Interested Article - Шилтьян, Григорий Иванович
- 2021-07-06
- 1
Григо́рий Ива́нович Шилтья́н ( арм. Շիլտյան Գրիգոր Հովհաննեսի , итал. Gregorio Sciltian ; 20 августа 1900 , Нахичевань-на-Дону — 1 апреля 1985 , Рим ) — российский и итальянский художник армянского происхождения. Автор многочисленных живописных работ в стиле кубофутуризма и реализма .
Биография
Григорий родился в 1900 году в Нахичеване-на-Дону (ныне район Ростова-на-Дону ). Его отец был адвокатом , мать происходила из семьи зажиточных армянских промышленников. По окончании лицея он переехал в Москву , где продолжил обучение в классической гимназии А. Адольфа . В это же время Григорий начал изучение изобразительного искусства . В пятнадцатилетнем возрасте он возвращается в Ростов-на-Дону, а затем переезжает в Петроград , где учится в Академии художеств .
После Октябрьской революции Шилтьян бежит в Грузию с намерением уехать оттуда в Европу , но не имея визы, временно обосновался в Тбилиси . В космополитическую среду города его ввели братья-художники Илья и Кирилл Зданевичи . Здесь Григорий также встречает художников Сергея Судейкина , Савелия Сорина , поэтов Тициана Табидзе , Паоло Яшвили , Василия Каменского , драматурга Николая Евреинова и музыканта . Непродолжительное время он входил в группу нигилистов - дадаистов «ничевоки», состоявшую из представителей творческой интеллигенции.
В 1919 году Шилтьян покинул Грузию. После краткой остановки в Крыму , 5 августа 1920 года он окончательно оставляет Россию, переехав сначала в Константинополь , а затем в Вену . Здесь, гостя у родственников, он учится в Академии художеств .
В канун Рождества 1922 года Григорий переехал в Берлин . Там в 1923 году он вступает в брак с Еленой Боберман. После свадебного путешествия в Монако , Шилтьян уезжает в Италию . С 1923 по 1927 год он проживает в Риме. В 1927 году Г. Шилтьян обосновался в Париже .
В 1933 году был посвящён в масонство в парижской русской ложе «Астрея» № 500 Великая ложа Франции .
В 1933 году он возвращается в Италию и поселяется в Милане , где живёт до 1941 года. С началом второй мировой войны он уезжает вместе с женой на озеро Гарда и возвращается обратно лишь в 1947 году.
Умер Г. И. Шилтьян 1 апреля 1985 года.
Творчество
Дебют Григория как художника состоялся после его возвращения в Ростов-на-Дону. Со своими авангардными кубофутуристическими работами он принимал участие в коллективных выставках. Дальнейшее формирование его стиля проходило в петроградской Академии художеств. Большое влияние в это время на него оказал Обри Бердслей . В 1920-х годах, изучая в Академии и Венском музее произведения итальянского Возрождения , Шилтьян возвращается к классическому изображению.
Перебравшись в Берлин, Григорий совместно с художниками Львом Заком , и Романом Крамштичем открывает студию на Моцштрассе .
Уехав в Рим, Шилтьян открыл там студию и в 1925 году принял участие в Римской биеннале . Известный итальянский искусствовед Роберто Лонги рекомендовал Шилтьяна художественной галерее «Дом искусств Брагаглия». Критик обращал особое внимание на особенности живописи художника, в духе возрождённых традиций Караваджо и реализма фламандской школы, которые сочетались с впечатляющей фотографической точностью, что позволяло достигать двояковыпуклого эффекта за счёт компактного нанесения цветов и техники, заимствованной у античных авторов.
В середине 1920-х годов по заказу князя Волконского он делает в двух экземплярах копии росписи овала потолка дворца Строгановых в Риме начала XVII века. После того как оригиналы были утрачены, они были без промедления заменены копиями Шилтьяна и выданы за подлинники.
В 1926 году Григорий принял участие в Венецианской биеннале. Обосновавшись в Париже, выставляется в Салоне Независимых ( фр. Salon des Indépendants ). Одна из его работ была приобретена музеем Люксембурга . В 1928 году он принимает участие в выставке русского искусства ( all'Exposition de l'Art Russe ), проходившей во Дворце изящных искусств в Брюсселе . Его работы приобретает Королевский музей Бельгии. Визитной карточкой его живописи становится натюрморт, с приёмом « trompe-l’œil » («обманки»), то есть с применением иллюзионистических эффектов .
Вернувшись в 1933 году в Милан Григорий работает также в качестве портретиста, делая на заказ портреты представителей итальянской культуры и политики. Он отправляет свои работы на различные зарубежные выставки, проходившие в Льеже , Берлине , Лондоне . В Милане Шилтьян подготовил персональную выставку в Галерее Скопиник ( итал. Galleria Scopinich ), рецензию на которую сделал арт-критик Карло Карра в газете «Амброзиана». В том же 1933 году — выставку в Галерее Ван Леер в Париже, в 1937 году — в пресс-клубе в Болоньи , в 1939 году — снова в Милане в галерее Этторе Джан Феррари. Он экспонирует в Британском павильоне на Венецианской биеннале 1936 года картину « Вакх в таверне» , которую приобрела Национальная галерея современного искусства в Риме. В 1940 году он совместно с Фабрицио Клеричи выполняет иллюзионистические эффекты для VII Миланской триеннале . В 1942 году художник устраивает персональную выставку в миланской частной галерее Дель Мильоне. В том же году под его работы отводят зал на Венецианской биеннале.
После войны Григорий Иванович создал студию в Милане во дворце Тривульцио. В 1947 году он экспонируется в миланской галерее Дель Иллюстрационе на выставке «Живопись группы современных художников-реалистов» совместно с братьями и , , , и Пьетро Аннигони . В 1948 году с этой же группой он организует выставку в римской галерее Ла-Маргерита. Летом художник работает на озере Гарда, где изучает маньеризм . В 1949 году он экспонируются на выставке в портретной галерее Керубини ( Ritratto alla Galleria Cherubini ) во Флоренции . В 1950 году выставляет ряд работ на XXV Венецианской биеннале и на «Международной выставке художников-реалистов» в парижской галерее Марторен ( фр. Galérie Martoren ). В том же году в Милане вышла книга французского искусствоведа посвящённая Григорию Ивановичу — «Шилтьян: магия реальности» .
С 1950-х годов Григорий Шилтьян делает костюмы для постановок оперного фестиваля Флорентийский музыкальный май и театра Ла Скала . С 1960-х годов он иллюстрирует произведения на религиозные темы.
В апреле 1959 года у Григория Ивановича гостила семья Михаила Шолохова . Дочь писателя Светлана Михайловна в своих «Дневниковых записях» вспоминает, что их поразило мастерство художника:
В Европе господствовал примитивизм в живописи, а Шилтьян в противовес этому направлению писал свои картины в подчеркнуто реалистическом, даже натуралистическом стиле
.
Г. И. Шилтьян опубликовал две автобиографические книги: «Моё приключение» ( итал. «Mia avventura» ) и «Реальность Шилтьяна» ( «La realtà di Sciltian» ), вышедшие в Милане в 1963 и 1968 годах, соответственно.
Некоторые портреты
Григорий Шилтьян выполнил на заказ ряд портретов, в том числе:
- Иво Панаджи (1925, Рим, коллекция Шилтьяна в Риме)
- Маргарита Спиридович (1930, Париж, коллекция Шилтьяна в Риме; 1932, масло, Париж, частная коллекция)
- Князь Волконский (1938, Париж, частная коллекция, Париж)
- Джованни Шайвиллер (1941, коллекция Сильвано Шайвиллера)
- Графиня М. А. Терци (1944, коллекция графа Оттобоно Терци, Брешиа )
- Донна А. Брузадели (1949, частное собрание, Рим)
- Госпожа М. А. Фолонари (1949, коллекция У. Фолонари, Брешиа)
- Граф Джан Карло Камерана (1953, коллекция графини Лауры Камерано, Турин )
- Лаура Кабасси (1953, коллекция Джузеппе Кабасси, Милан; 1958, коллекция Джузеппе Кабасси, Милан)
- Лючио Риденти (1955, коллекция Лючио Риденти, Турин)
- Мирта Мантеро (1955, коллекция Мантеро, Черноббьо, Комо )
- Граф Джероламо Гаслини (1957, Фонд Гаслини, Генуя )
- Графиня Лоредана Коопманс-де-Йольди (1958, коллекция Коопманс-де-Йольди, Милан)
- Госпожа М. А. Гальтаросса (1959, коллекция Джакомо Гальтаросса, С. Пьетро в Кариано, Верона )
- Граф Л. Занон ди Валджурата (1959, коллекция Л. Занона, Турин)
- Архитектор Е. Морони (1960, рисунок, коллекция Морони, Милан)
- Арнольдо Мондадори (1960, коллекция Мондадори, Милан)
- Госпожа М. Орланди (1963, коллекция А. Орланди, Милан)
- Семья Адреани (портрет Хильды Адреани, 1963, коллекция Маурицио Адреани, Милан; портрет Маурицио Адреани, 1966, коллекция Маурицио Адреани, Милан)
- Пеппино де Филиппо (1965, коллекция Пеппино де Филиппо, Рим)
- Командор Данте Кода (Институт банка С. Паоло, Турин)
Персональные выставки
- Декабрь 1925 — «Дом искусства Брагаглия», Рим, выставка, организованная Роберто Лонги ; выставленные картины: «Гитара» , «Женщины» , «Игрушки» , «Плоды» , «Торговец фруктами» (1924); «Продавец рыбы» , «Цветочница» , «Портрет художника» , «Причесывающийся человек» , «Кухонная утварь» , «Обнажённая женщина» (1925) и 17 рисунков (1925).
- Июнь 1933 — галерея Скопиник, Милан.
- Около 1933 — ресторан Джацци ( Ristorante Giazzi ), парк Монци.
- Около 1933 — галерея Превости ( Galleria Prevosti ), Варесе .
- 1934 — галерея Дедало ( Galleria Dedalo ), Милан.
- 1937 — пресс-клуб, Болонья , выставка, организованная коллекционером Ванелли.
- Апрель 1939 — галерея Этторе Джан Феррари, Милан, выставка, организованная Рафаэлем Каррьери.
- 1940 — Лицей, Флоренция, выставка, организованная Контини-Бонакосси.
- 1942 — галерея Дель Мильоне, Милан; выставка получила хорошую рецензию (« Коррьере делла Сера », 25 февраля 1942) и закрепила успех Шилтьяна, который начинает получать многочисленные заказы как государственные, так и частные.
- 1942 — XXIII Международная выставка Биеннале искусств в Венеции ; в Центральном выставочном дворце экспонировались следующие работы Шилтьяна: «Музыкальные инструменты» , « Клио » , «Любопытные женщины» , «Писатель Джованни Шайвилер» , «Путешествие по Италии» , «Путешествия» , «Романтика» , «Мореплаватель» , «Граф Л. Висконти ди Модроне» , «Принц С. Кастельбарко Альбани» , «Любовное письмо» , «Портрет мыслителя» , «Книги» , « Автопортрет » , « Филателист » , «Сюзанна и старцы» , «Портрет Лизетты Понти» , «Обман I» , «Голова девочки» , «Обман II» , «Обман III» , «Вакх в таверне» , «Портрет Ромео Тонинели» .
- 23 июля — 20 сентября 1955 — выставка работ Григория Шилтьяна, Лодочное общество буцентавров , Венеция.
- 1956 — пресс-клуб, Рим.
- 26 июня — 6 октября 1958 — выставка работ Григория Шилтьяна, Лодочное общество буцентавров, Венеция.
- 16 мая — 16 июня 1963 — выставлена картина « Крещение Иисуса » , салон Беато Анджелико, Рим.
- Ноябрь — декабрь 1970 — чествование Г. И. Шилтьяна во дворце Венеция, салон Барбо, Рим.
- Июнь — сентябрь 1973 — Атенео Сан-Басса, Венеция.
- 21 апреля — 6 мая 1977 — галерея Ла Градива, Рим.
- 12—29 марта 1979 — выставлена картина «Mors atomica» , галерея Ла Баркаччья, Рим.
- Июль — октябрь 1980 — выставка «Григорий Шилтьян — антология с 1916 года», Ротонда на улице Безана, Милан.
- 1983 — выставка «Антология», Москва .
- 2 февраля — 31 марта 1986 — выставка «Шилтьян — ретроспектива», Алмазный дворец, Феррара .
Коллективные выставки
- 1925 — III Международная биеннале искусств в Риме, зал 15.
- 1926 — XV Международная выставка искусства в Венеции.
- 1936 — XX Международная выставка современного искусства в Венеции, Британский павильон; экспозиция иностранцев, проживающих в Италии.
- Декабрь 1936 — социальная выставка в Осеннем салоне, Милан.
- 8—23 мая 1937 — галерея Дедало, Милан, выставка работ Николая Бенуа и Григория Шилтьяна; выставленные картины: «Мастер по изготовлению гитар» , «Игроки» , «Туалет» , «Клоун» , «Стол художника» , «Продавец рыбы» , «Юноша с гроздью винограда» , «Портрет графа Муццарелли-Верзони» , «Портрет русского эмигранта » , « Философ » , « Ностальгия » , «Автопортрет» , «Подросток в жёлтой футболке» , «Вакх в таверне» , «Голубое письмо» , «Корзинка с фруктами» , «Бокал и тыква» и 40 натюрмортов .
- Ноябрь 1939 — социальная выставка в Осеннем салоне, Милан.
- 1940 — VII Миланская триеннале .
- Апрель 1941 — галерея Дель Мильоне, Милан; выставленные картины: «Музыкальные инструменты» (1939), « Святой Себастьян » (1940), «Портрет мыслителя» (1940), «Завтрак» (1940).
- 1947 — выставка «Живопись группы современных художников-реалистов», галерея Дель Иллюстрационе в Милане и галерея Флоренции.
- 1948 — выставка «Живопись группы современных художников-реалистов», галерея Ла-Маргерита, Рим.
- 1948 — XXIV Венецианская биеннале, Центральный дворец, зал IX.
- 1949 — галерея Керубини, Флоренция.
- 1950 — XXV Венецианская биеннале, Центральный дворец, зал XIX.
- 1984 — выставка современных художников-реалистов (1947—1949), оружейный зал дворца Веккьо, Флоренция.
- 1987 — Национальная галерея современного искусства, Рим.
- 2007 — выставка «Autoritratti-Selfportrait» , дворец Франкетти, Венецианский институт литературы, наук и искусств, Венеция; выставленная картина: «Автопортрет» (1954).
Сценография
- 1953 — « Война и мир » Сергея Прокофьева , « Флорентийский музыкальный май », режиссёр Татьяна Павлова.
- 1954 — «Мавра» Игоря Стравинского , театр Ла Скала, Милан.
- 1957 — «Колокольчик» Гаэтано Доницетти , Пиккола Скала, Милан.
- 1958 — «Абу-Гассан» , Карл Мария Вебер , Пиккола Скала, Милан.
- 1958 — «Заговорщики, или Домашняя война» Франца Шуберта , Пиккола Скала, Милан.
- 1962 — «Испанский кардинал» Анри де Монтерлана , театр «Конвеньо», Милан.
Иллюстрации
- , «I giorni: poesie» (Таллоне, Париж, 1952) — 5 цветных иллюстраций.
- Лев Толстой , « Анна Каренина » (Издательский дом, Милан, 1967) — 118 цветных иллюстраций.
Публикации
- «Изображение реальности: эстетика и техника» : Pittura della realtà: estetica e tecnica . — Milano, 1956.
- «Моё приключение» : Mia avventura . — Milano, 1963.
- «Реальность Шилтьяна» : La realtà di Sciltian . — Milano, 1968.
- «Григорий Шилтьян, 30 „обманок“» (с введением Поля Виалара): Gregorio Sciltian, 30 trompe-l’oeil . — Milano, 1980. — ISBN 88-203-1188-7 .
- «Трактат о живописи: эстетика, техника» (с введением Уго Спирито ): Trattato sulla pittura: Estetica, tecnica . — Milano, 1981. — ISBN 88-203-0928-9 .
Шилтьян в филателии
Одна из работ Г. И. Шилтьяна — картина «Филателист» — не только попала на почтовую марку Кубы 1968 года, но и была замечена в филателистической литературе тех лет. В частности, Борис Кисин в своей книге «Страна Филателия» (1969) привёл иллюстрацию этой картины, сопроводив её следующим текстом в духе того времени :
Посмотрите на картину «Филателист» Григория Шилтьяна, известного художника-реалиста, живущего в Италии. Он тщательно выписывает каждую деталь в облике своего героя, стремясь к предельной ясности выражения.
Как же изобразил художник филателиста? Неубранная, захламлённая комната. Старое, рваное кресло. Усталые руки, потухший взор. В жизни осталась одна привязанность — марки , и больше ничего.
Как много их таких филателистов, в капиталистическом мире! Нам чужды цели их собирательства. Марки не средство ухода от мира, а помощь в его познании.
Мы собираем марки не для того, чтобы укрыться от жизни, а чтобы жить более полно, более радостно, с большей пользой для себя и для других.
В 1981 году картина Г. И. Шилтьяна «Еда и вино» была помещена на почтовую марку Италии , посвящённую первому Всемирному дню продовольствия ( Sc #1492) . Кроме того, в 1982 году почта Сан-Марино выпустила три рождественские марки с картинами Григория Ивановича на религиозные темы ( Sc #1037—1039) .
Память
В 1989 году в усадьбе Мирабела дель Витториале ( ) открылся музей Григория Шилтьяна. Коллекция состоит из 32 картин художника .
Награды
15 сентября 1974 года художник был награждён итальянским Савойским гражданским орденом .
Примечания
- ↑ (англ.) — OUP , 2006. — ISBN 978-0-19-977378-7
- ↑ (фр.) — Paris: , , 2001. — ISBN 978-2-7000-3055-6
- от 15 ноября 2014 на Wayback Machine / Сост. Н. Т. Кузнецова. — М. : Галерея, 2005. — С. 289—306. (Дата обращения: 2 ноября 2008) .
- Согласно от 5 апреля 2016 на Wayback Machine о Григорие Шилтьяне на сайте от 16 мая 2008 на Wayback Machine
- Кисин Б. М. / Ред. В. Нездвецкий. — М. : Просвещение , 1969. — С. 51—52. — 240 с. — 100 000 экз. 14 сентября 2017 года. (Дата обращения: 15 июля 2016)
- По от 13 августа 2009 на Wayback Machine на сайте от 7 сентября 2008 на Wayback Machine
- См. от 4 июля 2007 на Wayback Machine на сайте от 3 июля 2008 на Wayback Machine
Ссылки
- — биография художника на сайте (итал.) (рус.) (Дата обращения: 2 ноября 2008)
- (недоступная ссылка) Г. И. Шилтьяна на сайте (недоступная ссылка) (Италия) (англ.) (итал.) (Дата обращения: 2 ноября 2008)
- Г. И. Шилтьяна на сайте (Италия) (итал.) (Дата обращения: 2 ноября 2008)
- — информация о художнике на сайте (Италия) (итал.) (англ.) (Дата обращения: 2 ноября 2008)
- — веб-страница о почтовых марках на армянскую тематику на сайте Армена Ховсепяна ( Armen Hovsepian ) ( США ) (англ.) (Дата обращения: 2 ноября 2008)
- — краткое описание музея Шилтьяна на сайте (Италия) (итал.) (англ.) (Дата обращения: 2 ноября 2008)
- 2021-07-06
- 1