Детская мастурбация
- 1 year ago
- 0
- 0
«Детская задача» ( англ. The Child’s Problem , 1857) — акварель английского художника Ричарда Дадда ( англ. Richard Dadd , 1817—1886). Создана на тринадцатый год пребывания в психиатрической лечебнице, куда Дадд был помещён после отцеубийства.
Акварель «Детская задача» создана Ричардом Даддом в психиатрической лечебнице Бедлам (её официальное название — Бетлемская королевская больница), где он находился после совершённого им убийства. 28 августа 1843 года краснодеревщик, владелец мебельной мастерской Роберт Дадд и его сын — начинающий, но уже известный в кругу ценителей художник, незадолго до этого внезапно прервавший своё путешествие на Восток, приехали в Чатем , чтобы посмотреть на маневры местного полка. Юноша страдал от галлюцинаций, появившихся у него во время пребывания в Египте , и уже побывал у известного психиатра Александра Сазерленда, который объявил его невменяемым, но отец не придал значения диагнозу специалиста. Придя в возбуждение от музыки, вида оружия, шума толпы, сын напал на отца. Ричард ударил его в грудь матросским ножом, а затем перерезал горло бритвой. Спустя короткое время он бежал во Францию, где набросился с ножом на пассажира дилижанса из Кале в Париж . На допросе Дадд заявил, что едет в Вену , чтобы убить там австрийского императора, ещё одной будущей своей жертвой он назвал папу римского . Свои действия он объяснял волей бога Осириса .
Доктор Чарльз Худ, наблюдавший пациента в лечебнице, куда его поместили по приговору суда, писал в 1854 году (за три года до акварели):
«Время от времени безо всяких видимых к тому причин он вскакивал на ноги и начинал молотить воздух кулаками. Он объяснял, что какие-то духи все ещё овладевают его волей и заставляют тело делать то, чего он не хотел бы. Когда он заговаривает о своем преступлении, он явно возбуждается, уходит в сторону от темы и речь его часто становится непонятной. Он очень эксцентричен и вовсе не обращает внимания ни на какие приличия — как в своих действиях, так и в словах. Он представляет собой самое что ни на есть животное существо, объедаясь до такой степени, что его начинает тошнить.
Несмотря на все эти отталкивающие черты, он может быть в то же время весьма тонко чувствующим и приятным собеседником, обнаруживая в разговоре наличие яркого и наблюдательного ума, весьма изощрённого в тонкостях своей профессии, в которой он всё ещё сияет и вне всякого сомнения достиг бы больших высот, если бы не эти печальные обстоятельства»
— Игорь Лалаянц. Гений из Бедлама
В 1857 году (год создания акварели) условия содержания художника в лечебнице были улучшены, так как он «в течение многих лет не проявлял буйности». Однако в дальнейшем состояние его больше не претерпело изменений к лучшему .
Существует предположение, что название акварели на самом деле должно иметь смысл « Проблема ребёнка» и оно подразумевает сам процесс попытки ребёнка решить задачу, которую решала задремавшая в кресле его бабушка .
Размер акварели — 17,1 на 25,4 сантиметров. Техника — акварель и карандаш по бумаге . На акварели, в верхней её части, имеется едва заметная надпись «Причудливый эскиз» и стоит точная дата создания «18 декабря 1857 года» . Она находится в Галерее Тейт ( англ. Collection Tate ). Инвентарный номер N06251. Передана доктором Р. К. Невиллом ( англ. R. C. Neville ) в 1954 году .
В 2011 году акварель была представлена на крупной выставке произведений художника, проходившей в
, а также на выставке акварелей в Галерее Тейт .a | b | c | d | e | f | g | h | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
8 |
|
8 | |||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
a | b | c | d | e | f | g | h |
Название этой работы обычно относится искусствоведами к позиции на шахматной доске, которая считалась достаточно простой, чтобы быть созданной или сыгранной ребёнком. Тема противостояния чёрного и белого цвета на шахматной доске отражена и в противостоянии картины на стене, отражающей протест против рабовладения и изображающей чёрного раба в кандалах, обращающегося с молитвой к небесам (тема эта была актуальна в семье Дадда, последовательных противников рабства), и мраморной скульптуры в центральной части верхней половины картины .
Точный смысл этой странной акварели Дадда искусствоведам неясен, но они предполагают, что эта работа подразумевает, что человеческое существование является ужасным испытанием, экзистенциальным порабощением, неразрешимой задачей, которую необходимо пережить .
«Детская задача» — одна из самых тревожных картин художника. Бабушка главного героя (судя по её лицу — суровая и жёсткая женщина) дремлет в кресле, в то время как маленький мальчик, с безумным лицом испуганного, но смертельно опасного сумасшедшего, смотрит в пустоту поверх шахматной доски на столе перед ним, тем не менее протягивая руку, чтобы сделать ход. Он не настолько высок, чтобы увидеть пространство стола дальше шахматной доски, да и её положение лишь ненамного ниже уровня глаз мальчика, что делает игру в шахматы практически невозможной .
Выше и позади мальчика на стене находится подвергшийся некоторому изменению Даддом знаменитый образ негра-раба, получивший известность благодаря аболиционистскому медальону керамиста Джозайи Уэджвуда ( англ. Josiah Wedgwood ). 22 мая 1787 года медальон был выполнен в фаянсе , предварительный рисунок для него приписывается художникам Уильяму Хэквуду и ( англ. Henry Webber ), надпись на нём гласит: «Разве я не муж и брат?» ( англ. «Am I not a man and a brother?» ). Медальон был использован в качестве логотипа Общества борьбы за отмену рабства в Англии. Ксилография этого логотипа появилась в публикации 1837 года поэтом- квакером и аболиционистом Джоном Гринлифом Уиттьером ( англ. John Greenleaf Whittier , 1807—1892) стихотворения «Наши земляки в цепях» ( англ. Our Countrymen in Chains ). Цена была установлена по два цента за одну ксилографию в розницу, или один доллар за сотню оптом. Ксилография пользовалась широкой популярностью. Но наиболее близка этому изображению на акварели Дадда картина маслом неизвестного художника, выполненная около 1800 года и находящаяся в собрании Wilberforce House Museum . Рядом с этой картиной изображена мраморная статуя вставшей на колено обнажённой женщины, ещё дальше вправо — большая картина в декоративной раме, изображающая плывущий по морю в сильную бурю парусник.
Новую и оригинальную трактовку акварели дала австралийская писательница и художественный критик ( англ. Jennifer Higgie ), автор беллетризированой биографии Ричарда Дадда «Бедлам», вышедшей в 2006 году . Она отмечает:
« Нож лежит в центре акварели, мы должны помнить, что именно ножом художник нанёс смертельный удар своему отцу. Может быть, это и есть проблема ребёнка? Есть ещё три женщины: старуха спит, а девушка, запечатлённая в камне, плывёт над ней как призрак. На стене висит изображение ещё одной женщины — обнажённой [ а не мужчины-раба как у Джозайи Уэджвуда ], её руки подняты в мольбе, подобно аболиционистскому плакату».
— Alison Smith . Jennifer Higgie on Richard Dadd’s «The Child’s Problem» (1857)
Дженнифер Хилли отмечает также, что ни одна из женщин, изображённых на акварели, не смотрит на мальчика .
По мнению Хигги, парусник на картине в правом верхнем углу акварели многозначен для Дадда. Детство художника прошло среди корабелов Чатема, своё преступление он совершил, вернувшись из морского плавания, одновременно парусное судно в бурю — традиционный образ тяжёлой борьбы за свободу .
На столе изысканный натюрморт из объектов, которые могут иметь, по мнению искусствоведов, символическое значение . Среди этих объектов: шахматные фигуры (на одну из пешек надета «шляпка» из ореховой скорлупы ), уже снятые с доски, грецкие орехи (часть из них уже расколота лежащими рядом щипцами), десертный нож, необычной формы ваза с цветами, графин и рюмка.
Основываясь на наиболее чёткой репродукции акварели в книге «The Complete Chess Addict» Майка Фокса и Ричарда Джеймса, шахматист и искусствовед Мартин Смит реконструировал позицию, изображённую художником на шахматной доске. По его мнению, на акварели изображён мат в два хода. Исследователь обращает внимание, что доска на акварели развёрнута так, что белые фигуры предназначаются для зрителя, в то время как мальчик находится у исходной позиции чёрных фигур .
Решение задачи:
1. Фd8 Крс6 (единственный возможный ход для чёрных); 2. Фс7Х
Акварель «Детская задача» cыграла большую роль в формировании замысла романа современной писательницы Элизабет МакГрегор «Девушка в зелёном зеркале» ( The Girl in the Green Glass Mirror ). Отдельные эпизоды книги происходят в психиатрической лечебнице с участием Ричарда Дадда и вдохновлены данной акварелью .
Новелла англ. Reggie Oliver ), вдохновлённая акварелью Дадда, носит название «Детская задача». Она опубликована Стивеном Джонсом в сборнике «Книга ужасов» .
(