года с фасада начала осыпаться штукатурка, в декабре дважды: с балконов дворовой части и уличного фасадов .

Общественная деятельность

Логотип общественного проекта «Дом Бака. Галерея историй»

Неудовлетворительное состояние дома и многочисленные проблемы с поддержанием порядка побудили жильцов объединиться в инициативную группу, которая занялась общением с инстанциями и начала воплощать собственные проекты: в 2013—2014 годах было создано общество «Кирочная, 24» в социальной сети ВКонтакте , по зданию стали проводить экскурсии, был разработан логотип и стали выпускаться сувениры с изображением дома . Благодаря активности жильцов удалось найти и вернуть в здание внутренние дубовые двери, которые были отправлены на реставрацию в конце 2000-х годов и оказались перепроданы под коммерческое использование: две резные створки были обнаружены позднее в кафе «Рубинштейн». Узнав о происхождении дверей, хозяева заведения вернули их жильцам дома . В 2019 году стартовала совместная с некоммерческим фондом «Внимание» кампания по реставрации тамбуров первой и второй парадных, средства на которую собираются путём частных пожертвований . К 2020-му удалось собрать свыше 2,5 млн рублей . В том же году КГИОП согласовал документацию проекта, в том числе восстановление и установку найденных оригинальных дверей .

В 2019 году в здании обнаружили потайную комнату. Помещение находится над сводами вестибюля первой парадной, а доступ к нему — через люк в стене. В комнате нашли документы Южной горнозаводской биржевой артели: книги учёта, фирменные бланки, отчёты и письма. Наиболее ценной находкой стали газеты 1906 года на английском языке, привезённые с Дальнего Востока . Также в 2019 году силами жителей дома был отреставрирован единственный сохранившийся внутриквартирный витраж .

С 2019 года общество «Кирочная, 24» планировало открыть музей, сделав экспонатами которого исторические предметы интерьера и архивные фотографии . Позднее Арчил Сараджишвили, один из собственников жилья в доме и создатель сообщества «Кирочная, 24», устроил собственную «квартиру-музей». В пиковые дни её посещают до 70 человек. По словам самого организатора, плату за вход он взимает в зависимости от внешнего вида клиента и его потенциальной платёжеспособности. Ситуация вызвала конфликт с остальными жильцами и членами общества, которые недовольны коммерческим использованием исторических материалов, а также резко увеличившимся потоком экскурсантов . Конфликты возникают и с экскурсоводами, которые проводят туристов осматривать внутренний двор .

1 и 2 апреля 2023 года фонд «Внимание» совместно с несколькими краеведческими проектами провёл серию лекций и мастер-классов, посвящённых дому Бака. Выруска с мероприятия была направлена на восстановление дверей здания . Позднее в том же месяце фонд «Внимание» и ВКонтакте запустили NFT -коллекцию для сбора средств на реставрацию дома Бака .

Примечания

  1. , с. 344.
  2. (18 августа 2019). Дата обращения: 17 сентября 2019. 23 сентября 2019 года.
  3. Лурье, С. . The Village (2 декабря 2015). Дата обращения: 17 сентября 2019. 17 сентября 2019 года.
  4. .
  5. .
  6. Морозова К. . Собака.ру (16 сентября 2019). Дата обращения: 17 сентября 2019. 16 сентября 2019 года.
  7. , с. 209, 361.
  8. Лиханова Т. . «Новая газета» Санкт-Петербург (3 декабря 2017). Дата обращения: 17 сентября 2019. 12 сентября 2019 года.
  9. Шаргородская А. . Бумага (25 апреля 2017). Дата обращения: 17 сентября 2019. 16 сентября 2019 года.
  10. . Администрация Санкт‑Петербурга (10 ноября 2017). Дата обращения: 28 июня 2021. 28 июня 2021 года.
  11. Рыбина Ю. . Градозащитный Петербург (12 января 2018). Дата обращения: 17 сентября 2019. 16 сентября 2019 года.
  12. Галкина Ю. . The Village (3 июня 2016). Дата обращения: 17 сентября 2019. 16 сентября 2019 года.
  13. . Gazeta.SPb (11 ноября 2020). Дата обращения: 28 июня 2021. 28 июня 2021 года.
  14. . Фонтанка (4 сентября 2019). Дата обращения: 28 июня 2021. 28 июня 2021 года.
  15. Орлова Н. . Санкт-Петербургские ведомости, № 108 (6461) (18 июня 2019). Дата обращения: 17 сентября 2019. 13 сентября 2019 года.
  16. Готова О. . Мойка-78 (18 января 2018). Дата обращения: 17 сентября 2019. 15 сентября 2019 года.
  17. Вильчук З. . Собака.ru. Дата обращения: 17 сентября 2019. 15 сентября 2019 года.
  18. . Карповка (27 марта 2019). Дата обращения: 22 декабря 2019. 30 ноября 2019 года.
  19. Феофанов, С. . The Village (23 декабря 2019). Дата обращения: 22 декабря 2019. 24 декабря 2019 года.
  20. Овсянникова, А. . Мойка-78 (22 декабря 2019). Дата обращения: 22 декабря 2019. 22 декабря 2019 года.
  21. Градозащитный Петербург (10 ноября 2017). Дата обращения: 17 сентября 2019. 23 сентября 2019 года.
  22. Галкина, Ю. . The Village (10 ноября 2017). Дата обращения: 28 июня 2021. 28 июня 2021 года.
  23. . Фонд сохранения исторического наследия «Внимание». Дата обращения: 17 сентября 2019. 17 сентября 2019 года.
  24. Алиева, С. . «Собака» (3 октября 2020). Дата обращения: 3 ноября 2022. 7 ноября 2022 года.
  25. Григорьева, Я. . СПб дневник (8 июля 2020). Дата обращения: 28 июня 2021. 28 июня 2021 года.
  26. Антонов, Е. . Бумага (9 октября 2019). Дата обращения: 28 июня 2021. 7 декабря 2020 года.
  27. Гладких, Д. . «Собака» (27 июня 2019). Дата обращения: 3 ноября 2022. 7 ноября 2022 года.
  28. Орлова Л. . Собака.ру (10 апреля 2019). Дата обращения: 17 сентября 2019. 3 сентября 2019 года.
  29. Долбиш, М. . Фонтанка (20 мая 2021). Дата обращения: 28 июня 2021. 28 июня 2021 года.
  30. Нина Астафьева. . «Дневник СПб» (6 июня 2022). Дата обращения: 29 мая 2022.
  31. Дьячкова, Виктория . «Собака» (20 марта 2023). Дата обращения: 26 мая 2023. 26 мая 2023 года.
  32. Дьячкова, Валерия . «Собака» (18 апреля 2023). Дата обращения: 26 мая 2023. 26 мая 2023 года.

Литература

  • Коллектив авторов. // The Village. Петербург, где мы живём / под ред. Лавриненко А. — Эксмо, 2019. — С. 162—169. — 216 с. — ISBN 978-5-04-101292-2 .
  • Гусаров А. Ю. // Исторические здания Петербурга. Прошлое и современность. Адреса и обитатели / под ред. Янцевой Л. И. — Центрполиграф, 2018. — 350 с. — ISBN 978-5-227-08042-4 .
  • Жерихина Е. И. Литейная часть: от Невы до Кирочной, 1710-1918 / под ред. Середнякова В. Н. — Центрополиграф, 2006. — 410 с. — ISBN 5-9524-2415-5 .
  • Кириков Б. М. Архитектура Петербурга конца ХIХ — начала XX века: Эклектика, Модерн, Неоклассицизм. — СПб. : Коло, 2006. — С. 209—361. — 447 с. — ISBN 5-901841-36-0 .
  • Юхнева Е. Д. // Петербургские доходные дома. Очерки из истории быта / под ред. Устинова М. Е. — Центрполиграф, 2019. — ISBN 978-5-227-03741-1 .

Ссылки

  • реставрации тамбура от фонда «Внимание»
  • от 28 ноября 2020 на Wayback Machine этапов реставрации, проведённой компанией «Мир»
  • с жильцом
  • фотографий двора
Источник —

Same as Дом Бака