Interested Article - Электричка на Марс

«Электричка на Марс» — музыкальный сплит-альбом российских рок -групп « Элизиум » и « Ульи ». «Электричка на Марс» является одновременно сплитом и трибьют-альбомом , на котором обе группы перепевают песни друг друга: «Элизиум» исполняет шесть кавер-версий песен группы «Ульи», которая, в свою очередь, исполняет шесть песен «Элизиума». На момент выпуска в 2004 году, подобный проект ранее имел аналоги только за рубежом, и на территории России стал первым в своём роде. Группа «Элизиум», по инициативе которой был записан этот альбом, назвала его био-сплитом — от вымышленного термина « био логическое раздвоение личности» .

Альбом «Электричка на Марс» был выпущен лейблом « АиБ Records » 31 октября 2004 года. Ранее, дата выпуска планировалась в 2003 году, но была отложена на год вперёд из-за большого количества запланированных релизов группы «Элизиум». Альбом получил положительные отзывы критиков за оригинальную идею и смешанные отзывы за её реализацию, по большей части одобрившие исполнение группы «Ульи».

История записи

В музыкальной индустрии сплитом называется альбом, на котором присутствуют композиции двух (иногда больше) разных исполнителей. Основатель и бас-гитарист группы « Элизиум » Дмитрий Кузнецов использовал термин био-сплит (сокращённо от «биологическое раздвоение личности» ) для альбома, где два музыкальных коллектива исполняют кавер-версии песен друг друга. Подобные музыкальные проекты уже существовали за рубежом, однако выпущенная в 2004 году «Электричка на Марс» стала первым так называемым био-сплитом в России ; ранее идеи такого проекта возникали у российских панк-рок групп « Тараканы! » и « НАИВ », но не были реализованы. В одном из интервью вокалист группы «Тараканы!» Дмитрий Спирин , друг Кузнецова, предположил, что основатель «Элизиума» придумал ошибочный термин «био-сплит», опираясь на серию американских сплит-альбомов под названием : эти альбомы тоже представляли собой релизы групп, переигрывающих песни друг друга, однако название серии ссылалось лишь на имя лейбла -издателя — .

Идея записи сплит-альбома «Электричка на Марс» появилась спонтанно — основной причиной являлась давняя дружба музыкантов нижегородского « Элизиума » с музыкантами московской группы « Ульи ». Совместный проект изначально не преследовал коммерческих целей: участники групп записывали альбом в своё удовольствие, ради интереса послушать друг друга с неожиданных сторон. Между тем, сплит характеризовался ещё и как своеобразный подарок постоянным слушателям «Элизиума» и «Ульев», а также был нацелен на рядовую публику, ещё не сталкивающуюся с подобными музыкальными релизами в России. Дмитрий Кузнецов считал, что хотя «Элизиум» поддерживает дружбу и с другими коллективами, совместный альбом с кем-то из них — например, с группой Distemper — привлёк бы внимание слушателей, но не представлял бы интереса для самих музыкантов .

...Вот был бы прикол: два ансамбля с дудками переписывают песни друг друга... Мы их ска-панк песни переиграли бы в поп-панк , а они наши в — ска-панк... С точки зрения интереса публики и будущих продаж, это было бы вполне коммерческим мероприятием... Но интересно ли это было бы музыкантам? Представь себе, с какой долей кайфа и интереса перепели бы песни друг друга, например, « НАИВ » и « Тараканы! »... А теперь представь тот же «НАИВ» с био-сплитом, например, с « Ногу свело! » или « Воплі Відоплясова »... У меня самого, думаю, подобная пластинка надолго в проигрывателе подвисла бы...

Дмитрий Кузнецов

Работа над сплит-альбомом «Электричка на Марс» проходила в июне-августе 2003 года, одновременно с записью группой «Элизиум» своего альбома-сборника « Рок-планета! » . К ноябрю запись и сведение песен «Электрички на Марс» были полностью завершены .

О песнях

Смешанный жанр группы « Элизиум », который она называет космос-роком , на момент записи сплит-альбома включал в себя поп-панк с духовыми инструментами (по спорным мнениям — ска-панк ) и с элементами регги , в то время как « Ульи » переиграли их песни в мрачных жанрах метала , трип-хопа и нойза . Оба коллектива также называют своё творчество романтик-панком . В то же время, если романтика в текстах «Элизиума» посвящена возвышенным темам вроде космоса , то «Ульи» романтизируют более приземлённые, обыденные вещи. «Вы разве не знали, что брить подмышки, например, или готовить яичницу, или заниматься онанизмом — это тоже очень, очень романтично? Просто не каждому дано это углядеть» (Punk Gazetka) . В качестве источника для кавер-версий «Элизиум» использовал все три вышедших на тот момент альбома группы «Ульи» (« », « », « »), а те, в свою очередь, ограничились вторым и третьим альбомами «Элизиума» — « Все острова! » и « Космос » .

Первую половину сплит-альбома исполняет «Элизиум», открывая её треком «Электричка» — кавер-версией ранней композиции «Ульев» на тему дачного сезона . Другой старой песне «Литература» группа «Элизиум» придала динамичности и лёгкой агрессии . Кавер песни «Как Кусто» про известного океанографа роднит московскую и нижегородскую группы сюжетом об экзотических персонажах и странствиях: среди перепетых работ «Элизиума» у группы «Ульи» присутствует песня «Как Гоген», описывающая жизнь французского художника Поля Гогена . Шесть кавер-версий, исполненных «Элизиумом», завершаются треком «На Марс», исполненным в стиле акустического регги на свойственную нижегородским музыкантам космическую тематику. В записи этой песни в качестве бэк-вокалиста участвовал бывший барабанщик «Элизиума» Игорь Тарасов. Три кавер-версии группы «Ульи» на песни «Острова», «Как Гоген» и «Солнце» сайт Punk Gazetka охарактеризовал как «являющие адские муки и душевные страдания» вокалиста Владимира Родионова . С таким же надрывным вокалом, о котором пишет Punk Gazetka, исполнен кавер на композицию «Интересно», оригинал которой «Ульи» переделали из полуакустической баллады в весёлый марш . Песню «Ослепительный мир», напротив же, «Ульи» исполнили в виде медленной и медитативной электронной композиции со спокойным вокалом, исключив признаки рока и элементы ска-панка . Свой ряд кавер-версий «Ульи» завершили треком «Оптимизм», который они из оригинальной короткой композиции превратили в аудиоинсталляцию про поющего эту песню и одновременно крушащего в бешенстве свою квартиру городского обывателя , у которого угнала « шестёрку » некая группировка, оставляющая на месте преступления диск с альбомом группы «Элизиум». Сайт Punk Gazetka полагает, что такой трек мог появиться как плод сотрудничества Владимира Родионова из «Ульев» и DJ Сухого, которые уже выпускали аудиоинсталляцию «Разговор о космосе» на альбоме « » группы « Приключения Электроников » .

Выпуск и презентация

В июле 2003 года — при первом анонсе «Электрички на Марс» — названия сплит-альбома и исполнителя, совместно с которым его записывает «Элизиум», держались в секрете; было сказано лишь, что это московский музыкальный коллектив и что обе группы исполнят по шесть песен друг друга. Готовый сплит-альбом изначально планировалось выпустить уже осенью 2003 года, однако к ноябрю «Элизиум» сообщил, что релиз пришлось отложить как минимум до весны 2004 года. По словам музыкантов, решение было принято звукозаписывающим лейблом « АиБ Records », который допускал выпуск только одного альбома «Элизиума» за год, в то время как 2003 году их вышло уже два — альбом « Космос » весной и переиздание дебютного альбома « Домой! » осенью. В 2004 году «Электричка на Марс» снова отошла на второй план: зимой состоялся релиз сборника « Рок-планета! » и, одновременно, сплит-альбомом « LADY-F/Лампасы », также было выпущено переиздание альбома « Все острова! ». Весной 2004 года релиз «Электрички на Марс» был невозможен по причине того, что вокалист «Элизиума» Александр Телехов провёл месяц в больнице .

Пока выпуск сплит-альбома откладывался почти на целый год, три композиции в исполнении «Элизиума» с него успели появиться на других музыкальных релизах: песни «Электричка» и «На Марс» были включены в альбом « Рок-планета! », а песня «Литература» появилась на сборнике «Высшая школа панка, vol. 1» . Последний анонс выхода альбома Дмитрий Кузнецов объявил ориентировочно на сентябрь 2004 года, когда у группы начинался новый концертный сезон . В итоге же, презентация «Электрички на Марс» состоялась 27 октября в московском клубе « Точка » , а в продажу так называемый био-сплит, изданный « АиБ Records » на компакт-дисках и аудиокассетах , поступил 31 октября. «Элизиум» и «Ульи» стали первыми исполнителями России , выпустившими подобный альбом .

В 2008 году Дмитрий Кузнецов сказал, что у группы «Элизиум» в планах нет записи ещё какого-либо био-сплита .

Отзывы и критика

Общее

Саму идею сплит-альбома, где две группы переигрывают песни друг друга, музыкальные критики однозначно сочли интересной и оригинальной . Сразу две рецензии было написано на сайте Punk Gazetka, и обоим рецензентам приглянулось название альбома «Электричка на Марс»; в одной из рецензий сказано, что оно соответствует духу «романтик-панка», которым считают свою музыку «Элизиум» и «Ульи». В той же рецензии было отмечено оформление обложки альбома в стиле комиксов , чьё авторство принадлежит Роману Докукину из группы 7000$ . По словам KM.RU, сокращение от термина «биологическое раздвоение личности» — «био-сплит» — подверглось критике журналистов, хотя сам сайт признаёт выдуманный термин удачным, считая, что приставку «био» можно трактовать как «биография», то есть, исследование у групп творческих устремлений друг друга . Дмитрий Спирин из группы « Тараканы! » такое мнение не разделяет и считает неграмотным этот «термин», ошибочно принятый Дмитрием Кузнецовым за тип альбома из серии сплитов .

Реализация же альбома «Электричка на Марс» вызвала спорное мнение. Меньше всех био-сплит оценил журнал RockMusic . «О диске интересней говорить, вертеть его в руках, нежели слушать. Видимо, пара оказалась выбрана не слишком удачно» — пишет RockMusic , говоря о том, что с задачей представить песни обоих исполнителей в новом свете не справились ни «Элизиум», ни «Ульи». Рецензия журнала объясняет это тем, что «Элизиум» недостаточно изменил оригинальные версии песен группы «Ульи» и подпортил их «слащавым» вокалом Александра Телехова, а «Ульи» ошиблись, выбрав бесперспективный материал для реализации идеи. В итоге, RockMusic не увидел в сплит-альбоме обещанного «биологического раздвоения личности» . Другие обзоры нашли песни «Электрички на Марс» небезынтересными, однако бо́льшую часть положительной критики от них получила группа «Ульи», нежели «Элизиум» .

Каверы в исполнении «Элизиума»

Автор одной из рецензий сайта Punk Gazetka предполагает, что «Электричка на Марс» может понравиться человеку, услышевшему обе группы впервые, однако исполненные «Элизиумом» кавер-версии могут оставить иное впечатление у постоянных слушателей группы «Ульи». По мнению рецензента, «Элизиум» хорошо подобрал музыкальные партии для песен московского коллектива, но исполняющий их Александр Телехов иногда сбивается и поёт не в такт оригинальным версиям; вдобавок, местами специфично звучит бэк-вокал Ксении Сидориной . Другой рецензент сайта Punk Gazetka считает, что с выходом альбома « Все острова! » группе «Элизиум» стало не хватать «здоровой злости», поэтому исполненные песни на сплит-альбоме вышли предсказуемо весёлыми. Интерес поубавило и то, что за прошедший год лучшие из каверов «Элизиума» до выхода «Электрички на Марс» уже появлялись на разных музыкальных релизах .

Журнал RockMusic , назвавший сплит-альбом неинтересным, оценил кавер-версию композиции «Литература», которой «Элизиум» придал динамики и «молодой злости» . Рецензент сайта Punk Gazetka, хоть и отдающий предпочтение «Ульям», считает песню «Литература» лучшим исполнением на альбоме: «Даже могу поспорить с человеком, если тот мне скажет, что у „Ульев“ эта песня качественней» . Автор другой рецензии, который сетовал на отсутствие «злости» в песнях «Элизиума», нашёл желаемые черты в той же «Литературе» и в кавере «Помоги мне! Где я?», проявляющиеся в эмоциональном и нетрадиционном вокале — по мнению рецензента, это идёт на пользу «Элизиуму» и показывает его «ро́ковую сущность» . Не разделил мнение о «Литературе» портал KM.RU , заявив, что «Элизиум» обезличил подтекст песни тяжёлой игрой и духовыми инструментами , в то время как клавишные инструменты в оригинале передавали её трагический юмор. Также KM.RU считает, что в кавер-версии песни «Как Кусто» у «Элизиума» получился кардинально иной взгляд на французского океанографа: «Если героя „Ульев“ насмешки окружающих сподвигают на алкогольные эксперименты, то персонаж „Элизиума“ пьёт во имя своего сходства с Кусто восторженно и по собственной инициативе» . Ещё одной органично переработанной композицией KM.RU называет «Электричку» ; по словам сайта Punk Gazetka, её кавер-версия стала одним из желанных исполнений на концертах «Элизиума» . Второй рецензент Punk Gazetka считает лучшим кавером со стороны «Элизиума» песню «На Марс», которая умиротворяюще звучит в стиле акустического регги — особенно с участием бэк-вокала Игоря Тарасова. «Очередная космическая веха в сет-листе группы, агитирующей за ею же придуманный космос-рок, смотрится как нельзя кстати» (Punk Gazetka) .

Каверы в исполнении «Ульев»

Гораздо больше разнообразия автор второй рецензии Punk Gazetka разглядел в «безумном маргинальном ансамбле» — группе «Ульи», исполнившей песни «Элизиума». В противовес поп-панку «Элизиума», «Ульи» играют во множестве жанров — диско , регги , брейкбит , транс , индастриал , хип-хоп , хеви-метал . «Поэтому не стоит удивляться и искать рациональное зерно в „ульевском“ видении поп-песенок „Элизиума“ и в новых аранжировках этих песен. Улей превратил лёгенькие вещи нижегородцев в агрессивные боевики и до кучи спел их голосом маньяка-психопата — очень здорово и харизматично. Именно таким мне и представлялся всегда маньяк-психопат, поющий песни группы „Элизиум“» . Первый рецензент Punk Gazetka также больше оценил игру «Ульев», отметив, что манера пения и музыка группы «Ульи» в кавер-версиях отличаются от их привычного исполнения — например, голос Владимира Родионова звучит от пронзительного до джазового .

Портал KM.RU похвалил группу «Ульи» за то, что в песнях «Элизиума» она многократно усилила «щенячий восторг и слезливую подростковую прострацию». Крики вокалиста и индастриал - клавиши в кавер-версиях «Солнце» и «Как Гоген» довели этот настрой до параноидального экстаза — пишет KM.RU. Самым примечательным кавером у «Ульев» портал назвал переделанную в марш песню «Интересно» . Внимание заслужил исполненный «Ульями» кавер «Ослепительный мир», который группа переиграла в расслабленном электронном варианте со спокойным вокалом, ввиду чего песня полностью отличается от оригинальной версии . Один рецензент Punk Gazetka считает его потрясающе красивым без дисторшн -гитар и духовых инструментов — как ответ акустическому регги «На Марс» со стороны «Элизиума» . В другой рецензии, однако, считается, что песня потеряла частичку себя из-за своеобразного исполнения песни «Ослепительный мир», где вокалист проговаривает первый куплет вместо пения . Особое внимание среди исполненных «Ульями» песен вызвал последний трек, «Оптимизм», по большей части являющийся . Журнал RockMusic даже воздержалася от комментариев и просто написал, что это нужно слушать . «Аудиоинсталляции — жанр для нашего слушателя не менее новый, чем „био-сплиты“. Искренне надеюсь, что он приживётся на российской почве, потому как простор для деятельности в этом направлении действительно огромен» (Punk Gazetka) .

Список композиций

«Элизиум» (исполняет песни группы «Ульи»)
Название Альбом оригинальной версии Длительность
1. «Электричка» 4:19
2. «Я как Кусто» 2:02
3. «Яишница» Бытовуха+ 3:06
4. «Помоги мне! Где я?» 2:11
5. «Литература» Бытовуха+ 2:37
6. «На Марс» Шоубизнес в бреду 2:56
«Ульи» (исполняют песни группы «Элизиум»)
Название Альбом оригинальной версии Длительность
7. «Солнце» Космос 3:43
8. «Острова» Все острова! 4:15
9. «Интересно» Космос 3:57
10. «Ослепительный мир» (vermona mix) Космос 4:20
11. «Как Гоген» Все острова! 2:56
12. «Оптимизм» ( DJ Сухого) Все острова! 2:34

Участники записи

«Элизиум»

Elysium Home Studio, звукорежиссёр — Максим Созонов †.

«Ульи»

Pasika Records, звукорежиссёр — Алексей Тихонюк.

Сессионные участники

  • Игорь Тарасов — бэк-вокал (трек 6) ;
  • DJ Сухой — (трек 12) .

Производство

  • Мастеринг — Андрей Шабаев;
  • Обложка — Роман «Крест» Докукин (рисунки), Алексей «Murz» Корепов (дизайн).

Примечания

  1. . KM.RU (4 марта 2005). Дата обращения: 7 июля 2015. 7 июля 2015 года.
  2. Альпинист. . Punk Gazetka. Дата обращения: 7 июля 2015. 7 июля 2015 года.
  3. NadiN. . Punk Gazetka. Дата обращения: 7 июля 2015. 7 июля 2015 года.
  4. // RockMusic : журнал. — Москва : «Рокмьюзик-Пресс», 2004/2005. — Вып. 10/11 (16/17) . 7 июля 2015 года.
  5. Официальный сайт группы «Элизиум» (31 октября 2004). Дата обращения: 3 июля 2015. 3 июля 2015 года.
  6. ЭNдрей. . Punk Gazetka. Дата обращения: 7 июля 2015. 7 июля 2015 года.
  7. . Официальный сайт группы «Ульи». Дата обращения: 7 июля 2015. 7 июля 2015 года.
  8. . Интервью для «Ритм Экстрим» . Космос-рок! Официальный фан-сайт группы «Элизиум» . Дата обращения: 3 июля 2015. 3 июля 2015 года.
  9. Ната Шварц. . Официальный сайт группы «Элизиум» (3 июля 2003). — материал с сайта RockMusic.ru . Дата обращения: 6 июля 2015. 6 июля 2015 года.
  10. Ната Шварц. . Oxid.ru (14 ноября 2003). — материал с сайта RockMusic.ru . Дата обращения: 7 июля 2015. 7 июля 2015 года.
  11. . ANTIPUNK/COM (24 июня 2004). Дата обращения: 7 июля 2015. 7 июля 2015 года.
  12. (англ.) . Discogs . Дата обращения: 7 июля 2015. 7 июля 2015 года.
  13. (англ.) . Discogs . Дата обращения: 7 июля 2015. 7 июля 2015 года.
  14. . Официальный форум группы «Элизиум». Дата обращения: 7 июля 2015. 7 июля 2015 года.
  15. «Электричка на Марс», буклет к CD . — Нижний Новгород : АиБ Records, 2004.

Ссылки

  • на официальном сайте группы «Ульи».


Источник —

Same as Электричка на Марс