Interested Article - Гуттен, Ульрих фон

У́льрих фон Гу́ттен ( нем. Ulrich von Hutten ; 21 апреля 1488 , крепость — 29 августа 1523 , остров , Цюрихское озеро ) — немецкий рыцарь - гуманист , поэт, критик церкви и публицист. Один из главных авторов « Писем тёмных людей ».

Биография

Ульрих фон Гуттен происходил из франконского дворянского рода Гуттенов и был первенцем в семье Ульриха фон Гуттен-Гронау (1458—1522) из Штекельберга и Оттилии фон Эберштейн (ум. 1523) из Бранденштейна. В 1499 году отец отправил Ульриха в бенедиктинский монастырь в Фульде, чтобы тот по достижении соответствующего возраста стал монахом. По традиции первенец должен был стать наследником семьи, но родители посчитали, что Ульрих по своим физическим данным не был годен к рыцарской службе, и уготовили ему перспективную и сытую церковную карьеру. Поступив учиться на монастырские средства, Ульрих окончательно отказался от монастырской жизни. Летний семестр 1505 года он обучался в Эрфуртском университете , где сблизился с кружком гуманистов, в который входили Крот Рубеан , Конрад Муциан Руф и поэт Гелий Эобан Гесс . На зимний семестр того же года Гуттен собирался в Кёльнский университет , но прежде успел поучиться и в Майнцском университете . Зимний семестр следующего года Гуттен обучался в Виадрине во Франкфурте-на-Одере , куда последовал за своим учителем Иоганном Эстикампианом , там 15 сентября 1506 года он сдал экзамен на бакалавра . В честь своего новообразованного университета 18-летний Гуттен написал In laudem carmen Marchiae .

В 1506 году Ульрих фон Гуттен учился в Лейпцигском университете . Вероятно, ещё в Лейпциге он заразился сифилисом . В зимний семестр 1509/1510 годов Гуттен объявился в Грейфсвальдском университете и числился неимущим студентом. Профессор юриспруденции Грейфсвальдского университета Геннинг Лотце принял Гуттена в своём доме и оказывал ему финансовую поддержку. Но добрые поначалу отношения с покровителем вскоре разладились, вероятно, по причине непреодолимых противоречий между поэтом-гуманистом Гуттеном и академиком-схоластом Лотце. Геннинг Лотце с отцом, грейфсвальдским купцом и бургомистром Ведего Лотце, не поддержали Гуттена в его желании перебраться в Росток . Задолжавший им Гуттен в конце концов выехал из Грейфсвальда, по его словам, с согласия обоих Лотце, которым он обещал выплатить долги позднее. Но Лотце воспользовались закладными и преследовали Гуттена, пока не изъяли у него всё имущество и даже тёплую одежду в суровую зимнюю погоду, осознавая, что это может привести к его смерти. Гуттен сумел добраться до Ростока, где изложил свой конфликт с Лотце в литературной форме. В своём произведении на латыни Querelae in Lossios он выставил отца и сына Лотце хитрыми, жестокими и грубыми личностями, заклеймив их врагами всех гуманистов. Таким образом Гуттену удалось перенести личный конфликт с Лотце в общественно-политический контекст .

В 1511 году в Виттенберге Гуттен написал небольшое сочинение об искусстве стихосложения De Arte Versificandi , быстро завоевавшее признание в качестве учебника и обеспечившее автору среди современников славу латинского писателя. Гуттен отправился в Вену и далее в Италию. В 1512 году он побывал в Венеции , Павии и Болонье , где продолжил начатое ещё в 1511 году в Вене юридическое образование, весьма вероятно, по настоянию отца, мечтавшего о должности на княжеской службе для сына. Итальянские войны отрезали Ульриха от денежных поступлений с родины, он был вынужден оставить учёбу и поступил в наёмники, чтобы заработать денег на возвращение в Германию. На этот период приходятся первые проникнутые национальным духом обращения Ульриха фон Гуттена к императору Максимилиану и германским князьям с требованием продолжить войну в Италии.

В 1514 году при поддержке своих почитателей Эйтельвольфа фон Штейна (ум. 1515) и Фровина фон Гуттена (1469—1529) Ульрих фон Гуттен получил должность при новом архиепископе Майнца Альбрехте Бранденбургском . В Майнце Гуттен впервые встретился лично с Эразмом Роттердамским . Гуттен передал ему на критику рукопись Epistolae obscurorum virorum Писем тёмных людей »), написанную в соавторстве с другими гуманистами в защиту Иоганна Рейхлина и проникнутую острой сатирой в отношении приверженцев схоластики . По желанию своего будущего начальника Гуттен в 1515 году вновь выехал в Италию для продолжения образования. Спустя два года, летом 1517 года Гуттен покинул Италию, так и не получив академической степени. Максимилиан I, вероятно пытавшийся использовать Ульриха фон Гуттена в своих пропагандистских целях, наградил его поэтической короной — лавровым венком , который сплела воспетая им дочь его друзей Конрада и — Констанция Пейтингер.

В опубликованной в 1518 году «Речи против турок» (Ad principes Germanos ut bellum Turcis inferant) Ульрих фон Гуттен призвал германских князей оставить междоусобицы и вместе бороться с турецким страхом .

Гуттен остался на постоянной службе у майнцского архиепископа, который предоставлял ему возможность заниматься сочинительством. В 1518 году по заданию майнского архиепископа Гуттен присутствовал на Аугсбургском рейхстаге и разразился потоком сатиры в отношении Якоба Фуггера . В 1519 году Гуттен оказался вовлечён в семейную распрю против герцога Ульриха Вюртембергского , в которой значительную роль сыграл и Швабский союз . Поводом для конфликта послужило убийство герцогом в 1515 году штальмейстера , двоюродного брата Ульриха, в ходе драматической истории о ревности . Ульрих фон Гуттен выступил пропагандистом и опубликовал диалог «Фаларизм» (Phalarismus) между античным деспотом Фаларисом и неназванным германским тираном, в котором просматривался Ульрих Вюртембергский.

Ещё во время своей первой поездки в Италию Гуттен наблюдал и клеймил мирские проявления папства. В последующие годы это противостояние обострилось: в сочинениях Гуттена критика церкви на основе идей гуманизма и Просвещения сменилась желанием нанести по церкви радикальный освобождающий удар, который бы её урезонил. Гуттен писал воззвания к германской нации с призывом включаться в борьбу против так называемых «куртизан», то есть выгодоприобретателей от секулярного господства римской курии . Несмотря на содержательные различия, современники причисляли Гуттена к сторонникам Мартина Лютера . Чтобы обращаться к широкой общественности, сочинения Гуттена стали переводить на немецкий язык, позднее он стал писать сам сразу по-немецки.

В 1520 году Гуттен опубликовал первое издание обнаруженной им средневековой рукописи XI века Liber de unitate ecclesiae conservanda пера анонимного сторонника императора Генриха IV .

Во Франце фон Зиккингене Гуттен нашёл влиятельного единомышленника. Властный рыцарь и предводитель наёмников способствовал развитию реформаторского движения и планировал, скорее по политическим мотивам, напасть на Трирское курфюршество . Гуттен присоединился к Зиккингену в 1520 году, когда церковь пригрозила ему анафемой . На Вормсском рейхстаге 1521 года обоих рыцарей ещё удалось удержать, но в следующем году они пошли в атаку. Гуттен объявил войну «бездуховному духовенству» в надежде перетянуть рыцарство на свою сторону отважными одиночными операциями. Зиккинген в то же время начал рыцарское восстание , но был разбит княжеской оппозицией и умер от боевых ран спустя два дня после окончательного поражения . На этом закончилась не начавшись гуттеновская война с попами.

Гуттену, как считается, уже тяжелобольныму сифилисом, была объявлена имперская опала , и он бежал в конце концов в Швейцарию к своему бывшему учителю Эразму в Базель , но тот его не принял. Гуттен остановился у Ульриха Цвингли в Цюрихе . 29 августа 1523 года Ульрих фон Гуттен умер на острове на Цюрихском озере и был похоронен в местной церкви Святых Петра и Павла.

Творчество и общественная деятельность

Ульрих фон Гуттен был одним из первых гуманистов, осознавших необходимость объединения сил оппозиции для решительной борьбы против Рима за независимость Германии и свободное развитие культуры. Вопреки устойчивым предрассудкам своего сословия, он блестяще освоил достижения европейского гуманизма и стал выдающимся мастером сатиры , риторики , политической публицистики, самой светской по своим взглядам фигурой среди гуманистов Германии. Политические и культурные интересы доминировали в его творчестве. Он энергично пропагандировал античное наследие, защищал свободу слова от нападок обскурантов — «цензоров наук», славил силу разума и воли человека в борьбе за земное счастье и утверждал, что « Бог помогает лишь тем, кто предприимчив и деятелен ». Схоластическое богословие Гуттен воспринимал как лженауку « неких неопровержимых », прибежище невежд. Не отказываясь от дворянской гордости своей родословной, он разделял гуманистические представления о роли личных заслуг человека в обретении подлинного благородства. Как писатель Гуттен был одним из остроумнейших авторов своего времени. Он умел мастерски сочетать гневные обличения с пафосом утверждения гуманистических идеалов.

Гуттен внёс важный вклад в развитие реформационных настроений в стране, подвергая резким нападкам основные церковные институты , все ступени церковной иерархии , систему эксплуатации Германии папством . Он впервые опубликовал работу Лоренцо Валлы о поддельности так называемого Константинова дара — одной из главных опор папства в его мирских притязаниях. Он с иронией посвятил это издание папе Льву Х . Опираясь на Тацита , Гуттен создал идеальный образ древнегерманского воителя за свободу отечества от Рима — Арминия . Диалог с этим героем был опубликован лишь после кончины Гуттена, но ту же тему освобождения страны от римского засилия Гуттен развивал в других своих диалогах, а также в речах, посланиях, стихах, став самым популярным автором в Германии накануне Реформации .

Первоначально оценив выступление Лютера против индульгенций как очередную полезную для гуманистов « грызню монахов », Гуттен вскоре осознал национально-политическое значение сочинений и действий Лютера и примкнул к Реформации. Стремясь активизировать широкие слои немецкого общества, он дополнил свои работы на латыни серией произведений на немецком языке, преодолев свойственную гуманистам ориентацию лишь на образованные круги. В отличие от Лютера, он стал ведущим выразителем антикняжеских тираноборческих идей и призывал к войне против Рима и попов. Хотя конечные цели его политической программы отражали беспочвенные надежды рыцарства на контроль над обществом, главное место в творчестве Гуттена заняло то, что он считал первоочередной задачей — выступления за единое немецкое централизованное государство, независимую от Рима церковь, развитие культуры на гуманистической основе. За Гуттеном в результате закрепилась слава патриота, борца «за свободу Германии».

Его высказывание «Веет воздухом свободы» стало девизом Стэнфордского университета .

Издания на русском языке

Примечания

  1. Heinrich Grimm: Hutten, Ulrich von. In: Neue Deutsche Biographie 10 (1974), S. 99-102, Onlineversion, abgerufen am 5. Mai 2018 от 24 мая 2020 на Wayback Machine
  2. Volker Hornemann: Ulrich von Hutten. In: Stephan Füssel (Hg.): Deutsche Dichter der frühen Neuzeit (1450—1600). Erich Schmidt, Berlin 1993, S. 359f
  3. Arnold Becker: Ulrichs von Hutten Querelae in Lossios: Humanistische Streitkultur zwischen Invektive und Elegie. In: Uwe Baumann, Arnold Becker, Astrid Steiner-Weber (Hrsg.): Streitkultur. Okzidentale Traditionen des Streitens in Literatur, Geschichte und Kunst. (= Super alta perennis. Studien zur Wirkung der Klassischen Antike 2. ) V&R unipress, Göttingen 2008, ISBN 978-3-89971-465-4 , S. 111f ( ).
  4. Eduard Böcking: Hvtteni Opp. III , 1862, S. 5 ff.
  5. Otto Zierer: 'Bild der Jahrhunderte', Bertelsmann-Verlag, o. J., Band 14, S. 75f
  6. Otto Zierer: 'Bild der Jahrhunderte', Bertelsmann-Verlag, o. J., Band 14, S. 137

Литература

Источник —

Same as Гуттен, Ульрих фон