Овальный портрет
- 1 year ago
- 0
- 0
«Портре́т картузиа́нца» или «Портре́т картузиа́нского мона́ха» ( нидерл. Portret van een Kartuizer , англ. Portrait of a Carthusian ) — картина, написанная южнонидерландским ( фламандским ) художником Петрусом Кристусом ( Petrus Christus , около 1410 — 1475/1476) в 1446 году. Картина находится в постоянной экспозиции музея Метрополитен в Нью-Йорке ( инв. 49.7.19). Она написана маслом по дереву, размер — 29,2 × 21,6 см , размер собственно изображения — 29,2 × 18,7 см .
На картине изображён монах, принадлежащий к ордену картузианцев (картезианцев) .
Петрус Кристус прибыл в Брюгге в 1444 году и 6 июля заплатил взнос, чтобы приобрести права гражданина этого города — это было необходимым условием для того, чтобы стать членом местной Гильдии Святого Луки . Таким образом, Петрус Кристус, скорее всего, не был учеником известного художника из Брюгге Яна ван Эйка , который скончался в 1441 году, за три года до его приезда . В пользу этого свидетельствует то, что если бы Кристус прожил в Брюгге более года, то по местным законам он мог бы получить гражданство без выплаты взноса . Тем не менее Петрус Кристус рассматривается как наиболее талантливый последователь Яна ван Эйка .
«Портрет картузианца» датирован 1446 годом и является одним из самых ранних известных произведений художника. Предполагают, что позировавший ему монах был из картузианского монастыря Генадедал ( ), находившегося недалеко от Брюгге .
Считается, что в XIX веке портрет находился в Валенсии , поскольку там же находились две копии, сделанные с него. Одна из них (с нимбом над головой монаха) до сих пор находится в Валенсии, а другая (миниатюра из слоновой кости , без нимба) — в Музее изящных искусств Бильбао . Документально подтверждённый провенанс картины прослеживается только с начала XX века. В 1911 году портрет принадлежал наместнику Мальорки Рамону де Омсу ( Ramon de Oms ), другой вариант его имени — Рамон де ла Крус ( Ramon de la Cruz ). К 1916 году картина была уже у Маркеса де Дос Агуаса ( Marqués de Dos Aguas ) из Валенсии , в собственности которого она оставалась по крайней мере до 1924 года .
В 1927 году портрет был продан за 80 тысяч долларов нью-йоркскому банкиру и коллекционеру Жюлю Башу ( ) для его коллекции (по другим данным, картина была продана за 125 тысяч долларов ). В 1929 году картина экспонировалась на выставке старого фламандского искусства в Нью-Йорке , а в 1930 году — на аналогичной выставке в Антверпене . Кроме этого, в 1928—1943 годах она была показана на пяти американских выставках . Баш скончался в 1944 году, а в 1949 году картина вместе с его коллекцией ( Jules S. Bache Collection ) была передана в Метрополитен-музей , где она и находится до сих пор .
В более ранней версии картины над головой монаха был изображён нимб . Сомнения в том, что этот нимб присутствовал на оригинальной версии картины Петруса Кристуса, высказывались ещё в 1916 году. В частности, это было связано с тем, что нимбы чрезвычайно редко встречались на картинах ранних нидерландских художников. При подготовке к выставке «Петрус Кристус: мастер эпохи Возрождения из Брюгге» ( англ. Petrus Christus: Renaissance Master of Bruges ), состоявшейся в 1994 году, картина была тщательно исследована специалистами, и было подтверждено, что нимб был добавлен позже — возможно, в то время, когда картина была во владении в Испании. Согласно заключениям этого исследования было решено удалить нимб с картины, в результате чего она приобрела свой нынешний вид .
Работа над картиной была проведена ведущим реставратором музея Метрополитен Хубертом фон Зонненбургом ( Hubert von Sonnenburg , 1928—2004). В 1992 году, изучая состояние картины, он пришёл к выводу, что окружность для нимба, перед тем как она была покрыта золотой краской, была намечена с помощью циркуля , причём в её центре, находившемся у правого виска картузианца, также было повреждение красочного слоя .
На картине в трёхчетвертном повороте к зрителю изображён монах-картузианец , одетый в белое платье с капюшоном . Очень жизненное и естественное изображение лица монаха давало повод для предположений, что художник мог быть хорошо с ним знако́м. Среди возможных кандидатов назывались основатель ордена картузианцев святой Бруно Кёльнский и теолог , который был современником Кристуса. Основным аргументом против того, что на картине изображён один из столь известных картузианцев, было отсутствие у монаха тонзуры , а также наличие выбритой вокруг рта бороды. Сторонники этой точки зрения полагают, что на картине, скорее всего, изображён келейник или другой монах невысокого звания , даже приводились имена четырёх картузианцев из монастыря Генадедал, которые могли позировать Кристусу — Адам Муллинк ( Adam Mullinc ), Якоб Дейнарт ( Jacob Deynart ), Ян де Папе ( Jan de Pape ) и Ян Колларитс ( Jan Collarits ) .
Историки искусства полагают, что в «Портрете картузианца», как и в написанном в том же году «Портрете Эдварда Гримстона», Петрус Кристус использовал некоторые композиционные идеи Яна ван Эйка, в частности, связанные с его «Портретом человека в красном тюрбане» (1433) .
В нижней части картины, на нарисованной нижней планке находится надпись на латыни :
PETRVS XPI ME FECIT Ao 1446 |
(«Петрус Кристус создал меня в 1446 году»). Исследователи творчества Кристуса полагают, что дата (1446) была дописана позднее, чем остальные слова, поскольку основной текст подписи находится по центру, а год несимметричным образом добавлен в правую часть. В связи с этим даже высказывались предположения, что дата не соответствует времени написания картины, и что портрет мог быть написан в более поздний период творчества художника. Тем не менее стиль и техника, схожие с портретами Яна ван Эйка , свидетельствуют о том, что картина, скорее всего, действительно была написана в середине 1440-х годов, а дата могла быть добавлена самим художником .
У нижней планки изображена муха . Вместе с нарисованной рамой и другими деталями она является частью приёма, который известен как обманка , или тромплёй ( фр. trompe-l'œil — «обман зрения»). Он применялся художниками для создания оптической иллюзии трёхмерного пространства на двумерной поверхности. С одной стороны, муха могла символизировать тленность всего живого, а с другой — она могла рассматриваться как талисман против злых сил . Как и надпись на нижней планке картины, эта виртуозно исполненная деталь также является свидетельством влияния Яна ван Эйка на творчество Кристуса .
Ещё один приём, который использовал Кристус — использование «тёплого» красного фона с изображением угла комнаты, который также служит для усиления эффекта трёхмерности изображения. По сравнению с однородным тёмным фоном, который, как правило, использовался в аналогичных случаях Яном ван Эйком , это был новаторский приём, за который Кристуса называли первооткрывателем использования углового пространства во фламандской портретной живописи .