Interested Article - Соболевский, Эдуард

Иоганн Фридрих Эдуард Соболевский (иногда фон Соболевский , нем. Johann Friedrich Eduard Sobolewski ; 1 октября 1804 , Кёнигсберг 17 мая 1872 , Сент-Луис ) — немецко-американский дирижёр и композитор польского происхождения.

Изучал композицию в Берлине у Карла Фридриха Цельтера , затем в 1821 1824 гг. в Дрездене у Карла Марии фон Вебера .

Вернувшись в Кёнигсберг, в 1830 г. занял пост музыкального руководителя , затем в 1835 г. получил назначение на должность кантора Альтштадтской кирхи , старое здание которой уже было разрушено, а к строительству нового ещё только шла подготовка (в обязанности кантора входил контроль за проектированием с точки зрения пригодности здания для надлежащего исполнения церковной музыки ). Однако восстановления собора Соболевский в этой должности не дождался: в 1838 г. его избрал своим главным дирижёром сформировавшийся в городе любительский оркестр, а в 1843 г. к этому посту добавилось и руководство возникшим в городе хором «Музыкальная академия». Наконец, в 1847 г. Соболевский вновь возглавил Кёнигсбергскую оперу. В кёнигсбергский период жизни Соболевский сочинил и поставил в городе шесть опер: «Имоген» ( 1832 ), «Велледа, пророчица броков» ( нем. Velleda, die Seherin des Brockens ; 1835 , по легенде о Веледе ), «Сальватор Роза» ( 1848 ), «Хорасанский пророк» ( нем. Der Seher von Khorassan ; 1850 , по мотивам поэмы Томаса Мура « Лалла-Рук »), «Жижка из Кельха» ( нем. Ziska vom Kelch ; 1851 , по поэме о Яне Жижке ) и «Песня-предательница» ( нем. Ein Lied als Verräther ; 1852 ). В этот же период им были написаны оратории «Воскрешение Лазаря» ( нем. Die Auferweckung des Lazarus ; 1837 , по И. Г. Гердеру ), «Иоанн Креститель» ( 1839 ), «Спаситель» ( нем. Die Erlöser ; 1840 1841 ), хоровая симфония «Юг и Север» ( нем. Süden und Norden ) и «мистерия» «Небо и земля» по поэме Байрона (обе 1845 ). Некоторые из этих сочинений исполнялись также в Лейпциге . Кроме того, Соболевский активно выступал как музыкальный критик, в том числе в «Новой музыкальной газете» Роберта Шумана .

В 1854 году Соболевский на пять лет возглавил . В этот период он осуществил всего одну премьеру собственной оперы, поставив в 1857 г. «Комалу, королевскую дочь из Инистора» ( нем. Komala, die Königstochter von Inisthore ) по поэме Джеймса Макферсона , — зато эта опера принесла ему известность: годом позже её поставили уже в Веймаре под управлением Ференца Листа , на оперу откликнулся пространным отзывом заметный музыкальный критик . В бременский период Соболевский также опубликовал целый ряд полемических брошюр, в том числе «Опера, а не драма» ( нем. Oper, nicht Drama ; 1857 , с объяснением принципов своей работы над «Комалой»).

В 1859 г. Соболевский покинул Германию и отправился в США, обосновавшись первоначально в Милуоки , где в том же году поставил свою оперу «Мохега, или Лесной цветок» ( нем. Mohega, die Blume des Waldes ) — вероятно, первую оперу на сюжет из Американской войны за независимость : индейская девушка Мохега влюблена в генерала Казимежа Пулавского и погибает, безуспешно пытаясь спасти его при сражении под Саванной (считается, что Соболевский сочинил либретто сам, основываясь на воспоминаниях своего деда, служившего под командованием Пулавского ). В 1860 г. Соболевский предпринял попытку основать в Милуоки симфонический оркестр, однако смог дать только два концерта. Он также давал уроки, в том числе молодому Кристоферу Баху . Летом того же года Соболевский был приглашён в Сент-Луис, чтобы возглавить создававшийся там оркестр, и работал с этим коллективом до конца жизни. В поздний период он сочинял исключительно песни.

Примечания

  1. Deutsche Nationalbibliothek Record #117459313 // (нем.) — 2012—2016.
  2. Иногда ошибочно 1808.
  3. // «Allgemeine musikalische Zeitung», No. 28 (Juli. 1836), Sp. 463. (нем.)
  4. Schleis, Thomas Henry. Opera in Milwaukee: 1850—1900: M.A. thesis. — University of Wisconsin, 1974. — P. 34. (англ.)

Ссылки

Источник —

Same as Соболевский, Эдуард