Interested Article - Христос Халки

Спас Златые власы , Ярославль, 1-я четверть XIII века, сейчас в Успенском соборе Московского Кремля

Христо́с Ха́лки (также Христос Халке , греч. Χριστός Χαλκίτης ) — иконографический образ Христа, в котором за Его головой изображён крест , а нимб отсутствует.

Название

— комплекс сооружений парадного вестибюля Большого дворца в Константинополе , начало постройки которого относится к правлению императора Анастасия I (491—518 годы). Будучи разрушенным в ходе восстания Ника в 532 году, он был восстановлен в правление Юстиниана I (527—565 годы). Ворота Халки ( греч. Χαλκῆ Πύλη — медные ворота) служили главным входом в императорский дворец, пока не были постепенно разобраны в XII XIII веках .

История образа Христа ворот Халки

Учитывая упоминание образа Христа ворот Халки в «Хронографии» Феофана («Жизнеописания византийских царей») и литературном памятнике VIII—IX века , его создание относят к VI веку . Древний образ являлся одним из важнейших символов Константинополя .

В 726 году образ был уничтожен по приказу императора Льва III , что ознаменовало начало массового уничтожения икон и фресок в период иконоборчества . По преданию, инокиня Феодосия с другими монахинями, проходя мимо Медных ворот, и увидев, что воины по приказу патриарха Анастасия уничтожают образ Христа…

…побежали к лестнице и опрокинули её на землю; вместе с тем они низвергли и воина того, который, упав с высоты, весьма расшибся. Они же, влача его по земле, били до тех пор, пока он не умер; затем с поспешностью пошли к патриарху Анастасию и начали поносить нечестие его; они укоряли его, как волка, хищника, еретика и врага Церкви Христовой; потом начали метать в него камнями.

Память святой мученицы Феодосии. Жития святых. Димитрий Ростовский .

Феодосия была схвачена, подвергнута пыткам и приняла мученическую смерть от воина, который «ударил святую <козьим> рогом в горло и проткнул его» .

Образ был восстановлен в 786—787 году при императрице Ирине (царствовала в 787—802 годы), но затем вновь уничтожен Львом V Армянином (император в 813—820 годы). При этом образ был заменён рельефным изображением креста. После окончательной победы иконопочитателей в 843 году ( Торжество православия ) образ Христа Халки был первым восстановлен преподобным Лазарем Иконописцем , который выложил мозаическую икону поверх фигуры креста .

Иконография

Иконография протографа до конца не определена. Одни исследователи говорят о ростовом изображении Христа, тогда как другие приводят убедительные доводы в пользу оплечной или поясной иконографии. Все воспроизведённые образы типа Христа Халки с крестом вместо нимба являются оплечными либо поясными, в то время как эпитет Χαλκίτης известен только по ростовым изображениям Христа с обычным крещатым нимбом (например, ктиторская фреска (1258 год), мозаика монастыря Хора (около 1320 года), монеты Никейской империи (XIII век). Возможно, что причиной иконографического разнообразия является наличие нескольких образов, связанных с константинопольским топонимом Халка .

После победы иконопочитателей образ Христа Халки приобретает большую популярность, что отразилось во многих памятниках IX—X веков .

Как и исходный образ, поздние изображения Христа типа Халки имели охранительную (в том числе градозащитную) семантику и нередко воспроизводились на воротах или в нартексе храма. Ярким примером такого использования образа является центральный медальон Христа в небольшом деисусе мозаики триумфальной арки Софийского собора в Киеве , что очевидно согласуется с градозащитной семантикой образа Оранты Нерушимая Стена ») в алтаре .

На Руси образ будет воспроизводиться до XVI века .

См. также

Примечания

  1. Лазарев В. Н. . — Искусство, 2000. — 540 с. — ISBN 5-210-01330-8 . 17 мая 2011 года.
  2. Mango (1958), pp. 103, 108—112
  3. Cameron & Herrin (1984), p. 175
  4. Kazhdan (1991), pp. 406, 440
  5. Отв. ред. Комеч А. И. История русского искусства. Том 1. Искусство Киевской Руси. IX — первая четверть XII века. — М. : Северный паломник, 2007. — 664 с.; с ил. с. — ISBN 978-5-94431-249-5 .
  6. Cormack (2000), pp. 32, 91
  7. Шалина, 2004. С. 5—20
Источник —

Same as Христос Халки