Interested Article - Лаврентьев, Максим Игоревич

Макси́м И́горевич Лавре́нтьев (род. 28 февраля 1975 , Москва ) — поэт , прозаик , литературовед , культуролог . Также известен как художник и композитор . Член Зиновьевского клуба « МИА Россия сегодня » .

Отец — дирижер, композитор Игорь Александрович Лаврентьев (1921—1997).

Учился на дирижёрско-хоровом отделении в музыкальном училище . Работал кладовщиком на автостанции , параллельно в 2001 году окончив Литературный институт им. А.М. Горького , куда поступил по рекомендации Льва Ошанина , затем — редактором в еженедельниках « Литературная газета » и « Литературная Россия », главным редактором журнала « Литературная учёба », вернувшегося при нём к формату литературно-критического издания .

Лаврентьев сделал невозможное. Он фактически возвратил «Литучёбу» из небытия. Журнал стал площадкой для острых литературных дискуссий. Он зафонтанировал неожиданными идеями. В нём исчезла слащавость, зато появились соль и перец. Издание быстро начало набирать вес и авторитет. Из собрания трафаретных дебютов и наукоблудия «Литучёба» превратилась в журнал литературно-критической мысли.

В 2022-2023 годах, не высказываясь публично в поддержку боевых действий России на Украине, выступает с концертами в госпиталях и военных санаториях Министерства обороны Российской Федерации .

Литературное творчество

Максим Лаврентьев начинал как поэт и книжный рецензент в середине 2000-х годов в российской и зарубежной литературной периодике. Отзывы о его творчестве опубликованы в журналах « Знамя », « Новый мир », « Вопросы литературы » и др.

В каком-то смысле Максим Лаврентьев — реалист от поэзии, столь предметны, вещественны его стихи, внимательны к детали, ко всякой бытовой новизне. Без перечня предметов не обходится, пожалуй, ни одно его стихотворение. <…>Но удивительно — дав неприглядную грубую картинку, бросив разговорное словцо, он вдруг мгновенно переходит к изящному. Как бы даже воспаряет. Черпнет из низин и тотчас — в горний мир — к высокому штилю и выспреннему слогу.

Во многих стихах Лаврентьева мы и впрямь наблюдаем напевное благозвучие и даже редкое в наши дни стремление к осмысленной ясности образов и мыслей. Но не забывайте, что мы находимся на границе, где встречаются разные государства, разные традиции. Степенная классическая ясность то и дело переходит в свою хулиганскую противоположность — и это не менее важно для Лаврентьева, чем внятное благозвучие.

В 2015 году в издательстве «Академика» вышло стихотворное переложение псалмов Давида , отмеченное отечественной и зарубежной прессой . В частности, колумнист русскоязычной нью-йоркской газеты «Еврейский мир» писал:

Что же помогло русскому интеллигенту, едва ли владеющему ивритом, так попасть в нерв, так тонко и созвучно оригиналу выстроить свою, почти никогда не буквально-переводческую, линию отражений святого текста — мне трудно даже вообразить. Это — чудо.

Написанный в 2015 году роман «Воспитание циника» (премия петербургского журнала « Зинзивер » за 2015 год ), носит, по мнению одного из рецензентов, Олега Филипенко , автобиографический характер . В то же время канадский писатель Владимир Лорченков отнёс роман к жанру литературной пародии . Сам автор определяет произведение как «игровую мемуаристику», это «мистификация, но она и похожа на то, что было, и не похожа в то же время; для меня она заменила мои собственные воспоминания» .

Да, история максимально приближена к реальности, она понятна и вполне узнаваема, однако не забывайте: в центре повествования писателя находится другой писатель, а значит мы имеем дело как бы с двойным капканом, и внутренняя мотивировка основного персонажа здесь более сложна, чем у простого обывателя, не связанного напрямую с искусством — обманным, из ряда вон выходящим и неоднозначным явлением. Тайна этой странной и, пожалуй, ни на что не похожей книги, кажется, чуть-чуть приоткрывается автором в конце, после прочтения героем шокирующе-откровенного письма его первой возлюбленной: «В целом же отделить правду от вымысла в истории Наины не представлялось возможным. Вот ведь накрутила хвостом хитрая рыжая девочка, разбрасывательница дневников, мастерица исповедальной прозы! Годы Литинститута все-таки не пропали даром».

В 2019 году книга вышла в издательстве « Рипол-классик » и была признана одной из лучших книг года по версии «Независимой газеты» .

В 2018 году в издательстве « Альпина Паблишер» увидела свет иллюстрированная монография «Дизайн в пространстве культуры» (топ-25 лучших книг года в жанре non-fiction по версии «Независимой газеты» ).

В сборнике остроумных эссе о важнейшем феномене нашего времени мы знакомимся с искусством и прошедших эпох, и современности, воспринимая его через призму взгляда эрудированного и оригинально мыслящего автора. Максим Лаврентьев рассказывает как о прикладных аспектах дизайна, так и об «элитарных», делая доступными сложные эстетические понятия.

Аннотация издательства

Декабрь 2020 — премьера программы «Псалмы Давида и органная классика» (совместно с Юлией Иконниковой и Павлом Быковым ) в Органном зале Культурно-просветительского центра в подмосковных Дубровицах . 2020 год — переводы сонетов Антонио Вивальди и новые эпиграфы к фортепианному циклу П. И. Чайковского « Времена года » для концертной программы «Времена года. Вивальди и Чайковский» в англиканском соборе Святого Андрея .

Осенью 2021 года вышел отдельным изданием цикл историко-литературных очерков «Весь я не умру…» ( М. , Вест-Консалтинг) — размышления над пророческими и предсмертными произведениям Гавриила Державина , Александра Пушкина , Евгения Боратынского , Михаила Лермонтова , Велимира Хлебникова , Владимира Маяковского , Даниила Хармса , Александра Введенского и других. Сокращённый текст отдельными главами публиковался в «Независимой газете» с 2019 по 2021 годы. Книга была встречена заинтересованными рецензиями в прессе: Евгений Лесин , ответственный редактор литературного приложения к «Независимой газете», посвятил ей передовицу , а критик Михаил Бойко в еженедельнике « Завтра » отметил ее религиозную направленность и ясность авторского стиля.

Поэт почти всегда религиозен, телесная смерть для него — просто переход в иную жизнь. Религиозен не в конфессионально-обрядовом смысле (хотя одно другому не мешает), а в смысле убежденности — бездоказательной, но непреодолимой — в существовании Бога / Абсолюта, осмысленности Вселенной и человеческого существования, в неизбежности посмертной жизни. Таковы были великие поэты, анализируемые Лаврентьевым, да и сам Лаврентьев точно такой же.

Если говорить о самой книге, то немаловажное её достоинство — язык, которым она написана. Это кристально-чистый язык в духе Никола Буало и Шопенгауэра: «Кто ясно мыслит, тот ясно излагает». Лаврентьев пишет не заготовку для научной статьи, не основу для диссертации. У него не найдешь литературоведческого воляпюка и многоэтажной аргументации с назойливыми ссылками. Это вдумчивый разговор с самим собой и читателем.

«Non-fiction года» по версии «Независимой газеты» . Книге и ее автору был также посвящен выпуск передачи «Открытая книга» на телеканале « Россия-Культура ».

Весной 2022 года издательство «Вест-Консалтинг» выпустило сразу две книги Лаврентьева — переиздание «Псалмов Давида», средства для которого были частично собраны на краудфандинговой платформе Planeta.ru , и первый с 2013 года сборник поэтических произведений — «Музыка в крови» .

В ноябре 2023 года в столичном издательстве «Стеклограф» вышел сборник «Библейская лирика» , включающий наряду с псалмами поэтические переложения двух других ветхозаветных книг Библии — Книги Притчей Соломоновых и Книги Экклезиаста .

Максим Лаврентьев удивительно сочетает в своей поэтике два вектора: погружение в себя — и воспарение в горние сферы, констатацию драмы, трагедии дня нынешнего — и почти симфонический апофеоз вечности. Посвящение вечности — вся его поэтическая жизнь…

Художественная и музыкальная деятельность

Дебют в качестве художника (апрель 2020 года) — портрет поэта Велимира Хлебникова как иллюстрация газетной статьи о нем.

Апрель 2021 года — первая персональная выставка живописных работ в арт-пространстве « Нигде Кроме ».

1 июля 2022 года состоялся релиз сольного музыкального альбома Максима Лаврентьева «Мелодии воспоминаний» под лейблом «Pancher» на YouTube , Apple Music , Яндекс.Музыка и других стриминговых сервисах. В альбом вошло восемь оригинальных инструментальных композиций в стиле нью-эйдж .

Библиография

Книги

  • 2011 — На польско-китайской границе. — М., ЛУч.
  • 2012 — Видения земли. — М., Литературная Россия.
  • 2013 — Основное. — М., Литературная Россия.
  • 2015 — Псалмы Давида. — М., Академика.
  • 2018 — Дизайн в пространстве культуры. — М., Альпина Паблишер.
  • 2019 — Воспитание циника. — М., Рипол-классик.
  • 2021 — «Весь я не умру…». — М., Вест-Консалтинг.
  • 2022 — Музыка в крови. — М., Вест-Консалтинг.
  • 2023 — Библейская лирика. — М., Стеклограф.

Аудиокниги

  • 2019 — Как награждали на Гражданской. — Storytel.
  • 2019 — Дизайн в пространстве культуры: от арт-объекта до эклектики. — Storytel.

Интервью

  • // Независимая газета, 22.01.2009
  • // Учительская газета, № 28, 2012
  • // Eclectic, август 2012
  • // Дети Ра, № 11, 2015
  • // Радио Культура, 2016
  • // Независимая газета, 19.02.2020
  • // Радио Sputnik, 6.01.2024

Избранные публикации

  • // Литературная Россия, № 6, 2012
  • // День и ночь, № 4, 2016
  • // Дети Ра, № 10, 2016
  • // День поэзии, № 12, 2018/2019
  • // Дети Ра, № 4, 2020
  • // Юность, № 8, 2022
  • // День и ночь, № 3, 2023
  • // Дети Ра, № 6, 2023

Примечания

  1. от 16 февраля 2021 на Wayback Machine Библио-Глобус, 30.11.2019.
  2. от 11 мая 2013 на Wayback Machine Thankyou.ru. 12.04.2013.
  3. Ульяна Бородина. // Образовательное право : приложение к «Учительской газете» . — 2012. — 12 июля ( № 28 ).
  4. Воскресенский, Филипп. // Литературная Россия : журнал. — 2009. — 5 августа ( № 31—32 ). 23 января 2021 года.
  5. (англ.) . www.ng.ru. Дата обращения: 9 марта 2019. 6 марта 2016 года.
  6. С. Костырко. . Журнальный зал. Дата обращения: 9 марта 2019. 10 декабря 2017 года.
  7. . webcache.googleusercontent.com. Дата обращения: 9 марта 2019.
  8. Вячеслав Огрызко . // Литературная Россия : журнал. — 2011. — 5 августа ( № 31—32 ). 4 августа 2012 года.
  9. от 19 мая 2014 на Wayback Machine // Вести.ру. 11.04.2011.
  10. от 21 ноября 2021 на Wayback Machine // Литературная Россия, 2011.
  11. . НГ-Exlibris . «Независимая газета». Дата обращения: 9 марта 2019. 18 апреля 2019 года.
  12. Арье Юдасин. // «Еврейский мир» : газета. — N. Y. , 2015. 2 мая 2016 года.
  13. . ООО «Вест-Консалтинг» . Дата обращения: 4 февраля 2016. 15 марта 2017 года.
  14. Олег Филипенко . // Зинзивер : журнал. — 2016. — № 2 . 3 июня 2020 года.
  15. Роман Романов. . Сноб (11 декабря 2019). — Рецензия. Дата обращения: 8 ноября 2020. 25 февраля 2021 года.
  16. Радио Медиаметрикс. YouTube . Дата обращения: 9 сентября 2019. 27 июля 2021 года.
  17. . НГ-Exlibris . « Независимая газета » (26 декабря 2019). Дата обращения: 10 октября 2022. 26 декабря 2019 года.
  18. . « Независимая газета » . Дата обращения: 11 февраля 2019. 12 февраля 2019 года.
  19. . « Альпина Паблишер » . Дата обращения: 3 июня 2020. 3 июня 2020 года.
  20. . Сайт Подольской филармонии . Дата обращения: 10 октября 2022.
  21. Максим Лаврентьев. . YouTube . Дата обращения: 25 апреля 2021. 25 апреля 2021 года.
  22. Антонина Аносова. // Независимая газета . — 2021. — 14 апреля. — ISSN . 27 июля 2021 года.
  23. Евгений Лесин. НГ-Exlibris . «Независимая газета» (29 сентября 2021). Дата обращения: 11 октября 2021. 14 октября 2021 года.
  24. . zavtra.ru . Дата обращения: 13 ноября 2023.
  25. . www.ng.ru . Дата обращения: 11 апреля 2023. 11 апреля 2023 года.
  26. . Smotrim.ru . Дата обращения: 12 августа 2022. 22 сентября 2022 года.
  27. от 1 сентября 2022 на Wayback Machine // Независимая газета, 01.09.2022.
  28. . www.ng.ru . Дата обращения: 7 июля 2021. 9 июля 2021 года.
  29. Марианна Власова. // Независимая газета. — 2021. — 22 апреля. 22 апреля 2021 года.
  30. . Ютьюб-канал Максима Лаврентьева (15 февраля 2021). Дата обращения: 25 апреля 2021. 25 апреля 2021 года.
  31. . Дата обращения: 25 апреля 2021. 25 апреля 2021 года.
Источник —

Same as Лаврентьев, Максим Игоревич