Голгофо-Распятский скит
- 1 year ago
- 0
- 0
Никольский скит (также Николаевский скит ) — один из скитов Соловецкого монастыря , существовавший в начале XX века на острове Кондостров Онежской губы Белого моря .
Впервые монастырь стал ходатайствовать о передаче ему Кондострова при архимандрите в начале 1890-х годов. Летом 1894 года Учрежденный собор Соловецкого монастыря просил посетившего Соловецкие острова министра финансов С. Ю. Витте об отводе этого пустынного, но богатого строевым лесом острова в надел обители, «так как растущий на Соловецких островах пиловочный лес имеется в крайне ограниченном количестве и по своим качествам малопригоден на распиловку для поделок и совершенно не годится для крыш» . По-видимому, исходно эта идея принадлежала настоятелю Варлааму, который с одной стороны хорошо представлял себе нужду монастыря в строительном лесе, а с другой стороны, неплохо знал южную часть Онежской губы Белого моря, так как до избрания в настоятели Соловецкого монастыря несколько лет игуменствовал в Онежском Крестном монастыре на острове Кий . В конце этого же года архимандрит Варлаам скончался, но, по-видимому, С. Ю. Витте не забыл своё обещание и дал делу дальнейший ход.
Юридически Кондостров был передан в вечное владение Соловецкому монастырю 28 ноября 1897 года, когда император Николай II утвердил принятое перед тем решение Кабинета министров . Фактический землеотвод произвел лесничий Калгачинского лесничества Архангельской губернии 10 августа 1898 года, составив соответствующий акт с топографическим планом острова. В 1898 году новый настоятель монастыря Иоанникий (Юсов) вместе со своими «соборными старцами» испросил у Святейшего Синода разрешение «соорудить на острове Кондострове необходимые хозяйственные постройки для проживания рабочих ввиду потребности производить на нем разные работы для приспособления к удобнейшему в свое время пользованию для монастырских потребностей растущим на сказанном острове лесом» .
Первым поселенцам на острове пришлось жить в двух наспех поставленных «шалашах-сараях» , но уже к 1901 году на острове в «доме со службами для сторожей и рабочих» летом проживало до 50-ти человек послушников и богомольцев-трудников, строились дороги, была сооружена морская пристань, и сам остров очищался от валежника и на нём организовывалось «правильное ведение лесного хозяйства».
В 1902 году архимандрит Иоанникий и члены Учрежденного собора обратились в Святейший Синод за разрешением построить на Кондострове деревянный храм, так как проживающие на острове люди «лишены главнейшаго христианскаго утешения — литургии» . К прошению прилагался проект трёхпрестольного храма, главный центральный (неотапливаемый) престол которого предполагалось посвятить Святой Троице , а два меньших отапливаемых придела , соответственно, Казанской иконе Божией Матери ( «в благодарственное воспоминание Ея заступления во время осады монастыря англичанами в 1854 году » ) и Всем Соловецким Чудотворцам . Рассмотрев это прошение, синодальные чиновники предписали монастырю ограничится постройкой «храма теплаго и однопрестольнаго» , освятив его в соответствии в волей Николая II, «явленною в пожаловании ему Кондострова» , во имя святителя Николая Мир-Ликийского — небесного покровителя царствующего императора. К 1903 году все эти вопросы были урегулированы и обитель приступила к строительству храма.
В 1905 году Кондостров, со всё ещё недостроенным храмом, получил статус скита Соловецкого монастыря, с назначением первого настоятеля («строителя»), которым стал соловецкий иеромонах Алексий (Иудин).
К осени 1907 года монастырь отчитался перед Синодом о завершении строительства храма на 500 молящихся в русском стиле и о снабжении его «всем необходимым, как то: утварью, богослужебными сосудами, книгами и проч.» . К храму была пристроена колокольня с восемью колоколами, самый тяжёлый из которых весил 15 пудов (244 килограмма). Крест над колокольней находился на высоте 32 аршина и 6 вершков (23 метра). Главным украшением храма был выполненный в мастерской Соловецкого монастыря под руководством иеромонаха Палладия (Ряпинцына) двухъярусный дубовый золочённый иконостас и два дубовых паникадила в этом же стиле. Строительство храма привлекло внимание меценатов и жертвователей: В. В. Гувелякен (совладелец товарищества «Кемские лесопильные заводы», неоднократно занимавший пост городского головы Архангельска ) прислал «на большую сумму сосновых фанер», П. А. Фокин (Петербургский купец, советник коммерции) пожертвовал полный набор литургических сосудов , монахини передали для алтаря нового храма напрестольные Евангелие и Крест , дарохранительницу , дароносицу , воздухи , а также несколько отрезов ткани.
На освящении храма, состоявшемся 13 июля 1908 года, присутствовали именитые гости: епископ Тихон (Никаноров) — управляющий Воскресенским Новоиерусалимским монастырем , благочинный ставропигиальных монастырей Новоспасский архимандрит Борис (Шипулин) , настоятель Соловецкого монастыря архимандрит Иоанникий с членами Учрежденного собора, ректор Иркутской Князе-Владимирской школы архимандрит Зосима, протопресвитер Московского Успенского собора отец Владимир Марков , прокурор (глава) Московской конторы Святейшего Синода Ф. П. Степанов , а также профессор Московской Духовной академии Г. А. Воскресенский и педагоги Перервинского духовного училища со своими воспитанниками.
К 1908 году братия скита составляла 17 монахов (без учета богомольцев-трудников ), возглавляемых иеромонахом Геронтием (Чуриловым). К этому моменту на острове уже были проложены хорошие грунтовые дороги, одна из которых (ведущая от каменного пирса к скиту) была выложена гранитом . Насельники и трудники проживали в нескольких жилых корпусах, два из которых, расположенные по сторонам от храма, были двухэтажными. На острове имелись баня , кузница , смолокуренный завод, скотный и конный дворы, парники , оранжерея , огороды , колодцы , погреба , сараи и другие хозяйственные постройки. Также развивалось свое рыболовство, планировалось создание кирпичного и угольного заводов, мастерской по изготовлению глиняной посуды, а также станции для разведения диких животных.
Всё же основную роль в скитском хозяйстве играл лес. Ежегодно с острова на Соловки вывозилось более 300 бревен строительного леса и до 8 тысяч возов дров. На Кондострове были созданы питомники для выращивания лиственницы и других ценных пород деревьев, проводились регулярные лесопосадки.
Кроме того на самом острове и на недалеко от него расположенном островке находились скитские каменоломни , добывающие гранит , работающие на нужды самого скита, Соловецкого монастыря, Архангельска . На Соловках кондостровский гранит использовался для сооружения набережной вдоль Святого озера и для других построек. Известный памятник Петру I в Архангельске стоит на гранитном постаменте, камень для которого был добыт монахами Никольского скита.
После Октябрьской революции скит был закрыт вместе с монастырём в начале 1920-х годов. В 1924—1931 годах в нём располагалось отделение Соловецкого лагеря особого назначения , в 1931—1938 годах — отделение Белбалтлага , в 1938—1942 годах — штрафной изолятор . В этот период на острове находилось до нескольких сот заключенных, которые занимались в основном рубкой леса.
После войны остров вновь стал необитаем. Никольская церковь была разобрана. Один из жилых корпусов был вывезен в Онегу и использовался там как жильё для портовых работников. Из материала других скитских построек было сделано здание школы в деревне Пурнема .
К настоящему времени от всех построек Николаевского скита сохранились лишь каменный пирс и двухсотметровая мощеная дорога к нему, каменные фундаменты жилых корпусов с остатками печей, остатки каменоломни. На соседнем островке Пневатый уцелел деревянный восьмиконечный пятиметровый крест .