Моррис, Эррол
- 1 year ago
- 0
- 0
Портрет мисс Хетти и Мэри Моррис ( англ. A portrait of Miss Hetty and Miss Maria Morris ) — картина американского художника Гилберта Чарльза Стюарта ( англ. Gilbert Charles Stuart , 1755—1828). Является первым произведением американской станковой живописи , изображающим игру в шахматы .
Картина написана Гилбертом Стюартом в Филадельфии в 1795 году . Художник находился в это время на вершине своей славы. Именно в 1795 году он переехал в пригород Филадельфии, где открыл мастерскую. Стюарт в это время выполнил несколько портретов Джорджа Вашингтона , в том числе самый знаменитый, хотя и неоконченный « The Athenaeum » . Позже этот портрет был использован для создания портрета Вашингтона на долларовой купюре. При своей жизни Стюарт снял с него 130 копий для продажи.
Техника — масло, холст. Размер — 94 на 127 сантиметров . Картина хранится в частном собрании (семья Моррисов, Уэст-Честер, штат Пенсильвания ).
Картина была сфотографирована для Frick Library Ira W. Martin в 1922 году . Задача поставленная Frick Library была сделать фотографии всех значительных произведений раннего американского искусства для издания каталога , независимо от их места хранения. Участник экспедиции для обнаружения этой картины, которая была поставлена как одна из важнейших целей, так рассказывает о её поисках:
«Госпожа Ли, мисс Фрик и господин Парк прибыли в этот день довольно поздно из-за дождя и тяжелой дороги. Они зарегистрировались в гостинице. Господин Парк спросил клерка: „Не живёт ли некая миссис Джон Маршалл где-то поблизости?“. „Прямо через улицу; вы можете увидеть дом прямо отсюда“, — был ответ. Не теряя ни минуты и не обращая внимания на позднее время, все трое покинули отель, перешли на другую сторону тротуара, поднялись по ступенькам крыльца и постучали в дверь, которую сразу же открыла высокая дама в накрахмаленном ситцевом платье. „Не живёт ли здесь миссис Джон Маршалл?“. „Я — миссис Маршалл“. Господин Парк продолжил беседу традиционной формулой, превратившейся в штамп: „Мы с поручением от Библиотеки искусства, которая заинтересована в получении фотографий ранних американских картин для использования студентами. Мы не пытаемся купить любые картины, но мы ищем картину Гилберта Стюарта, изображающую двух дочерей Роберта Морриса. У нас есть основания полагать, что она находится где-то в этом районе. Можете ли вы дать нам любую информацию о её местонахождении?“. Ответ дамы привёл всех в шок. „Вы пришли удивительно вовремя. Как вы узнали, где она находится? Я сама получила её только прошлой ночью!“».
— Amy Lifson. All the Art. The Records Division at the Frick.
Выяснилось, что недавно пожар уничтожил дом потомка одной из сестёр, нарисованных на портрете, Хетти Моррис, где и хранилась картина. Портрет чудом уцелел.
В соответствии с записями представителей Frick Library со слов владельцев картины, из-за высказанных в адрес картины мелких замечаний заказчиками художник Гилбарт Стюарт в ярости разрезал её шпателем . Крупный специалист по творчеству Стюарта Лоуренс Парк считал, что эта версия серьёзного повреждения картины не более, чем семейное предание, а холст преднамеренно и аккуратно был когда-то разрезан, чтобы разделить его на два самостоятельных портрета. Предполагалось также, что это не окончательный вариант, а только эскиз для другой картины, которая так и не была осуществлена . По словам Роберта Морриса, после того, как картина была разрезана художником, два фрагмента её случайно (спустя длительное время) были найдены его дочерью, Джейн Стюарт, в служебной каморке . Она соединила куски вместе. Затем картина ушла к Джеймсу Маркхэму Маршаллу, мужу одной из сестёр, изображённых на ней. Во время пожара в доме Маршаллов холст был спасён и попал в дом их родственницы миссис Маршалл, которая имела туманные представления о его художественной ценности. Туда и явились на следующий день представители Frick Library .
Этот двойной портрет представляет двух дочерей богатых американских плантаторов Роберта и Мэри Моррис — Хетти Моррис и её младшую сестру, Мэри. Мэри сидит слева, взгляд её карих глаз направлен на зрителя, она наклоняется вперед обеими локтями на стол, покрытый зелёным сукном, на котором находится шахматная доска с красными и белыми фигурами из слоновой кости. Её вьющиеся волосы красновато-коричневого цвета. Её левая рука осталась незавершенной художником . Хестер («Хетти») сидит в три четверти к зрителю в правой части холста, в кресле с круглой спинкой, обитой красным цветом с латунными гвоздями, её голубые глаза также направлены к зрителю. Она одета в белое платье с низким вырезом и белыми оборками , высоким поясом. Её каштановые волосы почти скрыты большой белой чалмой . Её руки, которые не показаны на картине, лежат на коленях, за её фигурой виднеется красный занавес. За ним открывается синее небо с белыми дымчатыми облаками, а за фигурой миссис Никсон помещается коричневая каменная колонна , показана только её нижняя часть.