Interested Article - Эдельсон, Аполлон Николаевич

Аполлон Николаевич Эдельсон (1827, Рязань — 2 февраля 1896 года, Рига ) — рижский и лифляндский архитектор, проектировщик, церковный зодчий.

Рождение, семья

Аполлон Эдельсон родился в Рязани в семье эконома Рязанской гимназии Николая Ивановича Эдельсона, этнического немца, который, однако, по воспоминаниям современников, совершенно не владел немецким языком . Семью отличали высокие культурные и интеллектуальные традиции, а также любовь к современной и классической русской литературе. В частности, старший брат Аполлона Евгений Николаевич Эдельсон водил дружбу с известными русскими литераторами его времени. Долгие годы он работал литературным критиком и обозревателем в таких печатных изданиях, как « Московские ведомости » и « Всемирный труд », для которых он, будучи тонким стилистом, переводил поэтические произведения и прозу с иностранных языков на русский. К тому же Евгений Эдельсон занимался издательской деятельностью и вместе с драматургом А. Н. Островским принимал активное участие в деятельности интеллектуально-просветительского кружка « ».

Начало творчества

Будущий архитектор Аполлон Эдельсон окончил Санкт-Петербургский институт гражданских инженеров , после чего в поисках трудоустройства, по-видимому, прошёл строительную практику за пределами Российской империи . В целом ранний этап его творческой биографии мало исследован. Доподлинно неизвестно, в каких иностранных городах Эдельсон проходил стажировку. Известно, что некоторое время он проживал в Митаве , где стал помощником начальника Курляндской дорожно-строительной управы. По всей видимости, именно здесь молодой архитектор женился на Маргарите Тотлебен , кузине военачальника и инженера Эдуарда Ивановича Тотлебена . Из Митавы он со своей семьёй позже прибыл в Ригу, вероятно, на постоянное место жительства.

Работы

В Риге началась его архитектурная карьера, правда, на начальном этапе не все его архитектурные произведения воспринимались критиками однозначно. Например, Аполлону Эдельсону поручили спроектировать каменную колокольню для православной деревянной церкви Александра Невского , которая возвышается на Александровском бульваре в центре Риги. Эдельсон принял решение осуществить проект в лучших традициях московского сакрального зодчества XVII столетия, но в то же время органично адаптировать стиль « нарышкинского необарокко » к уже существовавшему церковному зданию, спроектированному после Отечественной войны . Проект подвергся критике со стороны чиновников Главного управления путей сообщения и публичных зданий Лифляндской губернии . Он был переделан, однако исторически постройка колокольни ассоциируется с именем Эдельсона.

Церковь Преображения Господня в посёлке Хяэдемеэсте , Эстония . Построена в 1872 году

Через некоторое время 18 ноября 1858 года он был назначен на должность главного архитектора Рижской епархии . На протяжении примерно тридцати лет по его проектам были построены доходные дома, преимущественно образцы светской архитектуры в эклектическом стиле . В частности, им были построены дома по адресу Царско-Садовой , 16 и Блейкштрассе , 12, Мельничной , 18 и Александровской , 80. Оттенок торжественности придают им классические черты, в частности, гармоничное распределение пилястр и полуколонн, однако манера неоклассицизма, к которой обращался Эдельсон, не была «перегружена» орнаментальными деталями, а отличалась гармоничной простотой и элегантной ритмичностью, что избавляло от ощущения излишней помпезности. На им были спроектированы корпуса ремесленной школы, в которых впоследствии возникла существующая и в наши дни гостиница « Метрополь », одна из самых передовых и фешенебельных в Риге, где в межвоенный период останавливался Ф. И. Шаляпин .

В 1889 году Эдельсон приступает к разработке проекта строительства православного Преображенского храма на территории Александровских высот , крупного мануфактурно-промышленного пригорода, где проживало довольно много русских православных рабочих, например, известного завода « Проводник ». Поскольку бюджет строительства был совсем небольшим, Эдельсон решил спроектировать церковное строение из дерева. Храм напоминает старинные православные церкви XVIII столетия; он органично приспособлен к естественному ландшафту, гармонично вписывается в растительное окружение; у входа расположена изящная ступенчатая колокольня. В начале XX столетия было принято решение строить новый каменный храм большего размера, но военные действия 1915 года не дали этому замыслу осуществиться. В свою очередь, после войны православная община Риги обеднела и подверглась длительной политической дискриминации, в связи с тем проект так и не был осуществлён, так и сегодня в Саркандаугаве находится деревянная церковь, спроектированная Эдельсоном.

В 1891 году на счёт Рижской епархии пришло крупное денежное пожертвование в 100 000 рублей от анонимного жертвователя. Есть предположение, что дарителем мог быть зажиточный торенсбергский купец и фабрикант А. Бовтович; в любом случае, жертвователь уточнил, что большую часть этих средств следовало бы использовать для строительства православного храма на территории Торенсберга . В итоге православный при Торенсбергском кладбище был построен архитектором Эдельсоном, а руководителем строительных работ был давний сподвижник Эдельсона Николай Воост, курировавший строительство доходных домов по проектам А. Н. Эдельсона. Храм представляет собой изящную и возвышенную православную церковь небольших размеров; при его воздвижении были применены стилевые приёмы, характерные для византийского канона церковного зодчества, в частности, при орнаментальном обрамлении колокольни и нефов.

Также в 1891 году Эдельсон приступает к разработке проекта новой православной Троице-Задвинской церкви . Когда-то над проектом работал архитектор Ян Бауман , но он не успел его осуществить, после чего инженерно-строительный мастер Б. М. Эппингер приступил к уточнению проекта Бауманиса совместно с рижским епархиальным архитектором Владимиром Лунским , Эдельсоном и строителем Николаем Воостом. В процессе строительства скончалась супруга Эдельсона Маргарита Тотлебен, из-за чего Эдельсон погрузился в траур и практически не показывался на работе, а вскоре последовал конфликт заказчиков с Н. Воостом по финансовым причинам. Таким образом, Эдельсон и Воост прервали своё участие в осуществлении строительства ещё в 1894 году.

Затем Эдельсон приступает к строительству на улице Московской . Также на этой улице расположен деревянный дом (11/13), который впоследствии подвергался перестройке и сохранил мало черт эдельсоновского проекта.

В ноябре 1892 года Эдельсон приступил к строительству православного храма на Колке , где многие латышские и ливские крестьяне и мануфактурные рабочие на протяжении более пятидесяти лет систематически . Архиепископ Арсений (Брянцев) выпросил у государственных ведомств пособие для воздвижения православной церкви для местного населения. Архитектор Эдельсон выполнил проект, использовав необычные для православного сакрального канона черты, характерные для неоготических церковных построек и приспособив храм к ландшафтной характеристике северной равнинной местности. В период авторитарного правления Карлиса Ульманиса храм стал культурно-просветительским центром духовного и национального возрождения ливского народа.

В 1896 году Эдельсон скончался и был похоронен на рижском Покровском кладбище рядом со своей супругой. Его три дочери проживали в Риге на улице Виландес вплоть до 1939 года, а затем в результате репатриации уехали в Германию.

Источники

  • Кирилл Соклаков . / сайт russkije.lv
Источник —

Same as Эдельсон, Аполлон Николаевич