Фердинанд и Миранда играют в шахматы
- 1 year ago
- 0
- 0
«Игра в шахматы» ( итал. Il gioco degli scacchi ) — картина, приписываемая итальянскому живописцу Джулио Кампи .
Техника — масло по холсту . Размер — 90 на 127 сантиметров . Картина находится в собрании Муниципального музея древнего искусства (Museo civico d’arte antica) в Палаццо Мадама , в Турине . Инвентарный номер — 0478/D .
Картина, по мнению значительной части исследователей, должна быть отнесена примерно к 1530 году , и, вероятно, создана Джулио Кампи до «Мадонны Милосердия» (Madonna della Misericordia dell’Arcivescovado) из Милана , которую он создал в 1534 году . Существуют и иные датировки картины. В частности, Ахилл делла Раджионе относит картину к 1550 году , а Наоми Дж. Миллер и Наоми Явнех — к 1540-м годам .
Существует реплика данной картины уменьшенного размера — 78,5 на 107,5 сантиметров. В 2004 году она под названием «Партия в шахматы» ( итал. Partita a scacchi ) была выставлена на аукционе Sotheby’s и продана за € 28 800 .
Впервые пристальное внимание картина привлекла в 1963 году , когда она ещё находилась в коллекции Константино Нигро ( итал. Costantino Nigro ) в Генуе , где считалась работой Софонисбы Ангиссолы . Небольшое исследование ей посвятил известный итальянский искусствовед Роберто Лонги . Сравнивая её с картиной на шахматный сюжет, действительно принадлежавшей Софонисбе, которая находится в музее Познани , Лонги посчитал, что данная картина принадлежит кисти художника кремонской школы, в то время как правильное соотнесение её с творчеством именно Джулио Кампи было сделано впервые Джованни Годи и Кирилло Джузеппе (в 1978 году ). Лонги установил сходство с картиной « Аллегория тщеславия» Джулио Кампи из Музея Польди Пеццоли (которая также датируется 30-ми годами XVI века ), соотнёс фигуру человека в чёрном головном уборе, который наклоняется над столом, с портретом Галеаццо Кампи , созданным (сыном Галеаццо) и находящимся в галерее Уффици во Флоренции .
Темой картины является игра в шахматы, как и на более ранней картине Лукаса ван Лейдена « Игра в шахматы » (1508), хранящейся в Берлине . Картина является свидетельством распространения игры в шахматы в регионе Кремоны , которое в XVI веке связано в Кремоне с популярностью поэмы «Игра в шахматы» Марко Джироламо Виды . Полотно использует композиционное решение, широко распространённое в районе Венето , близко в композиции к некоторым произведениям Доссо Досси и ( итал. Callisto Piazza ). Последний художник был широко известен в Кремоне и, вероятно, от него Джулио Кампи почерпнул особенность изображения спины и плеч фигуры на переднем плане .
Картина использует популярный в эпоху Возрождения неоплатонический мотив противостояния Любви и Войны (где фигура одерживающей победу женщины может соотносится с традиционным изображением Венеры , в то время как одетый в доспех рыцарь — с Марсом ). Видимость обычной шахматной партии обманчива из-за наличия некоторого количества аллегорических элементов. К примеру, роза , лежащая на столе (перед играющей в шахматы женщиной), вызывает в памяти образ Венеры, победившей Марса . Через сто лет после создания этой картины Падованино запечатлел любовный поединок богов на картине « Марс и Венера играют в шахматы ». Присутствие шута в сцене также не является случайным и символизирует иррациональность любовной дуэли и победы женщины над мужчиной. При этом персонажи одеты в современные художнику костюмы, что заставляет искусствоведов считать некоторые фигуры портретами, предполагать, что картина написана по случаю заключения брака .
Итальянский искусствовед В. Гуаццони (в 1994 году ) относит сцену именно к реальной жизни, а не к античной мифологии, считая картину групповым портретом в соответствии с практикой, также использованной несколько позже Софонисбой Ангвиссолой, которая на картине « Портрет сестёр художницы, играющих в шахматы » ( 1555 ) изображает своих младших сестёр и горничную .
Согласно мнению некоторых искусствоведов, на картине «Аллегория тщеславия» Кампи присутствует автопортрет художника, они предполагают поэтому, что молодой человек на дальнем плане картины «Партия в шахматы», который смотрит на зрителя из-за стола, может быть идентифицирован с самим Джулио Кампи, в то время, как пожилой человек рядом с ним, который опирается на стол, как это уже отметил Роберто Лонги, очень похож на его отца — Галеаццо Кампи .
Зритель видит на картине только малую часть шахматной доски и не может реконструировать позицию фигур на доске. Греческий искусствовед Νικόλας Σφήκα ς в своей книге «Ζωγραφικά έργα µε θέµα το Σκάκι από τον δέκατο πέµπτο έως τον εικοστό αιώνα» предполагает, что женщина указывает своему противнику и растерянным свидетелям правой рукой на мат , который она поставила своему противнику и одновременно откидывается назад, не желая смотреть на уже завершённую победой партию .