Натюрморт с вербами
- 1 year ago
- 0
- 0
« Натюрморт с шахматной доской » ( фр. «Nature morte á l’échiquier» , другие распространённые названия: «Аллегория пяти чувств», «Пять чувств», «Аллегория двух видов любви» фр. «Allégorie des cinq sens», «Les cinq sens», «Allégorie des deux Amours» ) — один из наиболее ранних французских натюрмортов и один из самых известных натюрмортов, интригующий скрытыми в изображении смыслами. Приписывается художнику Любену Божену ( фр. Lubin Baugin , 1611—1663) .
Картина датируется обычно 1630 годом . Вопрос её авторства остаётся открытым. Большинство искусствоведов приписывают четыре натюрморта, подписанные именем «A. Baugin» (на этом натюрморте надпись «Baugin» проставлена на той стороне крышки стола, которая обращена к зрителю) , художнику Любену Божену . В 1629 году он стал мастером и поселился в аббатстве Сен-Жермен-де-Пре , где проходила деятельность известных ныне провинциальных художников, таких как братья Ленен . Под юрисдикцией аббатства он мог работать и продавать свои картины. Известно, что живописец продолжал быть мастером гильдии художников Сен-Жермен-де-Пре около 1631 года . Между 1632 и 1640 годами он совершил длительную поездку в Италию . Четыре картины («Натюрморт с чашей абрикосов», «Натюрморт с шахматной доской», «Натюрморт со свечой», «Натюрморт с вафлями», фр. «La Nature-morte à la coupe d'abricots», «La Nature morte à l'échiquier», «Le Dessert aux gaufrettes», «Nature morte à la bougie» ) были, вероятно, выполнены между 1630 и 1635 годами в аббатстве, или в начале путешествия на Апеннинский полуостров . Натюрморты Божен писал только в ранний период творчества (1630—1635), позже он не возвращался к этому жанру .
Часть исследователей считает, что в первой половине XVII века работали два разных художника-однофамильца, один из которых был автором натюрмортов. Другой Любен Божен был автором религиозных картин в стиле классицизма , и современники не упоминают его интереса к изображению натюрморта .
Картина выполнена масляными красками по дереву, её размер 55 на 73 сантиметров . В ней различимо влияние фламандской живописи, однако некоторые искусствоведы обоснованно соотносят её с испанской традицией натюрморта . Подлинник хранится в настоящее время в Лувре (инвентарный номер — RF 3968) .
Этот натюрморт привлёк внимание специалистов во время распродажи коллекции немецкого пивовара и коллекционера произведений искусства Йозефа Кремера в Дортмунде в 1929 году , затем он был представлен на выставке «Les Peintres de la réalité en France au XVII siècle» в Музее Оранжери в 1934 году . В конце концов, он был передан в Лувр на следующий 1935 год производителем бумаги, коллекционером произведений искусства и меценатом , который был его владельцем на тот момент . Картина неоднократно представлялась на крупных выставках за пределами Франции: в Роттердаме в 1930—1931 годы; в Амстердаме в 1933 году… .
В Главе XII романа Паскаля Киньяра главные герои книги — музыканты Жан де Сент-Коломб и Марен Маре рассматривают эту картину в мастерской Божена, которому её заказал для себя Сент-Коломб. Картина описана так:
«наполовину пустой стакан вина, лежащая лютня, нотная тетрадь, чёрный бархатный кошель, колода карт, из коих верхний был трефовый валет , шахматная доска, а на ней ваза с тремя гвоздиками, и восьмиугольное зеркало, прислоненное к стене…
— Все, что отнимает смерть, погружено в её [картины] мрак, — шепнул Сент-Коломб на ухо своему ученику. — Вот они, все радости жизни, что уходят от нас, говоря свое последнее „прости“».
— Паскаль Киньяр. Все утра мира. Глава XII
Французский режиссёр Ален Корно в фильме « Все утра мира », поставленном по этому роману, воспроизводит кинематографическими средствами картину «Натюрморт с шахматной доской» в соответствующем эпизоде .
Существует представление, что картина является таинственным, зашифрованным сообщением художника зрителю. Обычно предполагается, что может существовать универсальный ключ, предоставляющий возможность расшифровать это сообщение . «Предмет интересует художника не сам по себе, а как носитель скрытого смысла, знак» . Предметы помещены на стоящем в углу вплотную к стенам столе. Слева изображены: нотная тетрадь, на которой лежит лютня (струнами вниз); в центре колода карт, за ней — стянутый шнуром кошель. За лютней: бокал на высокой ножке, наполненный красным вином, а ближе к центру хлеб. Справа расположена закрытая шахматная коробка на которой стоит стеклянный флакон с двумя красными и одной белой гвоздиками. На стене над доской висит тёмное зеркало. Стены облицованы здесь прямоугольными керамическими плитками, что перекликается с клетчатой поверхностью шахматной доски .
«Впереди помещены такие предметы, характерной чертой которых является своеобразная „замкнутость / закрытость“ — застегнутый кошель и лежащая струнами (и подразумеваемым отверстием) вниз лютня. Сзади же помещены те предметы, свойством которых является своеобразная „открытость“».
— Роман Бобрик. Божен — натюрморт с шахматной доской
Трактовки изображения исследователями разнообразны и обычно исходят из символического значения отдельных предметов, изображённых художником, при этом часто отдельные объекты, которые не вписываются в подобную символическую систему, исследователем опускаются :
Искусствоведы обратили внимание на необычный интерес художника к восьмиугольникам, который не вписывается ни в одну из предложенных историками искусства трактовок картины:
«Налево (от зрителя) стоит стеклянный бокал с восьмиугольной, граненой чашей, наполненный вином, а направо — висит на стене восьмиугольное зеркало. Примечательно то, что в обоих случаях этот восьмиугольник сильно подчеркнут его удвоением: в одном случае это и линия вина, и линия краев раструба, а в другом — по крайней мере, внешний и внутренний контуры широкой рамы зеркала (или рамы и зеркальной пластины)»
— Роман Бобрик. Божен — натюрморт с шахматной доской