Interested Article - Мечеть Биби-Эйбат
- 2021-06-13
- 1
Мечеть Биби-Эйбат ( азерб. Bibiheybət məscidi ) — шиитская мечеть , расположенная на берегу Бакинской бухты , в посёлке в Азербайджане . Существующее ныне сооружение возведено в 1998—1999 годах на месте одноимённой мечети, построенной во второй половине XIII века ширваншахом Абу-л-Фатх Фаррухзадом , впоследствии неоднократно достраивавшейся (последний раз в 1911 году) и полностью разрушенной в 1936 году, во время « безбожной пятилетки », когда религия в СССР подверглась попытке полного искоренения.
Биби-Эйбатский комплекс, в который, кроме мечети, входят усыпальницы и захоронения значимых людей, является одним из значительных памятников исламского зодчества Азербайджана . Мечеть, в старину называвшаяся «мечетью Фатимы», привлекала внимание исследователей и путешественников. В своё время её посетили писатели Аббаскули-ага Бакиханов , Хуршудбану Натаван , Александр Дюма , востоковеды Николай Ханыков , Илья Березин , Борис Дорн , Евгений Пахомов .
История
Мечеть была построена над гробницей дочери Мусы аль-Казима , седьмого шиитского имама , бежавшего в Баку от преследования халифов . Укейма-ханум принадлежала к роду имама Али и Фатимы , на её происхождение указывает надпись, высеченная на каменной гробнице: «Здесь погребена Укейма ханум, потомок пророка Мухаммада , внучка шестого имама Джафара ас-Садыка , дочь седьмого имама Мусы аль-Казима , сестра восьмого имама Али ар-Риза » . В центре усыпальницы, посреди квадратной деревянной решётки, погребён слуга (служанка?) Укеймы ханум по имени Эйбат, отсюда и название мечети «Биби-Эйбат» — «тётя Эйбата» .
Датировка
На основе настенных надписей южной стены мечети историки относят постройку к концу XIII века. Арабская надпись на стене мечети гласила: «Работа Махмуд ибн Саада» (этот же архитектор построил Нардаранскую крепость вблизи Баку) .
Востоковед Илья Березин , изучавший мечеть Биби-Эйбат в 1841 году, обнаружил другую арабскую надпись: «Приказал построить эту мечеть мелик возвеличенный, султан величайший, защитник государства и веры Абу-л-Фатх Фаррухзад ибн Ахситана ибн Фарибурз, помощник эмира верующих, да продлит Аллах его царствования и владычество! В дату года восьмидесятого (1281—1282 г)». По версии азербайджанского историка Сары Ашурбейли имя Фаррухзада, могло появиться на мечети в связи с её реставрацией Ширваншахами , сама же постройка могла быть древнее. Другого мнения придерживался советский искусствовед Леонид Бретаницкий :
Мечеть в пос. Ханлар (б. сел. Шихово, б. Биби-Эйбат) близ Баку была построена в конце XIII в. Разрушена она сравнительно недавно и известна по краткому описанию и нескольким фотографиям. Вытянутый, прямоугольный зал мечети перекрывался стрельчатым сводом и был разделен стрельчатой подпружной аркой. На южной стене находился богато декорированный михраб с расположенным около него мимбаром . Мечеть соединялась с пристроенной позднее небольшой усыпальницей. Зал слабо освещало небольшое окно в южной стене, где находилась и арабоязычная надпись с именем зодчего — Махмуда, сына Са’да, строителя замка в сел. Нардаран. В описании глухо [ уточнить ] говорится о применении керамики с голубой глазурью в убранстве интерьера мечети. Строительная надпись на восточном фасаде, упоминаемая Б. Дорном и И. Березиным , сообщала, что мечеть построена Фаррухзадом II , сыном Ахситана II, позволяя датировать её временем его правления, то есть 660—665 гг. х . (1264-65 — 1266-67).
Слева — картина Вигго Петера Олафа Лангера «Мечеть в Шихове» (1911), справа — мечеть на дореволюционной открытке
|
Мечетью в течение более ста лет управляло четыре поколения шейхов , она пользовалась налоговыми привилегиями: согласно копиям с указов Тахмасиба , Аббаса I , Аббаса II и Хусейна , выполненными Борисом Дорном , государственные чиновники, владельцы союргала не имели право брать налоги с вакуфных имуществ этого комплекса. В указе шаха Тахмасиба говорилось, что «Биби-Эйбатское заведение имело огромное вакфное имущество при шейхе Бунйаде».
Так как вокруг мечети селились шейхи, считающиеся авторитетными богословами, это место со временем стали называть «Шых» . Отсюда произошло современное название пригорода Баку — Шыхово, где и расположена мечеть . Наряду со многими мусульманами, завещавшими похоронить их близ мечети, был и Хаджи шейх Шариф, прибывший в своё время в Баку с целью распространения суфизма . Он всю оставшуюся жизнь провёл в этом храме, где и был погребён .
Мечеть являлась местом религиозного паломничества . Александр Дюма , посетивший мечеть в 1850-х годах , в своей книге « » утверждал, что «мечеть — место поклонения бесплодных женщин, они приходят сюда пешком, молятся и в течение года получают способность рожать…» .
Согласно писателю, мечеть посетила поэтесса Хуршудбану Натаван (Дюма называет её княгиней Хасар Уцмиевой ) , у которой менее чем через год после этого родился сын, а в качестве пожертвования была построена дорога от мечети до Баку .
Мечеть упоминается в работах таких исследователей и путешественников, как Илья Березин , Борис Дорн , Николай Ханыков , Аббаскули-ага Бакиханов , Евгений Пахомов . Азербайджанский историк Г. Садиги, в 1925 году посвятивший мечети небольшую статью, оставил следующее описание:
В 5 верстах к юго-западу от Баку, за Баиловским мысом находится Шихова деревня, расположенная на скате горного отрога и на небольшой береговой полосе. Достопримечательностью её является старинная красивая мечеть. От моря до мечети около полуверсты; со стороны моря, с востока, идет лестница, с южной и северной стороны моря находятся ворота. Около мечети высокий минарет, а также усыпальницы — мавзолеи, склепы и могилы.
Разрушение
После установления советской власти в Азербайджане в 1920 году началась борьба большевиков с религией. Биби-Эйбатская мечеть, имевшая большое значение для верующих мусульман, превратилась в мишень для нового правительства наряду с храмами других конфессий — собором Александра Невского и польским католическим костёлом .
В сентябре 1935 года Азербайджанский ЦИК и президиум Бакинского совета «на основании требований трудящихся» о запрете религиозных обрядов в мечети, приняли постановление: «Удовлетворить ходатайство 300 рабочих нефтепромысла им. Сталина о закрытии в сел. Шихово молитвенного дома „Биби“». В 1936 году согласно распоряжению 1-го секретаря ЦК АКП (б) Мир Джафара Багирова мечеть была взорвана . Многие сооружения комплекса рухнули с первого раза, минарет же рухнул только после третьего взрыва . Захоронения, в том числе Укеймы-ханум, также были разрушены.
В том же году, уже после разрушения мечети, в Москве было принято решение «О сохранении памятников архитектуры исторического значения». Ответственный за выполнение сноса, председатель «Азкомстариса» Саламов впоследствии провёл 20 лет в сибирских лагерях .
Позднее на месте мечети было проложено шоссе .
Новое строительство
После распада СССР в Азербайджане, как и в других бывших республиках, начался процесс восстановления утраченных культовых сооружений. В 1994 году президент республики Гейдар Алиев издал распоряжение о строительстве нового здания Биби-Эйбатской мечети на прежнем месте.
Размеры и план научного восстановления комплекса были разработаны ещё в советское время, в 1980-х годах , на основе сохранившихся фотографий и описаний различных путешественников, среди которых важную роль сыграла небольшая статья Г. Садиги, подробно описывающая состояние комплекса мечети к середине 1920-х годов. Однако мечеть была построена в большем объёме, по новому проекту архитектора Санана Султанова .
Строительные работы начались в 1998 году. На церемонии, состоявшейся 12 июля 1998 года Гейдар Алиев заявил:
60 лет назад воздвигнутая на этом священном месте мечеть была взорвана, варварски разрушена. Нашей духовности, нашим нравственно-духовным ценностям, исламской религии был нанесён большой ущерб. <…> Мечеть, этот великий памятник, который вы видите сегодня, радует нас. Вместе с тем, считаю, что это — первый этап работы. Это строительство должно полностью завершиться по проекту. Сегодня я заявляю, что беру под своё покровительство полное завершение строительства комплекса мечети по проекту и создам все возможности для его осуществления, окажу необходимую для этого помощь .
Церемония открытия мечети состоялось в мае 1999 года. Следующая церемония открытия состоялась 14 июля 2008 года. В ней приняли участие сын Алиева, президент Ильхам Алиев , глава Управления мусульман Кавказа Аллахшукюр Паша-заде , епископ Бакинский и Прикаспийский Александр, глава общины горских евреев и глава католиков республики .
По сравнению с историческим новый комплекс больше по площади. Здесь установлены памятники ширваншаху Фаррухзаде и Гейдару Алиеву . Во дворе здания предполагается создание площадки для общественных молитв нескольких тысяч верующих .
Так как здесь покоятся четыре представителя рода пророка Мухаммеда , мечеть по количеству священных могил занимает третье место среди святынь исламского мира .
Архитектура
Определяют шесть строительных этапов развития комплекса. Каждый из них отмечен прибавлением нового здания, возводившегося различными зодчими в период с XIII века до начала XX века .
Старейшими сооружениями были старая мечеть кубической формы, располагавшаяся в южной части усыпальницы, и примыкавший к ней с запада минарет , построенный в 1305—1313 годах , на фасаде которого существовала надпись «Работа Махмуда ибн Саада».
Минарет по своему архитектурному решению отображал черты ширванской архитектурной школы и потому весьма важен для изучения развития аналогичных сооружений Ширвана . В своей верхней части он был украшен резьбой и «сталактитами», над ним поднимался небольшой столб, увенчанный полукруглым ребровым куполом. Перила балкона имели каменную узорную решётку . Графическое исследование показало, что его высота была около 22 м.
По архитектурно-планировочной характеристике мечеть относилась к типу мечетей, широко распространённому в средневековом Баку. Внутри она представляла собой продолговатую четырёхугольную комнату со стрельчатым сводом. Не доходящая до пола стрельчатая полуарка разделяла мечеть посередине. Полукруглый свод алтаря у южной стены украшал резной декор со «сталактитами». В северной части располагалось кубическое помещение усыпальницы, потолок которой опирался на четыре свода. Под куполом висела люстра-подсвечник («шамдан»), окружённая витражами .
Помимо основных сооружений, позднее комплекс стал включать в себя южные и северные ворота, мавзолеи-усыпальницы, бассейны и ряд служебно-хозяйственных помещений. Южнее минарета к мечети был пристроен склеп с двумя нишами, в которых имелись надписи, содержащие имя правителя Кубинского ханства Фатали-хана (1736—1789), чья мраморная надгробная плита находится в Музее истории Азербайджана .
Галерея, имевшая четыре стрельчатые арки , примыкала к невысокой прямоугольной постройке. По бокам в неё вели две двери, между которыми располагались старинные надгробные плиты. Напротив мечети находился водоём для омовения перед намазом , другой каменный водоём примыкал к стене усыпальницы — он имел чашечки на цепочках и был украшен резьбой.
С северной стороны к минарету и к мечети примыкала усыпальница, на которой имелась надпись, которую обнаружил и перевёл востоковед Борис Дорн . Из надписи стало понятно, что мавзолей был сооружён в 1619 году погребённым здесь же шейхом Шерифом бен Шейхом Абидом, умершим на следующий день после окончания работ .
В 1911 году к северу от усыпальницы на средства бакинского мецената зодчим было построено новое здание мечети; усыпальница и старая мечеть были отремонтированы.
Архитектура современной мечети
Нынешнее здание построено по проекту архитектора Санана Султанова и представляет собой образец классической ширванской архитектурной школы . Были использовали канонические основы этой школы: её масштабность, светотень и т. д. Здание увенчано тремя куполами, имитирующими ребровую «гофрированную» форму старой мечети, и дополнено двумя минаретами по бокам. В южной стороне комплекса находится мужская молельня, с северной стороны — женская. Между ними расположен мавзолей.
Строители использовали местную разновидность известняка — «гюльбахт». Снаружи фронтальные части портала , как и в случае с тебризской Голубой мечетью , украшены орнаментами «хатаи». Проект оформления интерьера мечети принадлежит архитектору .
Купола изнутри украшены зеркалами зелёного и бирюзового цвета, окаймлёнными позолоченными надписями сур из Корана . При отделке интерьера использовалась азербайджанская технология « шебеке ». Широко использованы такие орнаментальные композиции, как «ислими», «шукюфа», «бенди-руми», «сельджук зенджири» (сельджукская цепь), «шамси», «джафари» и «ачма-юмма» (бесфоновая). На внутренних мраморных стенах вырезаны каллиграфические надписи — «мухаггах», «сульс», «джами-сульс», «куфи», «куфи-шатрандж», «мусальсаг», «дивани», «тугра» и т. д.
По словам мастера-позолотчика Гасана Мустафаева «восстановление данного памятника потребовало тонкого подхода к каждому нюансу, ведь это храм-святыня, к которому и отношение совсем другое».
Фотогалерея
-
-
-
-
-
Усыпальница Укеймы-ханум
Примечания
- ↑ Шахла Нуризаде. . irs-az.com (2007). 9 июня 2012 года.
- ↑ Л. С. Бретаницкий . Зодчество Азербайджана XII-XV вв. и его место в архитектуре Переднего Востока. — М. : Наука, 1966. — С. 158. — 556 с.
- ↑ Г. Садиги. Деревня Шихово (Биби-Эйбат). Изв. Азербайджанского археологического комитета. — вып.I. — Баку, 1925. — С. 30.
- ↑ Министерство культуры и туризма Азербайджанской Республики. . mct.gov.az. 14 августа 2011 года.
- ↑ Александр Дюма. Глава XXIII // Кавказ / Под. ред. профессора Т. П. Буачидзе. — Тбилиси: Мерани, 1988. — С. 118.
- ↑ Ризван Байрамов, архитектор. . irs-az.com (2007). 9 июня 2012 года.
- ↑ Межгосударственная телерадиокомпания «Мир» (23 июля 2008). Архивировано из 18 июля 2012 года.
- . aliyev-heritage.org (12 июля 1998). Архивировано из 14 августа 2011 года.
- ИНТЕРФАКС (14 июля 2008). Архивировано из 14 августа 2011 года.
Литература
- 1. Садиги Г. Шихова деревня (Биби-Эйбат). — вып.1. — ИААК (Известия Азербайджанского археологического комитета), 1925.
- 2. Бретаницкий Л. С. Зодчество Азербайджана XII–XV вв. и его место в архитектуре Переднего Востока. — М. , 1966.
- 3. Ашурбейли С. Государство Ширваншахов (VI - XVI вв.). — Баку, 1983.
- 4. Мусеви Т. М. Средневековые документы по истории Баку. — Баку, 1967.
Ссылки
- Ламия Везирова . (недоступная ссылка) . МТРК Мир.
- (англ.)
- 2021-06-13
- 1