Кодекс Монпелье́
(Montpellier Codex) — рукописный нотный кодекс XIII в., важнейший источник музыки
Ars antiqua
. Хранится в университетской библиотеке французского города
Монпелье
(отсюда название).
Содержание
Краткая характеристика
Рукопись была обнаружена органистом Феликсом Данжу в 1847 г. Ныне хранится на медицинском факультете университетской библиотеки Монпелье (
фр.
Montpellier, Bibliothèque Inter-Universitaire, Section Médecine, H196
), стандартная аббревиатура
RISM
: F-Mo H196; принятая у музыковедов аббревиатура:
Mo
. Кодекс был составлен около 1300 г., предположительно в
Париже
. Содержит 345 многоголосных пьес (некоторые дублируются), преимущественно в жанре
мотета
, написанных в период 1250-1300 г. Наблюдения над различиями в
нотации
в (обширном) кодексе позволяют музыковедам делать важные выводы об эволюции средневековой музыки во Франции XIII века.
Тексты разнообразны по содержанию: парафразы св. Писания (иногда с назидательным акцентом), метрические молитвы (особенно молитвы, обращённые к Богородице, как например, латинский мотет No. 53
Ave virgo regia / Ave gloriosa mater / Domino
), типичная для
труверов
куртуазная («рыцарская») лирика, пасторали, редко — танцевальные и застольные песни (пример последней — французский мотет No. 319
On parole / A Paris soir et matin / Fresse nouvelle
).
Состав
Содержит восемь «тетрадей» (
лат.
fasciculi
). Основное содержание — политекстовый
мотет
Ars antiqua.
ff.23–62. Тройные мотеты (
cantus firmus
+ три контрапунктирующих голоса): 16 французских и 1 латинский
ff.63–86. 11 двойных мотетов (cantus firmus + два контрапунктирующих голоса), на смешанные тексты (латинский и французский).
ff.87–110. 22 латинских двойных мотета.
ff.111–230. 100 французских двойных мотетов (два — на провансальском языке).
ff.231–269. 75 французских двухголосных мотетов.
ff.270–349. 39 двойных мотетов — французских, латинских и макаронических. Возможно, более позднего происхождения, чем тетради 2-6.
ff.350–397. 42 двойных мотета на французские, латинские и франко-латинские тексты. Возможно, более позднего происхождения, чем тетради 2-6.
После составления основного корпуса сборника неизвестным переписчиком были сделаны дополнения к тетрадям 3, 5 и 7.
Подавляющее большинство музыкальных пьес кодекса Монпелье не содержит авторских атрибуций. Идентифицированы (по большей части, в ранге гипотезы)
Перотин
(в первой тетради),
Адам де ла Аль
и
Пьер де ла Круа
.
Издания
Rokseth Y.
Polyphonies du XIIIe siècle: le manuscrit H196 de la Faculté de médecine de Montpellier (Paris, 1935–9) (факсимиле, транскрипция выборки, научный комментарий).
The Montpellier Codex, ed. H. Tischler. 4 vls. Madison, WI, 1978–85 (транскрипция всего кодекса, отдельное издание текстов с переводом на англ. яз., научный комментарий).
Литература
Jacobsthal G.
Die Texte der Liederhandschrift von Montpellier H.196 // Zeitschrift für romanische Philologie, III (1879), 526–56; IV (1880), 35–64, 278–317.
Ludwig F.
Die 50 Beispiele Coussemaker’s aus der Handschrift von Montpellier // SIMG 5 (1903–4), 177–224.
Kuhlmann G.
Die zweistimmigen französischen Motetten des Kodex Montpellier. Würzburg, 1938 (издание и научное обсуждение тетради 6).
Apfel E.
Anlage und Struktur der Motetten im Codex Montpellier. Heidelberg, 1970.
Wolinski M.
The Montpellier Codex: its Compilation, Notation and Implications for the Chronology of the Thirteenth-Century Motet. Diss., Brandeis U., 1988.
Ars antiqua: organum, conductus, motet. Ed. by Edward H. Roesner. Farnham; Burlington: Ashgate, 2009.
ISBN 9780754626664
(сб. статей разных лет).
Ссылки
(фрагменты)
(список инципитов кодекса, с ошибками и пропусками)