Interested Article - Нарышкинский стиль

Надвратная Предтеченская церковь Троицкой лавры

Нарышкинское барокко ( Нарышкинский стиль ) — стилистическое направление в русской архитектуре конца XVII — начала XVIII века , частный случай Московского барокко , отличающий от нормативных построек данного стиля рядом своих характерных особенностей.

Термин «барокко» в названии стиля используется условно: импортированный с Запада стиль барокко появился в России чуть позже, при Петре Первом . Первые, достаточно скромные по оформлению постройки этого стиля в России известны, как Петровское барокко . При этом, Петровское барокко какое-то время сосуществовало с Нарышкинским, с которым его перепутать невозможно (нормативный пример Петровского барокко Петропавловский собор в Санкт-Петербурге , нормативный пример Нарышкинского барокко — церковь Покрова в Филях в Москве ).

Нарышкинское барокко было тесно связано с влиятельным родом Нарышкиных , из которого происходила мать Петра Великого (однако, заказчиками зданий в этом стиле выступали не только Нарышкины ). Приблизительные хронологические рамки стиля: 1685—1715 годы.

Фактически, стиль Нарышкинское барокко отражал стремление изменить традиции русской архитектуры, не прибегая к полному заимствованию с Запада, путём создания нового, оригинального стиля, использующего лишь отдельные, переработанные западные черты.

Основные постройки Нарышкинского стиля сосредоточены в Москве и её окрестностях, и принадлежат к числу наиболее значительных явлений в русской архитектуре вообще.

Споры о термине

Ошибочность последнего наименования отмечали И. Э. Грабарь, А. И. Некрасов, О. М. Иоаннисян. Б. Р. Виппер соотносил нарышкинскую архитектуру не с барокко, а с западноевропейским маньеризмом. . И. Л. Бусева-Давыдова предложила понятие . Это условное название стиля русской архитектуры последних десятилетий XVII — первых лет XVIII в., основными особенностями которого является широкое применение элементов архитектурного ордера, «русского узорочья» в качестве декора из красного кирпича и белого камня, иногда с включением поливных изразцов, использование центрических композиций в храмовой архитектуре.

Своим названием архитектурное течение обязано молодому боярскому роду Нарышкиных , сторонников европейских преобразований царя Петра, в чьих московских и подмосковных имениях были построены церкви с элементами архитектуры маньеризма. В то же время «нарышкинская» архитектура — широко распространенное явление, имеющее отношение ко многим заказчикам.

Главное значение нарышкинского стиля состоит в том, что именно он стал связующим звеном между архитектурой старой патриархальной Москвы и новым стилем ( петровским барокко ) возводимого в западноевропейском духе Санкт-Петербурга . Существовавший одновременно с нарышкинским, более близкий к западноевропейскому барокко голицынский стиль (здания, возведённые в нём, иногда причисляют к нарышкинскому стилю либо используют для них обобщённое понятие « московское барокко ») оказался лишь эпизодом в истории русского барокко и не смог сыграть подобной важной роли в истории русского зодчества.

Название

Успенская церковь на Покровке , в Москве

Название «нарышкинский» закрепилось за стилем после пристального изучения в 1920-е гг. Церкви Покрова , построенной в принадлежавших в конце XVII в. Нарышкиным Филях . С тех пор нарышкинскую архитектуру иногда называют «нарышкинским», а также, учитывая основной район распространения этого явления, «московским барокко». Однако возникает определённая сложность при сопоставлении этого архитектурного направления с западноевропейскими стилями, и связана она с тем, что, стадиально соответствуя раннему возрождению , нарышкинский стиль со стороны формы не поддаётся определению в категориях, сложившихся на западноевропейском материале, в нём присутствуют черты как барокко, так и ренессанса и маньеризма . В связи с этим предпочтительнее использовать имеющий длительную традицию употребления в научной литературе термин «нарышкинский стиль» .

Предпосылки к возникновению

В XVII в. в русском искусстве и культуре появилось новое явление — их обмирщение, выражавшееся в распространении светских научных знаний, отходе от религиозных канонов, в частности, в зодчестве. Примерно со второй трети XVII в. начинается формирование и развитие новой, светской, культуры.

В архитектуре обмирщение выражалось прежде всего в постепенном отходе от средневековых простоты и строгости, в стремлении к внешней живописности и нарядности. Все чаще заказчиками строительства церквей становились купцы и посадские общины. Это играло важную роль в характере возводимых построек. Был возведён ряд новых нарядных церквей, что, однако, не находило поддержки в кругах церковных иерархов, которые сопротивлялись обмирщению церковного зодчества и проникновению в него светского начала. Патриарх Никон в 1650-е годы запретил строительство шатровых храмов , выдвинув взамен традиционное пятиглавие, что способствовало появлению ярусных храмов.

Однако влияние светской культуры на русское зодчество продолжало усиливаться, также в него фрагментарно проникали некоторые западноевропейские элементы. После заключения Россией Вечного мира с Речью Посполитой в 1686 г. это явление приобрело больший размах: установившиеся контакты способствовали масштабному проникновению польской культуры в страну. Это явление не было однородным, поскольку тогда восточную окраину Речи Посполитой населяли близкие по культуре православные народы, и часть культуры, в том числе и сугубо национальных элементов, заимствовалась от них. Соединение особенностей различных стилей и культур, а также определённое «переосмысление» их русскими мастерами и определило специфичный характер нового возникнувшего архитектурного направления — нарышкинского стиля .

Особенности

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Филях 1690—1694 гг.

«Нарышкинский стиль» тесно связан с узорочьем, но это в какой-то мере его дальнейшая стадия, в которой проступают преобразованные формы западноевропейской архитектуры — ордера и их элементы, декоративные мотивы, несомненно, барочного происхождения.

От архитектуры XVI века его отличает пронизывающая вертикальная энергия, скользящая по граням стен, и выбрасывающая пышные волны узоров. [ источник не указан 707 дней ]

Для зданий «нарышкинского стиля» характерны смешение противоречивых тенденций и течений, внутренняя напряжённость, разнородность структуры и декоративной отделки. В них присутствуют черты европейского барокко и маньеризма , отголоски готики , ренессанса , романтизма , слившиеся с традициями русского деревянного зодчества и древнерусской каменной архитектуры. Характерен двойственный масштаб — одного гигантского, вертикально устремлённого, и другого — миниатюрно-детального. Эта особенность нашла воплощение во многих архитектурных проектах в Москве в течение всей первой половины XVIII века. Многие традиции нарышкинского стиля можно обнаружить в проектах Ивана Зарудного ( Меншикова башня ), Василия Баженова и Матвея Казакова .

Элементы наружной отделки типично маньеристического стиля использованы не для расчленения и украшения стен, а для обрамления пролётов и украшения рёбер, как было принято в традиционном русском деревянном зодчестве. Противоположное впечатление производят элементы внутреннего декора. Традиционный русский растительный узор приобретает барочную пышность.

Характерное для европейского барокко непрерывное движение, динамика перехода лестниц от наружного пространства к внутреннему, в нарышкинском стиле не получило столь явного воплощения. Лестницы его скорее нисходящие, чем восходящие, изолирующие внутреннее пространство зданий от наружного. В них видимы скорее черты традиционного народного деревянного зодчества.

Лучшими образцами нарышкинского стиля считаются появившиеся центрические ярусные храмы, хотя параллельно с этой новаторской линией возводилось множество традиционных, бесстолпных, перекрытых сомкнутым сводом и увенчанных пятью главами церквей, обогащённых новыми архитектурными и декоративными формами — прежде всего, заимствованными из западноевропейской архитектуры элементами ордера , обозначившими тенденцию перехода от средневековой безордерной к последовательно ордерной архитектуре . Для нарышкинского стиля характерна также двуцветность сочетания красного кирпича и белого камня, использование полихромных изразцов , позолоченной деревянной резьбы в интерьерах , следующих традициям « русского узорочья » и «травяного орнамента». Сочетание красных кирпичных стен, отделанных белым камнем или гипсом, было характерно для зданий Нидерландов , Англии и Северной Германии .

Построенные в нарышкинском стиле здания нельзя назвать подлинно барочными в западноевропейском понимании . Нарышкинский стиль в своей основе — архитектурной композиции — оставался русским, и только отдельные, зачастую едва уловимые элементы декора заимствовались из западноевропейского искусства. Так, композиция ряда возведённых церквей противоположна барочной — отдельные объёмы не сливаются в единое целое, пластично переходя друг в друга, а поставлены один на другой и жёстко разграничены, что соответствует принципу формосложения, типичному для древнерусского зодчества. Иностранцами, равно как и многими россиянами, знакомыми с западноевропейскими образцами барокко, нарышкинский стиль воспринимался как исконно русское архитектурное явление. [ источник не указан 707 дней ]

Постройки

В 1684-1688 годах в подмосковном селе Петровское-Дурнево , имении князей Прозоровских, ставших с апреля 1684 года , родственниками князей Голицыных, была построена Успенская церковь с 12 лепестковым планом в виде голгофского креста, ставшая прообразом многих позднейших построек голицынского и нарышкинского барокко. Автор проекта князь Василий Васильевич Голицын. Церковь многократно посещалась Царем Иваном Алексеевичем с супругой и Царевной Софьей с сестрами.
Церковь царевича Иоасафа в Измайлове , в 1678 построенная и в 1685—1687 годах перестроенная царевной Софьей ; строительством руководил её фаворит «Великий» Голицын . Позднее перестроена в нижней части и колокольне архитектором Тоном в середине XIX века.
Храм Троицы Живоначальной в Троице-Лыкове (1698—1703).
Мартимьян Нарышкин (родной дядя царя Петра) получил это имение в 1690 году. От первого брака с царевной Евдокией Васильевной Сибирской (†11 апреля 1691 года) у него осталась одна только дочь, ставшая позже женой князя Василия Петровича Голицына. В марте 1697 года, после внезапной смерти 32-хлетнего Мартимьяна, имение наследовал его брат Лев Нарышкин, родной дядя царя Петра, чья жена Анна Салтыкова была дочерью Марфы Прозоровской.
Спасская церковь (Уборы) с 12-тилепестковым планом в виде голгофского креста. Имение Петра Шереметьева , во втором браке женившегося на овдовевшей Анне Нарышкиной (Салтыковой), дочери Марфы Прозоровской
Церковь иконы Божией Матери «Знамение» на Шереметевом дворе (бывшем Нарышкином). Построена в конце 1680-х годов при Льве Нарышкине, родном дяде царя Петра, чья жена Анна Салтыкова была дочерью Марфы Прозоровской
Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Филях.До 1690 года это имение принадлежало Милославским, ближайшим родственникам Царевны Софьи. Построена при Льве Нарышкине, родном дяде царя Петра, чья жена Анна Салтыкова была дочерью Марфы Прозоровской
Церковь Бориса и Глеба в Зюзине — имении Бориса Ивановича Прозоровского, бездетного дяди Анастасии Прозоровской – жены князя Ивана Голицына

После падения Царевны Софьи и её фаворита Великого Голицына в 1689 году, пришедший к власти клан Нарышкиных (родственников матери Царя Петра) стал активно копировать царскую церковь Царевича Иоасафа в Измайлово в своих родовых имениях, в которых были возведены подобные нарядные многоярусные церкви из красного кирпича с резными белокаменными декоративными элементами (яркие примеры: Церковь Покрова в Филях (1690—1693), церковь Троицы в Троице-Лыкове (1698—1704), которым свойственны симметричность композиции, логичность соотношений масс и размещения пышного белокаменного декора, в котором свободно истолкованный ордер, заимствованный из западноевропейской архитектуры, служит средством зрительно связать многосоставный объём постройки.

Церковь Покрова в Филях построена по принципам формосложения, типичным для русской архитектуры XVII века, представляя собой ярусный пятиглавый храм, в котором жёстко разграниченные объёмы колокольни и церкви расположены на одной вертикальной оси, так называемый восьмерик на четверике . Четверик, окружённый полукружиями апсид — собственно сама церковь Покрова, а расположенный выше, на следующем ярусе, восьмерик — церковь во имя Спаса Нерукотворного, перекрытая восьмилотковым сводом . На нём возвышается , выполненный в форме восьмигранного барабана и увенчанный ажурной позолоченной гранёной главой-луковкой, в то время как оставшиеся четыре главы завершают апсиды церкви. У основания церкви расположены гульбища , окружающие церковь просторные открытые галереи. В настоящее время стены храма выкрашены в розовый цвет , подчёркивающий белоснежные декоративные элементы постройки.

Аналогичные черты имеет полностью белоснежная церковь Троицы, расположенная в другой усадьбе Нарышкиных, Троице-Лыково, и построенная Яковом Бухвостовым . С именем это крепостного подрядчика связаны и многие другие постройки в нарышкинском стиле . Показательно, что в постройках Бухвостова присутствуют элементы намеренно введённого западноевропейского ордера (соответствующая терминология используется и в подрядной документации), однако применение ордерных элементов отличается от принятого в европейской традиции: главным несущим элементом, как и в древнерусской архитектурной традиции, остаются стены, почти исчезнувшие из виду среди многочисленных элементов декора.

Ещё одним выдающимся строением в нарышкинском стиле являлась построенная гипотетическим зодчим Петром Потаповым для купца Ивана Матвеевича Сверчкова тринадцатиглавая Успенская церковь на Покровке (1696—1699) , которой восхищался Бартоломео Растрелли , а Василий Баженов ставил её в один ряд с храмом Василия Блаженного . Церковь была настолько живописна, что по легенде, даже Наполеон , распорядившийся взорвать Кремль , выставил возле неё специальную охрану, дабы она не была поражена начавшимся в Москве пожаром . До настоящего времени церковь не дошла, поскольку была разобрана в 1935—1936 годах под предлогом расширения тротуара.

Обмерный чертёж храма Успения на Покровке перед его сносом (1936)
Церковь Иоанна Воина на Якиманке (1706—1713) намечает переход от нарышкинского барокко к петровскому

В традициях нарышкинского стиля были перестроены многие церкви и монастыри, что отразилось, в частности, на ансамблях Новодевичего и Донского монастырей , Крутицкого подворья в Москве. В 2004 г. комплекс Новодевичего монастыря был внесён в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО , в том числе, в качестве «выдающегося образца так называемого „московского барокко“» (критерий I), а также как «выдающийся пример исключительно хорошо сохранившегося монастырского комплекса, детально отображающий „московское барокко“, архитектурный стиль конца XVII в.» (критерий IV) . В монастыре сохранены стены и ряд церквей, построенных либо перестроенных в нарышкинском стиле.

В архитектуре Петербурга начала XVIII в. нарышкинский стиль не получил дальнейшего развития. Однако между нарышкинской архитектурой и петровским барокко Петербурга первой четверти XVIII в. существует определенная преемственность, характерными примерами которой являются здания служившей для светских нужд Сухаревской башни (1692—1701) и церкви Архангела Гавриила или Меншиковой башни (1701—1707) в Москве. В основу композиции Меншиковой башни, построенной зодчим Иваном Зарудным на Чистых прудах в Москве для ближайшего сподвижника Петра I, князя Александра Меншикова , положена традиционная схема, заимствованная из украинской деревянной архитектуры — несколько уменьшающихся кверху поставленных друг на друга ярусных восьмигранников.

В создании архитектуры нарышкинского барокко, в отличие от петровского, отметились в основном русские мастера, что и определило специфичный характер построенных зданий — они представляли собой в большой степени древнерусские по характеру конструкции здания с заимствованными из западноевропейского зодчества деталями, как правило, носившими лишь декоративный характер.

Значение для русской архитектуры

Храм Апостолов Петра и Павла в Петровском-Разумовском Храм построенный в бывшем имении Прозоровских дедушкой и бабушкой царя Петра Кириллом и Анной Нарышкиными в 1691—1694 году, чей сын Лев Нарышкин, родной дядя царя Петра, был женат на Анне Салтыковой-дочери Марфы Прозоровской
Смоленская церковь (Софрино) построенная в 1690-1698 годах в имении Федора(Александра) Салтыкова, отца царицы Прасковьи(супруги царя Иоанна Алексеевича) и Василия Салтыкова (женатого на княжне Аграфене Прозоровской)

Нарышкинский стиль наиболее сильно сказался на облике Москвы, но он также оказал большое влияние на развитие всей архитектуры России в XVIII в., будучи связующим элементом между архитектурой Москвы и строящегося Санкт-Петербурга. Во многом именно благодаря нарышкинскому стилю был сформирован самобытный образ русского барокко, что особенно отчётливо проявилось в его позднем, елизаветинском периоде : в шедеврах Бартоломео Растрелли-мл. черты московского барокко соединяются с элементами итальянской архитектурной моды того времени, во внешнем убранстве таких московских барочных зданий, как храм Святого Климента (1762—1769 гг., арх. Пьетро Антони Трезини либо Алексей Евлашев ), Красные ворота ( 1742 г., арх. Дмитрий Ухтомский ) также видны черты нарышкинской архитектуры, прежде всего, характерное для неё сочетание красного и белого цветов в отделке стен. В провинции здания в «нарышкинской» стилистике строились еще в начале XIX века.

Позднее, уже в конце XIX в. нарышкинская архитектура, многими воспринимаемая к тому времени, как типично русское явление, оказала определённое влияние на формирование русского стиля .

Список построек

В данном списке в хронологическом порядке перечислены наиболее известные постройки, созданные в нарышкинском стиле.

Дата постройки
Постройка
Архитектор
Местонахождение
1686 Церковь Бориса и Глеба предположительно Яков Бухвостов Рязанская область , г. Рязань , Сенная ул., 32
1687 Храм Воскресения Христова в Кадашах Сергей Турчанинов Москва , 2-й Кадашевский пер. , 7
ок. 1698 1704 Церковь Бориса и Глеба в Зюзине Москва , Перекопская ул. , 7
1685 87 Церковь Успения Богородицы в Новодевичьем монастыре Москва , Новодевичий пр. , 1С1
1683 88 Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Новодевичьем монастыре Москва , Новодевичий пр. , 1С1
1688 89 Церковь Святого Духа в Солотчинском монастыре предположительно Яков Бухвостов Рязанская область , Рязанский район , пос. Солотча
1691 Церковь «Знамения» на Шереметевом дворе Москва , Романов пер. , 2 (во дворе)
1691 Церковь Смоленской иконы Богоматери в Софрине Московская область , Пушкинский район , с. Софрино .
1693 Церковь Св. Сергия в Могутове Московская область , Наро-Фоминский район , с. Могутово .
1692 95 ,
разр. в 1934
Сухарева башня Михаил Чоглоков Москва , в районе перекрёстка Сухаревской пл. и проспекта Мира
1690 96 Покровская надвратная церковь в Высоко-Петровском монастыре Москва , ул. Петровка , 28
1693 96 Церковь Покрова в Филях Москва , Новозаводская ул. , 6
1696 Церковь Живоначальной Троицы в Хохлах Москва , Хохловский пер. , 12
1696 Церковь Архангела Михаила в Станиславле Московская область , Ленинский район , с. Станиславль .
1690 97 , разр. в 1941 Надвратный храм Новоиерусалимского монастыря Яков Бухвостов Московская область , Истринский район , г. Истра , на территории сегодняшнего «Историко-архитектурного и художественного музея „Новый Иерусалим“»
1694 97 Спасская церковь в Уборах Пётр Шереметев , , Яков Бухвостов Московская область , Одинцовский район , с. Уборы
1684 - 98 Большой собор Донской иконы Божией Матери в Донском монастыре Москва , Донская пл. , 1
1697 1698 Церковь Казанской иконы Божией Матери в Узком Осип Старцев Москва , Профсоюзная ул. , 123Б
1698 Надвратная церковь Иоанна Предтечи в Солотчинском монастыре Рязанская область , Рязанский район , пос. Солотча
1693 99 Успенский собор Рязанского кремля Яков Бухвостов Рязанская область , г. Рязань , Кремль
1696 99 ,
разр. в 1935 36
Церковь Успения Пресвятой Богородицы на Покровке Пётр Потапов Москва , ул. Покровка , рядом с д. 5 (бывший дом причта церкви)
1696—1701 Церковь Николая Чудотворца в Венев-Никольском монастыре Тульская область , село Венев-Монастырь
1700 Церковь Богоявления Господня в Костине Рязанская область , Рыбновский район, с. Костино .
1702 Церковь Троицы в Конобееве Московская область , Воскресенский район , с. Конобеево .
1693 1703 Храм Архангела Михаила в Тропарёве Москва , просп. Вернадского , 90
1698 1704 Церковь Троицы Троице-Лыковом Яков Бухвостов Москва , Одинцовская ул. , 24
1705 Троицкая церковь Ново-Голутвина монастыря Московская область , Коломенский район , Коломна , ул. Лазарева , 9-11
1705 07 Церковь Архангела Гавриила (Меншикова башня) Иван Зарудный Москва , Архангельский пер. , 15
1703 1708 Церковь Св. Николая в Озерецком Московская область , Дмитровский район , с. Озерецкое .
1708 Церковь Смоленской иконы Богоматери в Кривцах Московская область , Раменский район , с. Кривцы .
1703 1710 Церковь Знамения в Холмах Московская область , Истринский район , с. Холмы .
1713 Церковь Покрова в Тропарёве Московская область , Можайский район , с. Тропарёво .
1796 1815 Церковь Иоакима и Анны Ивановская область , Гаврилово-Посадский район , с. Шекшово .

Примечания:

  • Следует иметь в виду, что в силу невозможности точного определения стилистических границ нарышкинского стиля, отдельные здания из приведённого списка могут рассматриваться некоторыми исследователями как относящиеся к иным стилям русской архитектуры
  • Зелёным отмечены здания, являющиеся памятниками истории и культуры федерального значения
  • Розовым цветом отмечены здания, внесённые в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО
  • Серым цветом отмечены утраченные здания

Мастера

См. также

Примечания

  1. // Новый энциклопедический словарь : В 48 томах (вышло 29 томов). — СПб. , Пг. , 1911—1916.
  2. Виппер Б. Р . Архитектура русского барокко. — М.: Наука, 1978. C.15
  3. Наталья Мерзлютина от 6 ноября 2006 на Wayback Machine XIV-MMV — 31.08.2005
  4. « от 27 сентября 2007 на Wayback Machine »
  5. Нарышкинский стиль // Большая советская энциклопедия. — 3-е изд.
  6. Кириллов В. В. от 24 июня 2006 на Wayback Machine
  7. 12 апреля 1684 года княжна Прозоровская стала супругой князя Ивана Алексеевича Голицына ( 1658 1729 )
  8. Бусева-Давыдова И. Л. от 24 июня 2006 на Wayback Machine // Архитектурное наследство. — Вып. 38. Проблемы стиля и метода в русской архитектуре / Российская Академия архитектуры и строительных наук. НИИ теории архитектуры и градостроительства; Под ред. Н. Ф. Гуляницкого. — М. : Стройиздат, 1995. — 400 с.: ил.
  9. от 28 сентября 2007 на Wayback Machine Люди русской науки: Очерки о выдающихся деятелях естествознания и техники/Под ред. С. И. Вавилова — М., Л.:Гос. изд-во техн.-теоретической лит-ры. — 1948
  10. Александр Можаев, от 21 сентября 2006 на Wayback Machine // Москва, которой больше нет
  11. Кондратьев И. К., «Седая старина Москвы: Исторический обзор и полный указатель достопамятностей» — М. Воениздат, 1996
  12. от 11 апреля 2008 на Wayback Machine в списке объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО
  13. от 11 июля 2017 на Wayback Machine , объект № 1097 в списке объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО
  14. И. Л. Бусева-Давыдова 18 августа 2006 года. // Архитектурное наследство. 1988. Сб. 36. Русская архитектура / ВНИИ теории архитектуры и градостроительства; Под ред. Н. Ф. Гуляницкого.- М.: Стройиздат, 1988.- 255 с.: ил.- C. 43-53

Литература

  • // Новый энциклопедический словарь : В 48 томах (вышло 29 томов). — СПб. , Пг. , 1911—1916.
  • Барокко в России: Сборник статей. — М.: Государственная Академия художественных наук, 1926
  • Виппер Б. Р. Архитектура русского барокко. — М.: Наука, 1978. — С. 9-28
  • Ежегодник Института истории искусств. Скульптура, живопись, архитектура. — М.: Изд-во АН СССР, 1956
  • Власов В. Г. Нарышкинский стиль // Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. — СПб.: Азбука-Классика. — Т. VI, 2007. — С. 61-67
  • Власов В. Г. Нарышкинский и голицынский стили. Предвосхищение барочности // Власов В. Г. Искусство России в пространстве Евразии. — В 3-х т. — СПб.: Дмитрий Буланин, 2012. — Т. 2.- C. 7-24.
  • Давыдова И. Л. Проблема «нарышкинского стиля» в русском искусстве второй половины XVII века". — Автореф. дис. канд. иск. — М., 1978.
  • Бусева-Давыдова И. Л. в отечественном искусствознании // Государственные музеи Московского Кремля. Материалы и исследования. Выпуск VII. Проблемы русской средневековой художественной культуры. М., 1990. С. 106—117.
  • Иоаннисян О. М. К проблеме барокко в русской архитектуре XVII века (история вопроса и некоторые аспекты архитектурной формы) // Русское искусство эпохи барокко. Новые материалы и исследования: Сборник статей. — СПб.: Эрмитаж, 1998. — С. 20-46.

Ссылки

  • (недоступная ссылка)
Источник —

Same as Нарышкинский стиль