Православная иконография Иисуса Христа
- 1 year ago
- 0
- 0
«Оплакивание Христа» (или «Оплакивание мёртвого Христа», «Оплакивание тела Христа»; фр. «La Lamentation sur le Christ», «La Lamentation sur le Christ mort» ) — картина французского художника- маньериста Жака Шарля де Белланжа (1575?—1616/7) на сюжет из Нового Завета .
Картина создана между 1615 и 1616 годами. Размер картины — 115 на 175 сантиметров . Техника — масляная живопись по холсту . Находится в собрании Эрмитажа , экспонируется в зале № 273. Инвентарный номер: 10032 .
Житель города Таллина А. Х. Лейнберг в 1967 году предложил Эрмитажу приобрести у него картину «Оплакивание тела Христа», которую он сам атрибутировал испанскому художнику Франсиско Рибальте (1565—1628). Выглядела картина малопривлекательно: без подрамника , свёрнутая в рулон, сильно загрязнена, закопчена. Предположительно, она висела в церкви и перед ней ставили свечи. Таллинская картина была приобретена Эрмитажем. Работала над её восстановлением реставратор высшей категории Тамара Дмитриевна Чижова .
Атрибуцию проводила старший научный сотрудник Эрмитажа , хотя она специалист по нидерландской живописи XVI—XVIII веков. Просмотр материалов по иконографии сюжета вывел её на рисунок с подобной композицией. Рисунок принадлежал позабытому лотарингскому мастеру Жаку Белланжу, французскому мастеру, который был придворным художником герцога Лотарингии. Рисунок хранился в Музее изящных искусств города Дижона , Франция. Большинство картин Жака Белланжа погибли или затерялись. Среди редких случайно сохранившихся произведений Белланжа и была картина «Оплакивание Христа» .
В правой части картины «Оплакивание тела Христа» — поясной портрет мужчины, за ним стоит ещё один персонаж, одетый в кардинальскую мантию. Он положил свою руку на плечо первого. В кардинале можно узнать Карло Борромео . Канонизирован он был сразу после смерти, поэтому сохранилось множество его портретов (с характерным носом), — сделанных как при жизни, так и сразу же после смерти художниками, которые его хорошо знали в лицо. Герцог Карл III Лотарингский считал святого Карло Борромео своим покровителем. В то время было принято дарить церкви картины религиозного содержания, донатор требовал обычно, чтобы на полотне был изображён и он сам. На полотне — портрет Карла Лотарингского, придворным художником которого был Жак Белланж. По мнению Ирины Линник, логично заключить, что «Оплакивание тела Христа» принадлежит кисти последнего .
Французский искусствовед Жорж Брюнель высказывает сомнение в атрибуции картины Белланжу. Он считает, что «Оплакивание Христа» из музея Эрмитаж, «несомненно, является точной копией утерянного оригинала» .
Оплакивание Христа — эпизод Страстей Христовых , следующий за снятием тела Иисуса Христа с креста и предшествующий Погребению Христа , является самостоятельной иконографической сценой. Оплакивание могло быть изображено на Голгофе — у подножия Креста , или же у гроба Господня , проходить оно должно было во вторую половину Страстной пятницы . В отличие от Пьеты , где тело Иисуса находится на коленях у рыдающей Богоматери и могут отсутствовать другие персонажи, в сцене Оплакивания Христос обычно лежит на земле, окружённый несколькими фигурами. Участники сцены оплакивания — обычно те же, что и при снятии с креста и погребении: Иоанн Богослов , Иосиф Аримафейский , Никодим , Дева Мария , Мария Магдалина , две сестры Богоматери — дочери святой Анны от разных отцов: Мария Клеопова и Саломея. В произведениях искусства число персонажей может сокращаться, иногда их всего три .
В канонических текстах отсутствует описание оплакивания Христа: после снятия тела с креста сразу описывается погребение Иисуса. При этом только сообщается, что «все же, знавшие Его, и женщины, следовавшие за Ним из Галилеи , стояли вдали и смотрели на это» ( Лк. ). Оплакивание Христа является сюжетом в ряде апокрифических и теологических сочинений. В частности, этот эпизод фигурирует в сочинениях позднеготических мистиков , таких как Псевдо-Бонавентура или Лудольф Саксонский .
Событие происходит вечером или ночью, но не на Голгофе , как обычно в иконографии этого сюжета, а в помещении. Тело Христа расположено или на столе, или на помосте в сложной, несколько странной позе. Богородица страстно молится, она подняла глаза к небу. Вокруг тела хлопочут мужчины, идентифицировать которых трудно (возможно, это — апостолы или служители). Молодой человек держит толстую свечу, мерцающий свет которой выхватывает из темноты руки и лица персонажей .
На картине Белланжа, кроме персонажей Нового Завета , присутствуют также персонажи Нового времени:
Погружённая в ночной мрак сцена освещена фантастическим светом. Синевато-чёрный колорит с оттенком холодной золотистости, бледное пламя свечей, соединение страдания и безразличия рождает ощущение, что эта картина изображает не религиозную сцену, а иллюстрирует готический рассказ ужасов. Вокруг бледного обнажённого тела Спасителя толпятся загадочные персонажи, чьи костюмы образуют странную смесь исторической условности и реальной моды, современной художнику. Мадонна запрокинула голову в отчаянии, схожем с артистизмом оперной певицы. На первом плане изысканно одетый лотарингский придворный пристально смотрит на зрителя, словно приглашая его войти в пространство картины .