Симонс, Хави
- 1 year ago
- 0
- 0
Питер Симонс Поттер ( нидерл. Pieter Symonsz. Potter ; между 1597 и 1601 годами , Энкхёйзен — 1652 / 1653 , Амстердам (?)) — голландский художник эпохи барокко .
Питер Поттер родился в семье Dieuwe Симонс и стекольных дел мастера Симона Якобса. Предполагают, что у своего отца художник учился росписи по стеклу. В 1625 году , когда Питер жил ещё в Энкхейзене, у него и его жены Aechtie Pouwels родился первенец, будущий художник Паулюс (Пауль) Поттер , слава которого впоследствии превзошла отцовскую. Первые уроки живописи Паулюс получал у отца. В 1628 году Питер вступил в гильдию стекольных мастеров Лейдена , а годом позже возглавил её. К концу 1620-х годов Поттер увлекается станковой живописью , вырабатывая натуралистическую манеру письма. Художник работал в самых различных жанрах. Ранним историческим сценам, вышедшим из-под его кисти (« Жена Потифара возводит ложное обвинение на Иосифа », 1629 ), присущ оттенок маньеризма , что сказывается в вытянутых пропорциях фигур и несколько смещённой перспективе. Более естественные пропорции персонажей можно найти в исторических полотнах, бытовых сценах, изображениях весёлых компаний, созданных после 1630 года («Беседа»). Более простая пространственная трактовка заметна также в натюрмортах этого периода, где предметы располагаются как бы внутри некоего трёхмерного пространства.
Вероятно, в Лейдене появились первые пейзажи Питера Поттера. Крупноформатный пейзаж, купленный лейденским историком Яном Орлерсом, был оценён в 1640 году как самое значительное произведение из его собрания. Одна из лучших поттеровских работ сочетает в себе жанры пейзажа и сюжета из Священной истории и представляет св. Павла с прилетевшим к нему орлом, когда Павел вёл жизнь отшельника в пустыне.
Ранние пейзажи выполнены в монохромной гамме и свидетельствуют о влиянии Яна ван Гойена , проживавшего тогда же в Лейдене. Среди других лейденских коллег Питера можно назвать Яна Давидса де Хема (на крещении его сына Корнелиса Поттер был свидетелем в 1631 году ), Хармена и Питера ван Стенвейков и Питера ван Нордта (с последними Поттера роднит использование сероватых и охристых тонов). К работам де Хема стилистически и тематически близок монохромный «Деревенский натюрморт» Поттера, изображающий отслужившую свой срок утварь в углу трёхмерного пространства сарая. Более поздний натюрморт — аллегория суеты ( 1636 ) — отличается более тщательным письмом и более яркой гаммой и вызывает в памяти картины Стенвейков и их дяди Давида Байлли.
В первой половине 1630-х годов Поттер переселяется в Амстердам, где в течение нескольких лет держит мануфактуру, производящую золочёные кожаные портьеры (в это время старший сын художника Паулюс проживал в Гааге ). Не прекращал Питер и занятий живописью: в его творчестве около 1640 года , как и в творчестве сына, появляется ряд исторических работ, на которых присутствуют животные.
Многофигурные композиции Поттера отразили влияние ван Дейка , Питера Кодде и Виллема Корнелиса Дейстера. Несмотря на то, что наследие художника не очень велико, поражает его разноплановость: анималистика , батальные сцены, историческая и жанровая живопись, пейзажи, портреты , натюрморты; занимался он и музыкой. Произведения Питера Поттера подчас путали с картинами Паулюса; главным отличительным признаком, как правило, служит то, что сын подписывал свои работы полными именем и фамилией, а отец писал только инициал имени.