Сармьенто де Сотомайор, Гарсия
- 1 year ago
- 0
- 0
Гаспар де Аро-и-Гусман или Гаспар Мендес де Аро, 7-й маркиз дель Карпио, 4-й граф-герцог Оливарес ( исп. Gaspar de Haro y Guzmán o Gaspar Méndez de Haro ; 1 июня 1629 — 16 ноября 1687, Неаполь ) — испанский дворянин , дипломат и политик .
Родился 1 июня 1629 года . Старший сын Луиса де Аро и Гусмана (1603—1661), «первого и главного министра» короля Фелипе IV, и Каталины Фернандес де Кордова (1610—1647), он начал свою политическую карьеру в качестве егеря и старшего алькайда Буэн-Ретиро , Ла-Сарсуэла и Вальсаин. В 1662 году его обвинили в покушении на жизнь короля. Приговоренный к десяти годам изгнания, он предпочел идти войной против Португалии, но попал в плен в битве при Амейшиале (8 июня 1663 г.) и следующие пять лет содержался в плену в Лиссабоне . В 1668 году , все еще находясь в португальской тюрьме, он был назначен полномочным представителем королевы Марианны Австрийской для подписания мира с Португалией и вернулся позже в Мадрид . Он был реабилитирован и назначен послом в Рим в конце 1671 года , но к месту назначения он отправился только в 1677 году , откладывая свой отъезд под всевозможными предлогами в надежде получить должность валидо.
Маркиз дель Карпио прибыл в Рим 13 марта 1677 года . Чтобы удовлетворить желание папы увидеть его как можно скорее и по совету испанских кардиналов, он торжественно въехал через несколько дней, собираясь приложиться к стопе Его Святейшества. Это был суровый Бенедетто Одескальки, взошедший на папский престол 21 сентября 1676 года под именем Иннокентий XI . Вскоре возникли разногласия с понтификом по юрисдикционным вопросам относительно границ «испанского квартала» Рима , то есть набора улиц, окружавших Палаццо ди Спанья , резиденцию испанского посольства при Святом Престоле и в отношении которого посол мог пользоваться своим иммунитетом в дополнение к получению экономических выгод, таких как беспошлинные товары.
Вскоре после того, как он возглавил посольство, маркизу де Карпио удалось расширить испанский район до улиц Кроче, Бельсиана, Гамберо, площади Сан-Сильвестро, Поццето, Буфало, Сан-Андреа-делле-Фратте, Капо-де-Казе, Грегориана, Тринита-деи-Монти и пандуса Сан-Себастьянелло. В 1678 году посол мог похвастаться контролем над территорией, включавшей, помимо дворца, 850 домов и 206 лавок, как описано в « Памяти» вдоль и поперек, какие казармы Испании, в котором указаны улицы, площади, церкви, монастыри, школы, дома и магазины, включая в свою демаркацию монастырь Тринидад-дель-Монте ордена Сан-Франциско де Паула.
Ко всему этому мы должны добавить еще два факта, которые обостряли его отношения с папой. Во-первых, в начале своего посольства маркиз построил роскошные кареты и заказал своим слугам богатые костюмы на сумму 60 000 эскудо, утверждая, что Апостольская палата уплатит ему 12 %, то есть 7 200 эскудо, непомерная цифра по сравнению с теми, что выплачивались их предшественникам.
Во-вторых, положение еще больше ухудшилось в конце августа того же 1677 года из-за насильственного набора солдат для отправки их на помощь Мессине (Сицилия), которая при поддержке французов восстала против испанского владычества.
Гораздо более сердечными были отношения маркиза с французским послом Сезаром д’Эстре , который, по идее, должен был быть его главным противником, поскольку следует помнить, что Нимвегенский мир , ознаменовавший мир между двумя королевствами после лет войны, не было подписан до 5 февраля 1679 года , то есть через два года после прибытия маркиза Карпио в Рим.
Что касается мадридского двора, Карлос II поддержал защиту соседства от Иннокентия XI только для того, чтобы сохранить принцип равенства между коронами, « потому что было бы чудовищно видеть других послов в Риме с четвертями, а Его Величества без него», но в других случаях испанский двор просил его представителя проявить умеренность, поскольку считалось вредным для интересов Испании раздражать папу претензиями, считающимися второстепенными, поскольку они также подразумевали признание аналогичных привилегий за нунцием в Мадриде . Между концом 1681 и началом 1682 года папа оказывал давление на короля Карла II, даже прибегая к угрозе отлучения от церкви, чтобы заставить его посла уйти в отставку.
Чтобы не допустить ухудшения ситуации, в сентябре 1682 года король Испании назначил маркиза дель Карпио наместником Неаполитанского королевства. Он покинул Рим 2 января 1683 года , оставив посольство в руках своего агента Бернальдо де Кироса. После отъезда посла (6 января 1683 г.) папские приспешники заняли Испанский квартал.
Маркиз дель Карпио прибыл в Неаполь в начале 1683 года . В управлении Неаполитанским королевством он использовал те же инструменты, которые он применил в Риме для управления и контроля над «испанским кварталом», то есть крайнюю строгость и твердость, и даже высокомерие, и в то же время большая щедрость и щедрость в зрелищах и культуре.
В этом городе он умер в 1687 году , закончив свои дни как один из самых важных и почитаемых вице-королей Неаполя.
Дона Гаспара помнят, прежде всего, как великого мецената и утонченного культурного человека.
Маркиз был сыном Луиса де Аро, тоже коллекционера, и от него он унаследовал большой репертуар картин, который постепенно пополнялся высококачественными работами. Из всех них выделяется обладание уже в 1651 году Венера с зеркалом Веласкесом ( Национальная галерея, Лондон ).
Вскоре после прибытия в Рим маркиз дель Карпио начал проявлять интерес к увеличению своей коллекции картин, лично посещая антикварные магазины и мастерские художников. За шесть лет, пока просуществовало его посольство в Риме, он собрал 1462 картины, 30 альбомов рисунков мастеров XVI века и современников, а также большую группу скульптур. С другой стороны, он вступил в контакт с художниками, с которыми он поддерживал очень тесный контакт, когда поселился в Неаполе, такими как Лука Джордано и архитектор Филип Шор.
В Риме деятельность маркиза дель Карпио не ограничивалась увеличением его личной коллекции или коллекции его монарха, но имела и общественный резонанс. Известно, что он организовал Платоническую академию при посольстве и способствовал превращению Палаццо ди Спанья в место встречи художников и интеллектуалов. В 1680 году маркиз дель Карпио попросил короля Карлоса II создать Художественную академию «испанского народа» в Риме, инициатива, которая не увенчалась успехом из-за отсутствия поддержки со стороны Мадрида.
Его римская эпоха отмечена не только ранее рассмотренными интеллектуальными отношениями, но и такими событиями, как покупка коллекции кардинала , основополагающей, прежде всего, для приобретения скульптур и антиквариата, а также добавление роскошной мебели к его наследие, буфеты из драгоценных камней, медали, бюсты, садовые украшения и монументальные фонтаны. Прежде всего выделяется то, что в то время считалось одним из самых важных заказов Рима в стиле барокко , от не кого иного, как уже пожилого Джан Лоренцо Бернини: версия знаменитого фонтана на площади Навона, которую придумал неаполитанский художник. и осуществленный во времена папы Иннокентия X.
Опись его имущества в Риме в 1682 — 1683 годах , перед его отъездом в Неаполь , даёт представление о доне Гаспаре как о собирателе картин, антиквариата , медалей, драгоценностей и книг. Образ, который нельзя свести даже к его увлечению живописью прошлого, хотя в его коллекциях были, среди прочего, работы, приписываемые Леонардо да Винчи , Джованни Беллини , Джорджоне , Тициану , Тинторетто , Веронезе , Бассано , Пальме Младшему , Рафаэлю , Пармиджанино , Федерико Бароччи и Караваджо , но и за произведения своего века от Аннибале Карраччи , Веласкеса , Рубенса и Ван Дейка до Пауля Брилля , Йооса де Момпера , Пуссена , Пьера Франческо Мола , Чиро Ферри и Доменикино .
Первым браком он женился на Антонии де ла Серда Энрикес де Рибера-и-Портокарреро (1635 — 16 января 1670), дочери Антонио де ла Серда, 7-го герцога Мединасели (1607—1671). Первый брак был бездетным.
После её смерти он женился вторым браком 11 июня 1671 года на Терезе Энрикес де Кабрера (+ 6 апреля 1716), дочери Хуана Гаспара Энрикеса де Кабреры, 6-го герцога Медина-де-Риосеко, 10-го адмирала Кастилии, 10-го графа Мельгар, 10-го графа Руэда, графа Модика и гранда Испании (1625—1691). У супругов была одна дочь:
Гаспар де Аро похоронен в пантеоне графов-герцогов Сан-Лукар и Оливарес в Лоэчесе недалеко от Мадрида .
Вторая жена Гаспара Тереза Энрикес де Кабрера-и-Альварес де Толедо, вдова с 1687 года , снова вышла замуж 20 июня 1688 года за Хоакина Понсе де Леона Ленкастре (1666—1729), 7-го герцога Аркоса с 1693 года , но их брак был бездетным.