Interested Article - Школы грамматики арабского языка
- 2020-03-18
- 1
Школы грамматики арабского языка ( араб. المدارس النحوية ) — лингвистические школы , начавшие формироваться с VIII века в крупнейших научных центрах Арабского халифата — городах Басра и Куфа . Первой была басрийская школа ( المدرسة البصرية ), основанная Абу Амром ибн аль-Ала . Затем появилась куфийская школа ( المدرسة الكوفية ), основателем которой считается Абу Джафар ар-Руаси . Позднее, в результате синтеза двух соперничавших школ, в столице халифата Багдаде появилась багдадская школа ( المدرسة البغدادية ), а различия между течениями исчезли окончательно.
История
Зарождение арабской грамматики
В арабской научной литературе нет достоверных данных об отправных точках возникновения арабского языкознания . Известны лишь места где берёт своё начало грамматическая наука — Басра и Куфа . Именно эти города, появившиеся вскоре после смерти исламского пророка Мухаммеда , стали политическими и научными центрами государства мусульман вплоть до основания великой столицы Аббасидов — Багдада .
Согласно самой распространённой версии, «изобретателем» арабской грамматики является Абу-ль-Асвад ад-Дуали — языковед, живший в эпоху правления Омейядов и умерший в Басре в 688 году. Полагали, что принципам грамматики его обучил сам праведный халиф Али ибн Абу Талиб . До поры до времени ад-Дуали не делился этими знаниями и уклонился от просьбы наместника Зияда ибн Абихи написать руководство для лучшего понимания Корана, но однажды, услышав ошибочное чтение аятов , всё-таки согласился удовлетворить просьбу Зияда. Существуют и иные варианты этой легенды. В одной из них Абу-ль-Асваду ад-Дуали отводится лишь роль исполнителя указаний халифа Али, которому и приписывается честь составления первой грамматики. Неизменным мотивом всех этих легенд с разными действующими лицами является практическая необходимость в своде грамматических правил арабского языка .
В научной литературе существуют несколько точек зрения на вопрос о возникновении арабской грамматической традиции . Одни учёные-востоковеды ( А. Кремер , Э. Ренан , И. Вейсс) утверждают об автохтонном происхождении арабской лингвистики. Многочисленные приверженцы второй, «грекофильской» точки зрения констатируют о греческом происхождении арабской грамматики ( К. Броккельман , А. Мец , , , Т. Й. де Бур). В силу большого количества сторонников, второе мнение является наиболее научно разработанным. Третья точка зрения состоит в том, что арабы позаимствовали лингвистические знания у индийцев ( ). К этому мнению в своих поздних работах склонялся и Карл Броккельман .
Мнение «грекофилов» подкрепляется тем, что некоторые арабские грамматические термины являются буквальным переводом с греческого, а в разделении слов на части речи можно узнать категории речи из аристотелевской логики. Точно так же можно заметить сходства между системами индийской и арабской грамматики. Восемь групп звуков (махаридж) , разделённых по физиологическому принципу, полностью соответствуют «местам» (стхана) в грамматике древнеиндийского лингвиста Панини . В делении звуков на «сильные» (шадид) и «слабые» (рахв) , а также «свистящие» (сафир) , «повторяющиеся» (такрир) и «колеблющиеся» (калкала) без сомнения можно узнать индийские праятна и анупрадана , хотя ничего подобного последней арабская звуковая система не имеет . По мнению В. Звегинцева , ошибочно приписывать истоки арабской грамматики какой-то одной стране, не учитывая того, что в момент её становления арабская цивилизация находилась под влиянием многих культур. Можно предположить, что при выполнении задачи создания своей грамматики арабы не стали изобретать всё с нуля, а обратились к уже сложившимся грамматическим системам греков и индийцев, которые к тому времени уже достигли наибольшего совершенства в этой сфере .
Формирование басрийской грамматической школы
Басрийская школа зародилась раньше, чем куфийская . В числе представителей первого поколения басрийских языковедов значатся , Абу Амр ибн аль-Ала , который считается её основателем , и Юнус ибн Хабиб ад-Дабби . Иса ас-Сакафи был известным чтецом Корана , которого позднее стали считать одним из основателей грамматики. Утверждали, что он написал около 70 трудов в этой области, а знаменитая « Книга » Сибавейхи была в основном составлена им. Как и у ас-Сакафи, грамматика не была основной деятельностью Абу Амра ибн аль-Ала, который в первую очередь известен как один из семи канонических чтецов . Последний из этой тройки — раб- вольноотпущенник Юнус ибн Хабиб, персидского или арамейского происхождения, был учеником Абу Амра и прожил почти сто лет, всецело посвятив себя науке. Сочинения этих авторов не сохранились, но влияние их можно проследить в более поздних трудах по грамматике .
Работы, начатые упомянутыми основателями басрийской школы, были завершены Халилем аль-Фарахиди . Ему приписывают изобретение арабской метрики и первый арабский словарь под названием « Книга Айна ». Этот словарь примечателен тем, что слова в нём расположены не в алфавитном порядке, а согласно фонетико-физиологическому принципу, что в точности соответствует санскритским грамматикам. Также в классификации наук в «Книге Айна» заметно влияние греческой науки .
Перс по происхождению, Сибавейхи прибыл в Басру и стал учеником Халиля в возрасте 32 лет. Он приложил большие усилия для ясного и лёгкого выражения своих мыслей на арабском языке, но вплоть до самой смерти его письменная речь превосходила устную речь по изящности и простоте. После смерти учителя Сибавейхи перебрался в Багдад , где состоялся учёный диспут с куфийцем аль-Кисаи . Пустынный бедуин , выступивший в качестве арбитра, присудил победу аль-Кисаи, а потерпевший поражение Сибавейхи вернулся к себе на родину, где и умер в 793 или 796 году. В « Книге » Сибавейхи, которая является главной его заслугой, изложена вся арабская грамматика в завершённом виде. В этом чрезвычайно обширном труде сформулированы все возможные грамматические частности, которые снабжены большим количеством примеров из Корана и древней арабской поэзии . «Книга» приобрела такой колоссальный авторитет, что даже соперники из Куфы отдавали ей должное .
Несмотря на все свои достоинства, «Книга» была громоздкой и не годилась для преподавания иноземцам, оставаясь учёным трудом для специалистов по филологии . Она нуждалась в переработке, которой вскоре после смерти Сибавейхи занялся один из его учителей — аль-Ахфаш . Последующие поколения учёных не смогли внести ничего существенного в «Книгу» и активно приступили к сбору и классификации богатого словарного и фразеологического запаса арабского языка. Наиболее выдающихся достижений на этом поприще достиг современник Сибавейхи, басриец аль-Асмаи и его ученик Абу Убайда .
Одной из самых блистательных фигур басрийской школы является аль-Мубаррад . Его учителями были самые выдающиеся учёные Басры и Куфы, он отличался острым умом и красноречием, которые принесли ему широкую известность среди населения. По легенде, именно это обстоятельство стали причиной зависти со стороны куфийца Са’лаба , которое затем вылилось в длительное противостояние двух школ грамматики .
Формирование куфийской грамматической школы
Куфийская школа появилась позднее «оппонента» из Басры. Данные о зарождении и развитии этой школы значительно скудны по сравнению с басрийской школой, а грамматические теории куфийцев известны исключительно из полемических выступлений басрийцев. Её основателем считается Абу Джафар ар-Руаси , но достоверные сведения о его научной деятельности отсутствуют. Возможно, легенда о том, что именно ар-Руаси был основателем куфийской школы была придумана Са’лабом во время полемики с басрийцем аль-Мубаррадом .
Древнейшим трактатом куфийцев, который дошёл до нас, является труд перса аль-Кисаи (ум. 805) «Ма йальхану фихи аль-’авамм» («В чём ошибается простой народ» — трактат об ошибках народного языка). Известно, что после обучения на родине он отправился в Басру к Халилю аль-Фарахиди , который посоветовал ему примкнуть к бедуинам , чтобы усовершенствовать знания о языке. Аль-Кисаи сначала жил в Басре, затем перебрался в новый центр мусульманского мира — Багдад, где имел успех и даже стал наставником детей самого халифа Харуна ар-Рашида . Он участвовал в многочисленных учёных диспутах, и в одном из них победил самого Сибавейхи .
Трудно с точностью определить разногласия между этими школами. Возможно, что истинной причиной такого раскола стала личная неприязнь между последователями той или иной школы, а не действительно научная полемика. С течением времени эта грань становилась все более прозрачной, а в IV веке мусульманского летоисчисления ( X век ) исчезла совсем .
Дальнейшее развитие школ
В X веке в результате слияния идей басрийской и куфийской школы сформировалась багдадская школа грамматики арабского языка, хотя некоторые авторы отрицают существование багдадской школы и продолжают делить арабских языковедов на басрийцев и куфийцев. Абу Али аль-Фариси и его ученик Ибн Джинни хоть и относили себя к басрийцам, по сути являлись багдадцами. Наиболее известными багдадцами были Ибн Кайсан, Ибн Шукайр и Ибн аль-Хайят, которые вначале обучались у куфийцев, а затем у басрийцев .
Изначально столица халифата Багдад был всего лишь политическим центром, а наука развивалась в других городах вроде Куфы, Басры и т. п. Первым из известных грамматистов в Багдаде был куфиец аль-Кисаи , который стал придворным вельможей и воспитателем сначала Харуна ар-Рашида , а затем и его детей. Куфиец Абу Закария аль-Фарра также жил при дворе халифа и воспитывал сыновей халифа аль-Мамуна . После него преподаванием грамматики в Багдаде занялся Абуль-Аббас Са’лаб (ум. в 904) .
Первой встречей куфийской и басрийской школы в Багдаде можно считать диспут между аль-Кисаи и Сибавейхи, который закончился поражением последнего. Однако настоящая борьба между школами началась во времена Са’лаба и басрийца аль-Мубаррада , который также жил в Багдаде. Именно в этот период прежние оппоненты стали сближаться во взглядах, перенимая наилучшее из учений обеих школ, а после смерти аль-Мубаррада в 898 году и Са’лаба в 904 году, оформились в единую багдадскую школу .
Багдадцы не были столь категоричными, как басрийцы и занимали срединную позицию между школами, перенимая должное из чужеродного влияния и не отвергая их полностью. В своих трудах багдадцы обращались и к хадисам пророка Мухаммеда , и к произведениям современных поэтов вроде Башшара и Абу Нуваса .
Кроме того, на территории мусульманской Испании ( Ибн Малик , Ибн Сида ), Египта и Сирии ( Ибн Йа’иш , , , , ас-Суюти ) сформировались свои специфические школы в результате синтеза учений басрийцев и куфийцев .
Отличия
Куфийская система была более непоследовательной по сравнению с басрийской, которая отличалась крайним пуризм , и уделяла больше внимания непосредственно живому разговорному языку, в некоторых случаях разрешая отступление от канонов классического арабского языка .
Метод басрцев часто был подобен прокрустову ложу , в которые втискивались языковые явления. С другой стороны куфцы <…> не могли избежать упрека в склонности только к внешнему и поверхностной интерпретации.
— О. Решер Studies uber Ibn Ginni, «Ztschr. f Assyr», Bd. 23, S. 43
В отличие от Басры, где господствовал педантизм и не было такого разнообразия национальностей и сословий, в Куфе существовало сложное сплетение языков и, как следствие, было затруднительно сохранить чистоту классического арабского языка от чужеродного влияния .
Басриец Абуль-Фадль ар-Рияши говорил: « Мы учимся языку у охотников на ящериц и поедающих тушканчиков (то есть у арабов- бедуинов ), а эти (куфийцы) учатся у чернокожих… » . Оппоненты упрекали куфийцев в том, что стоило им найти редкую форму слова в стихах, как они тут же принимали её за истину .
Список некоторых отличий
Басрийцы :
|
Куфийцы :
|
Известные представители
Список приведён по книге « Фихрист » Ибн ан-Надима (конец X века).
Басрийская школа:
|
Куфийская школа:
|
Примечания
- , с. 13.
- , с. 13—14.
- , с. 15—19.
- , с. 19—20.
- , с. 20—25.
- , с. 43.
- / Blachère, R. // Encyclopaedia of Islam . 2nd ed : [ англ. ] : in 12 vol. / edited by H. A. R. Gibb ; J. H. Kramers ; E. Lévi-Provençal ; ; B. Lewis & Ch. Pellat . Assisted by S. M. Stern (pp. 1—330), C. Dumont and R. M. Savory (pp. 321—1359). — Leiden : E.J. Brill , 1986. — Vol. 1. — P. 105-106. (платн.)
- , с. 43—44.
- , с. 45—46.
- , с. 47—48.
- , с. 49—50.
- , с. 50—51.
- / Danecki, J. // Encyclopaedia of Islam . 2nd ed : [ англ. ] : in 12 vol. / ed. by P. J. Bearman , Th. Bianquis , C. E. Bosworth , E. van Donzel , W. P. Heinrichs et al. — Leiden : E.J. Brill , 1960—2005. (платн.)
- ↑ .
- , с. 245—246.
- ↑ аль-Джабури, Х. Г. Б. (ар.) = الدرس النحوي في بغداد. — Ирак: Университет Вавилона, 18.05.2012. 30 мая 2016 года.
- , с. 288.
- , с. 327.
- // Лингвистический энциклопедический словарь / В. Н. Ярцева. — М. : Советская энциклопедия, 1990.
- Абу Саид ас-Сирафи. // Ахбар ан-нахвиин аль-басриин ва маратибухум = أخبار النحويين البصريين ومراتبهم. — С. 99.
- Мухаммад аш-Шатир, Ахмад Мухаммад. Аль-Муджаз фи нашат ан-нахв = الموجز في نشأة النحو. — Университет аль-Азхар, 1983. — С. 27.
Литература
- Звегинцев, В. А. История арабского языкознания. Краткий очерк. — 3-е, стереотипное. — Москва: КомКнига, 2007. — 80 с. — ISBN 978-5-484-00897-1 .
- (ар.) = النحويون البصريون والكوفيون // Аль-Джамахир. — Алеппо: Фонд «аль-Вахда», 2001-6-23. 24 октября 2015 года.
- Дайф, Ш. = المدارس النحوية. — Дар аль-Маариф.
- // Лингвистический энциклопедический словарь / отв. ред. В. Н. Ярцева. — М. : Советская энциклопедия, 1990.
- 2020-03-18
- 1