Interested Article - Бихари, Янош

Я́нош Би́хари ( венг. Bihari János ; 21 октября 1764 , — 26 апреля 1827 , Пешт ) — классический венгерский скрипач и композитор цыганской национальности, один из основателей венгерского музыкального жанра « вербункош » и академической цыганской музыки. Был знаменит любовью к импровизации и обработке венгерско-цыганского танцевального фольклора . Считается, что именно Бихари сочинил « », ставший венгерским революционным маршем .

Биография

Янош родился в словацком городке Надьябонь (ныне , Житный остров ), в семье цыгана - скрипача . О его детстве и юности ничего не известно, все биографы Бихари писали лишь о его зрелости и старости. Этому были две причины. Во-первых, по-видимому, он не интересовал их как личность, только как музыкант . А во-вторых, тогда бы непременно пришлось упомянуть, что он родился в цыганской семье, а в Венгрии XIX века это считалось «неприличным», причём настолько, что если приходилось упоминать национальность того или иного «положительного» цыгана , то его деликатно обозначали как «нового венгра». В результате, в XIX веке словосочетание «новый венгр» было столь же расхожим штампом, как в России 1990-х — «лицо кавказской национальности».

Таким образом, биографию Бихари можно проследить только с 1801 года , когда он организовал в Пеште танцевальный оркестр (1 цимбалист , 4 скрипача), с которым гастролировал в разных странах в качестве скрипача и дирижёра . Его биограф Габор Матрай в 1853 году пишет, что вскоре Янош стал самым популярным исполнителем фольклора в Пеште и, возможно, в Венгрии . Но репертуар самоучки-скрипача не ограничивался венгерскими и цыганскими танцами, он исполнял также фольклор и классические произведения Чехии , Великобритании , Франции , Австрии и других стран .

Бихари играл на придворных банкетах, для парламентов провинции, для венского конгресса , для иностранных гостей Венгрии , был приглашён к императорскому двору. Мелодии Бихари использовали Ференц Лист , Людвиг ван Бетховен , Пабло Сарасате и другие европейские композиторы . Популярность позволяла Яношу вести жизнь аристократа : во время гастролей он останавливался в роскошных отелях, имел специального слугу для переноски своей скрипки , одевался в дорогие костюмы.

По легенде, император Австро-Венгрии хотел даровать музыканту дворянство , но тот, отказался, не желая быть выше прочих членов труппы.

В декабре 1824 года , во время возвращения домой, карета Яноша перевернулась. В результате левая кисть скрипача оказалась раздавлена. Несмотря на все усилия одного из лучших врачей Пешта, Бихари стал инвалидом . Тем не менее, Янош продолжал выступать. Правда, теперь он больше не дирижировал оркестром, эту обязанность стал выполнять Янош Шаркози. В 1825 году Бихари ещё играет на коронации королевы в Братиславе . Но в результате отхода на второй план и снижения работоспособности, он теряет своё благостостояние.

Янош Бихари умер в Пеште в 1827 году , в бедности и одиночестве.

Достижения

Бихари оставил после себя 84 сочинения, среди которых наиболее знамениты «Колыбельная», « Реквием для сына», и произведения в жанре « вербункош »: «Шести взмахов сабли», «Когда закончились деньжата», «Сто человек». Поскольку он не знал нотной грамоты , произведения записывались знакомыми, более грамотными музыкантами . Скорее всего, поэтому большая часть сочинений не сохранилась для потомства.

Об их качестве мы можем судить по тому, как писал об игре Бихари Ференц Лист : «Сладкие мелодии его волшебной скрипки вливались нектаром в наши очарованные уши» (сочинение «Цыгане и их музыка в Венгрии »)

Самый значительный представитель стиля «вербункош». Янош Бихари входит в тройку виртуозов венгерской музыкальной романтики вместе с Яношом Лавотта и Анталом Чермаком .

Внешность

Вот описание Яноша Бихари, данное Ференцем Листом : «Бихари обладал высокой, приземистой фигурой (…) Он не любил крепких напитков и выпивал только когда не хотел обидеть друзей. Членов своего оркестра он также держал в строгости. Придерживался он строгой дисциплины и других отношениях. Он сам и члены его оркестра носили народные костюмы, великодушно купленные для них полковником Карелом Кубиньи. Костюм состоял из тёмно-синих брюк, скроенных по-венгерски и украшенных чёрными лампасами и бахромой, и красных „доломанов“ (…), рукава которых были отделаны овечьей шкурой. На голове они носили „калпаки“ (…) из меха выдры, с белыми перьями. (…) Чтобы отличать Бихари от остальных, его костюм был отделан золотой бахромой».

Кстати, именно благодаря Листу и другим музыкантам, не страдающим излишней «деликатностью» мы знаем, что Бихари был цыганом.

Сохранился его портрет, сделанный венгерским художником . На картине Янош Бихари изображён элегантным, похожим на аристократа мужчиной приятной, немного суровой внешности, со смуглой кожей, чёрными волосами, чёрными глазами, с усами, в отделанном золотом доломане.

См. также

Ссылки

  • (недоступная ссылка)
  • (англ.)
Источник —

Same as Бихари, Янош