Interested Article - Стязание с латиною

Стяза́ние с лати́ною (полное название Георгия митрополита Киевского стязанье с латиною; вин числом 70 , др.-рус. геѡргиꙗ митрополита києвьского стѧзаньє съ латиною винъ число(м҃). о҃ ) — древнерусское полемическое сочинение, направленное против католиков , приписываемое митрополиту Киевскому Георгию (ок. 1065—1076) . Сохранилось в единственном списке XV века . Вопреки заголовку, в нём представлено 27 обвинений; древнерусские сочинения не знают столь большого числа «вин» . Вопрос об авторской принадлежности «Стязания с латиною» до настоящего времени остается открытым . Как свидетельствует Г. С. Баранкова, «Стязание» является компилятивным произведением, составленным русским книжником скорее всего в XIV—XV веках . Архимандрит Макарий (Веретенников) предположил, что несмотря на батыев погром , у анонимного книжника XIV—XV веков были какие то сведения о митрополите Киевском Георгии, и он, прибегнув к традиционному для средневековья методу, попытался восстановить утраченное сочинение. Этим, очевидно, и объясняется разница в количестве «вин», указанных в заголовке и содержащихся в тексте

Трактат состоит из исторического введения и 27 глав, в которых изложены обвинения в адрес католиков, выраженные в резкой форме. Композиционно «Стязание с Латиною» распадается на две неравные части. Первая часть с перечислением 25 «вин» составлена на основе двух древнерусских сочинений: «Послание митрополита Никифора Владимиру Мономаху о вере Латинской» и послание Михаила Керуллария к антиохийскому патриарху Петру III. Во второй части, которое стилистически и лексически отличается от первой, подробно разбираются два обвинения — 26-е и 27-е , которые не находят параллелей в других антилатинских сочинениях и производит впечатление вставки , что свидетельствует о компилятивном характере памятника в целом .

Содержание

  • Введение, повествующее об основании христианского царства при императоре Константине I Великом , о расцвете веры, о перенесении столицы в Константинополь, о согласии, царившем в Церкви до VII Вселенского Собора , об отпадении Рима от Православия , когда город захватили «немцы».
  • употребление опресноков и хранение евхаристических хлебов в храмах (Главы 1, 3, 7, 26)
  • бритьё бород клириками и монахами (Глава 2)
  • отступление в молитвенной и обрядовой практике от богослужения древней Церкви, главным образом в отношении «Филиокве» (Главы 4-6, 25)
  • запрет священнослужителям вступать в брак при попустительстве клиру и епископату в блудном сожительстве (Главы 8, 12)
  • дозволение вдовцам жениться на сестрах покойных жен (Глава 9)
  • ношение епископами перстня в знак мистического брака с Церковью (Глава 10)
  • участие епископов и клириков в военных действиях (Глава 11)
  • пост по субботам и иные особенности в соблюдении постов в сочетании с употреблением в пищу удавленины , мяса нечистых животных и разрешением монахам есть мясо (Главы 13-19, 27),
  • непочитание святителей Василия Великого , Григория Богослова и Иоанна Златоуста , уклонения в совершении таинства Крещения (единократное погружение, крещальная формула, посыпание младенца солью, наречение имени родителями), указывающие на иудейские и еретические ( арианские и савеллианские ) заблуждения (Главы 23-24)
  • непочитание мощей и икон (Главы 23-24).

Примечания

  1. Чибисов Б. И. Термин «латиняне» в письменных источниках // от 21 октября 2020 на Wayback Machine — C. 88
  2. , с. 31.
  3. , с. 30.
  4. , с. 44.
  5. , с. 104.
  6. , с. 31, 37-40.
  7. , с. 35.
  8. , с. 39, 43.

Литература

Ссылки

Источник —

Same as Стязание с латиною