Interested Article - Малороссы

Густав-Теодор Паули , «Этнографическое описание народов России», Малороссы , 1 января 1857 года.
«Типы Малороссии», дореволюционная открытка Российская империя .
Мужчина, Киевская губерния, Российская империя, фото до 1889 года.

Малоро́ссы ( малоро́сы, малору́сы, малору́ссы, малороссийцы , малороссия́не , малороссийский народ ; также нем. Kleinrussen , англ. Little Russians и другие) — исторический этноним, образованный от топонима Малороссия ( греч. Μικρὰ Ῥωσία ).

Термин «малороссы» использовался в качестве самоидентификации и идентификации извне и пережил ряд кардинальных трансформаций на протяжении XVIII — начала XX веков . Считается, что само понятие «малоросс», хотя и появилось несколько ранее, получило широкое распространение с начала XVIII века среди населения Гетманщины в составе Российской империи на почве его объединения с великороссами общим монархом и православной верой .

Ранее в письменных источниках для идентификации населения Киевской Руси использовались этнонимы «русь» или « русины » . К XIX веку оно трансформировалось в обозначение населения Малороссии , левого берега Днепра . Согласно официальной государствообразующей концепции Российской империи, малороссы представляли собой одну из трёх ветвей общерусского народа (наряду с великороссами и белорусами ) . Во второй половине XIX и начале XX века в связи с распространением украинской идентичности термин «малороссийский» («малорусский») стал употребляться реже. В период проведения советской властью политики коренизации этноним «малороссы» утратил легитимность и в широком употреблении повсеместно был заменён этнонимом украинцы .

В украинском национальном дискурсе термин «малоросс» и в наши дни продолжает оставаться для некоторых политически нагруженным, несущим сугубо негативный смысл .

Происхождение и развитие понятия

Появление термина Малая Русь относится ко временам после монгольского нашествия , когда Русь оказалась разделена на Северо-Восточную Русь (Владимиро-Суздальскую, преобразованную позднее в Московскую ) и Юго-Западную ( Галицко-Волынскую ). Византийские церковные и государственные деятели, общавшиеся с раздроблённой надвое Русью, стали применять к этим двум частям Руси географические термины классической древности: страна Малая и страна Великая , означавшие то, что Малой землёй ( Малая Русь ) именуют метрополию того или иного этноса, а Великой ( Великая Русь ) — земли, на которые из этой метрополии расселился этот народ . Начиная с позднего XV века православные книжники как в Юго-Западной, так и в Северо-Восточной Руси всё чаще употребляли слово Русь в греческой форме «Рос(с)ия». Термин Малая Рос(с)ия и производный от него этнохороним обрели особое распространение после заключения Брестской унии 1596 года, когда в ходе межконфессиональной борьбы православные Речи Посполитой начали возрождать идеи о единстве культуры, веры и происхождения «славенороссийского народа». После вхождения Гетманщины в состав Русского царства термины Малороссия и малороссияне/малороссы использовались прежде всего в официальных документах, а также в среде православного духовенства . В простонародном языке самоназванием оставались главным образом слова « русин », «руський».

Согласно предположению А. Котенко, О. Мартынюка и А. Миллера своеобразный момент «седлового времени» для определения «малоросса/Малороссии/русского/России» наступил в начале XVIII века. Появление в русском языке этого понятия на рубеже XVII—XVIII веков связывается исследователями с влиянием исторических процессов, происходивших в это время вокруг Киева . Именно в XVIII веке, пишут авторы, в русский язык постепенно проникают «малороссияне/малоросийцы/малороссиянцы/малороссы» причём определяется ими это понятие как типичное раннемодерное географическое значение жителей, уроженцев данной территории, не имеющее этнической основы. Отмечается бессистемность применения данного термина на протяжении всего XVIII века .

Часть государствообразующего народа Российской империи

Малороссы официально в рамках Российской империи считались одной из трёх частей концепции государствообразующего общерусского народа . Как правило, в среде дореволюционных историков для обозначения таких составных частей общерусского народа применялся термин «ветка», «ветвь», иногда — «племя» . Согласно результатам Всероссийской переписи населения 1897 года малороссы составили 17,8 % населения Российской империи или 22,3 млн человек.

Данные Всероссийской переписи 1897 года . На левом нижнем фрагменте карты обозначены малороссы

Основное расселение малороссов по губерниям Российской империи представляло такую картину:
Киевская губерния — 2,819 млн. (79 %)
Полтавская губерния — 2,583 млн. (92 %)
Подольская губерния — 2,242 млн. (80 %)
Волынская губерния — 2,019 млн. (70 %)
Харьковская губерния — 2,009 млн. (80 %)
Черниговская губерния — 1,526 млн. (66 %)
Херсонская губерния — 1,462 млн. (53 %)
Екатеринославская губерния — 1,456 млн. (68 %)
Холмская губерния — 446,839 тыс. (50 %)
Кубанская область — 908,818 тыс. (48 %)
Таврическая губерния — 611,121 тыс. (42 %)
Ставропольская губерния — 319,817 тыс. (36 %)
Воронежская губерния — 915,883 тыс. (36 %)
Область Войска Донского — 719,655 тыс. (28 %)
Курская губерния — 527,778 тыс. (22 %)
Гродненская губерния — 362,526 тыс. (22 %)
Бессарабская губерния — 379,698 тыс. (19 %)
Амурская область — 21,096 тыс. (17 %)
Черноморская губерния — 9,252 тыс. (16 %)
Люблинская губерния — 196,476 тыс. (16 %)
Приморская область — 33,326 тыс. (15 %)
Астраханская губерния — 133,115 тыс. (13 %)

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона (том 18А, 1896 год ), описывал малороссов следующим образом:

Малороссы (в антр. отнош.), или южно-русы, — одна из трёх русских народностей, превышающая, по численности, в 4 раза белорусов и уступающая в 2 ⅓ раза великорусам. Некоторые видят в М. потомков древних полян, угличей, тивердов, древлян и других южно-русских племен; но, по-видимому, большинство этих племен исчезло ещё в начале русской истории, подвергшись разорению и смешению с тюркскими кочевниками (половцами и др.), а затем страна была опустошена монгольско-татарским нашествием, причем все оставшееся население бежало на запад. Здесь, в Галиции и на Волыни, и сложилась, по-видимому, малорусская народность (Малая Россия), выступающая уже отчетливо, с особенностями своего языка, в XIV в. отсюда она заселила, мало-помалу, все Приднепровье, дав начало различным украинским говорам.

Вместе с тем в Энциклопедического словаря Гранат статьи «Малороссия» и «Малороссы» отсутствуют , а в статье «Украина» (том 42, 1917 год), указывается, что термин «малорусский язык» в течение последних 30-40 лет практически был вытеснен термином «украинский язык» .

В Российской империи было принято выделять антропологические и физические и бытовые отличия малоросов от других русских народностей. Русским антропологом Дмитрием Анучиным отмечалось, что особенностями малоросов является их более высокий средний рост (на 1-4 см выше, чем белорусы и великороссы), высокий процент темноволосых людей (60-70 %), темноглазых (хотя встречается и достаточное число голубоглазых), длина ног (особенно бёдер) :31 . «Не подлежит сомнению, что малороссы должны были воспринять в себя немало крови древних тюркских народов южной России — во всяком случай более, чем великорусы, которые зато ассимилировали многие финские народности. Антропологическое различие проявляется, отчасти, и в темпераменте, и в характере, на которые, впрочем, могли ещё иметь влияние окружающая природа и весь ход истории, иной, чем на севере. Как бы то ни было, малоросы отличаются от великорусов многими чертами своего умственного и нравственного склада, своим отношением к религии, к женщине, к семье, к собственности и т. д.» — писалось о малороссах в словаре Брокгауза и Эфрона .

Трудно переоценить важность изучения этнографической истории народов России. Видное место в ней занимает труд действительного члена Русского географического общества Густава-Теодора Паули (1817—1867), немца по происхождению, известного в России под именем Фёдор Христианович. В фундаментальном сводном труде по этнографии всех народов России, включая малороссов, созданном на уникальных коллекциях Географического общества и изданным в 1862 году под заглавием «Description ethnographique des Peuples de la Russie» («Этнографическое описание народов России») Паули писал:

Нынешние малороссы происходят от туземного населения, они сохранили древнюю веру своих предков, и до отделения Малороссии от России жили вместе с русскими — единоверной и братской нацией. Малороссы суть, так сказать, народ древнейших времен, предающийся мечтаниям о прошлом и отрицающий настоящее вместе с нынешним прогрессом. Вместе с тем, земли, которые они населяют, удачно расположенные на юге, несомненно сохранили несметные богатства, которые в будущем приведут малороссов к процветанию. Малороссы остались свободными от внешних влияний и сохранили чистоту нации.

Густав-Теодор Паули, русский этнограф

Господствующие в официальной среде Российской империи подходы к рассмотрению племенного единства великороссов, малороссов и белорусов исключали какие-либо представления малороссов как инородцев . Малороссы не считались инородцами в Российской империи, и исключались из таких трактовок даже радикальными правыми националистическими организациями, такими, как Союз русского народа Александра Дубровина . В ряде организаций подобного характера, как, например, Киевский клуб русских националистов , малороссы занимали большинство должностей и находились на главенствующих ролях .

Совмещение с понятием украинец и потеря легитимности

Активный защитник легитимности понятия малоросс, политик и публицист Анатолий Савенко (1874—1922)

Как пишут исследователи А. Котенко, О. Мартынюк и А. Миллер , для части группы, члены которой идентифицировали себя малороссами, начинает утрачиваться легитимность этого понятия, и оно начинает заменяться понятием украинец. Одновременно с тем, подобная смена привела к сопротивлению (порой весьма ожесточённому) той части группы, для которой малоросс оставался легитимным понятием самоидентификации, а также «со стороны официальных властей империи и русского общественного мнения» . Е. Фомина полагает, что «украинский вопрос», как противовес «общерусскому проекту», согласно которому восточные славяне в совокупности составляли единую русскую нацию, встал во второй половине XIX века в результате развития украинофильства и оформления его политической программы эмансипации от общерусской народности .

Несмотря на то, что малороссийская идентичность ещё в 1917—1921 годах продолжала оставаться господствующей :131 , с распадом Российской империи официальный статус малороссов потерял легитимность.

Вместе с тем, имел место ряд актов ожесточённого сопротивления оспариванию легитимности понятия малороссы, к которым может быть отнесена деятельность Киевского клуба русских националистов , в частности одного из его лидеров, малоросса Анатолия Савенко (автора брошюры « Украинцы или малороссы? »), Василия Шульгина , а также ряда представителей консервативной малороссийской интеллигенции, в частности Тимофея Флоринского , Андрея Стороженко и ряда других политических, общественных и культурных деятелей бывшей Российской империи. Политическая ситуация для сторонников сохранения малороссийской идентичности складывалась неблагоприятно, большинство активных представителей которой в ходе Революции и Гражданской войны на территории Украины примкнуло к Белому движению и оказалось в эмиграции, остальная часть приняла условия победившей советской стороны, которая не признавала легитимности понятия малороссы.

Согласно свидетельствам А. И. Миллера, в ходе Всесоюзной переписи 1926 года переписчикам было дано указание не записывать опрашиваемых малороссами, а только украинцами либо русскими . В советский период, в условиях появления Украинской Социалистической Советской Республики (УССР), и развёрнутых в её пределах политики коренизации партийного аппарата и украинизации , понятие малоросс оказалось в числе запрещённых и неиспользуемых в официальной терминологии и постепенно оказалось утрачено , а в качестве господствующего представления проживающего в УССР населения утвердилось понятие украинец . В определении Толкового словаря русского языка Д. Н. Ушакова , малоросс — шовинистическое название украинца .

В современном мире

В настоящее время в русском языке понятие малоросс часто рассматривается как устаревшее определение украинца . В украинском языке чёткое определение понятия малоросс ( укр. малорос ) отсутствует, и не просматривается в дореволюционных вариантах языка (в частности, его нет в двух наиболее полных и авторитетных дореволюционных словарях украинского языка — «Словаря українськoї мови» Бориса Гринченко и «Малорусько-німецького словаря» Евгения Желеховского ). Согласно выводам советских лингвистов, это слово проникло в украинский язык из русского и «представляет собой в современном украинском языке своеобразный экзотизм, отражающий действительность дореволюционной России, в частности, бытовавшие в официальном употреблении этнонимы» :151 .

Современные дискурсы

Многими современными исследователями признаётся, что неоднозначность понятийной ситуации вокруг категории малоросс создаёт необычайное напряжение и динамику при попытке научного исследования данного понятия. Существование понятия малоросс в пространстве и времени, в которых стратегии идентификации являются полем ожесточённой борьбы в сложных структурах взаимодействия, превращает его в проблему многих параллельных дискурсов идентичности . При этом выделяются такие основные дискурсы, как «внутренний» дискурс (вопрос малороссийской идентичности ), русский или великорусский, украинский (наиболее ожесточённый по отношению к понятию), польский и другие .

См. также

Примечания

  1. Kamusella Tomasz. (англ.) // ACTA SLAVICA IAPONICA : International and Interdisciplinary Journal of the Study of Russia, Eastern Europe, the Caucasus, and Central Asia.. — Hokkaido: Slavic Research Center, Hokkaido University, 2012. — Iss. 32 . — P. 73—97 . 10 декабря 2015 года.
  2. Котенко А. Л., Мартынюк О. В., Миллер А. И. // Новое литературное обозрение : журнал ВАК РФ. — 2011. — Вып. 2 (108) . — С. 9—27 . — ISSN . 13 декабря 2013 года.
  3. Долбилов М., Миллер А. И. Западные окраины Российской империи. — Москва: Новое литературное обозрение, 2006. — С. 465—502. — 606 с.
  4. Реєнт О. П. (укр.) // Головний редактор: В. А. Смолій Український історичний журнал : науковий журнал. — Київ: Інститут історії НАНУ, 2008. — Вип. 1 (478) . — С. 161—169 . — ISSN . 27 июля 2021 года.
  5. Котенко А. Л., Мартынюк О. В., Миллер А. И. Малоросс // «Понятия о России»: К исторической семантике имперского периода. В 2-х т. Под редакцией А. Миллера, Д. Сдвижкова, И. Ширле. Т. 2. М., 2012. С. 393
  6. Смолин, М. Б. Украинофильство в России. Идеология раскола //Украинский сепаратизм в России. Идеология национального раскола. Сборник. /Вступительная статья и комментарии М. Б. Смолина. Оформление М. Ю. Зайцева. — М.: Москва, 1998. — 432 с. — (Пути русского имперского сознания). ISBN 5-89097-010-0 , С. 7
  7. Гайда, Ф. А. от 1 июля 2014 на Wayback Machine // Русский Сборник: исследования по истории России. Том XVI. М.: Издатель Модест Колеров, 2014
  8. Клосс Б. М. О происхождении названия «Россия». М., 2012. С. 76, 100.
  9. Юсова Н. Н. // Rossica antiqua : научно-теоретический журнал. — Санкт-Петербург: Исторический факультет Санкт-Петербургского государственного университета, 2010. — Вып. 2 . — С. 1—53 . 27 сентября 2013 года.
  10. Ярошевич А. Малороссы по переписи 1897 г. Результаты первой всеобщей переписи населенія Российской. Имперіи, произведенной въ началѣ 1897 г. // Киевская старина. от 26 июля 2014 на Wayback Machine
  11. Энциклопедический словарь Гранат, 7-е издание, Т. 28: Майкопский отдел — Минералогия. — М.: Изд. тов. А. Гранат и К°, 1914. — 400 c.: ил.
  12. Украина // Энциклопедический словарь Гранат, 7-е издание: в т. 42 Тяготение — Фалерии — М.: Рус. библиогр. ин-т Гранат, 1917. — 400 c.: ил.
  13. Железный А. И. . — Киев: ООО «Нила ЛТД», 2011. — 250 с. — 10 000 экз. 18 апреля 2013 года.
  14. Анучин Д. Н. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  15. Горбань Т. // Вісник Киїівського національного університету ім. Т. Г. Шевченка. Серія "Історія" : науковий журнал. — Київ: КНУ ім. Т. Г. Шевченка, 2007. — Вып. 92 . — С. 78—92 . — ISSN . (недоступная ссылка)
  16. Фомина Е. Малороссы в изображении И. С. Тургенева // Русская филология. 23: Сб. науч. работ молодых филологов. Тарту, 2011. С. 31-40. от 4 марта 2016 на Wayback Machine
  17. Барановська Н. М. // відповідальний редактор Л. Є. Дещинський Держава та армія : збірник наукових праць. — Львів: Видавництво Національного університету “Львівська політехніка”,, 2012. — Вып. 724 . — С. 130—135 . 19 декабря 2013 года.
  18. Закатнова А. // Российская газета : газета. — 2012, 3 июня. 29 августа 2017 года.
  19. Храпачевский Р. П. // Редкол.: О. А. Яновский (отв. ред.) и др. Российские и славянские исследования : Сб. науч. статей.. — Минск: БГУ, 2004. — Вып. 1 . — С. 34–43 . 1 июля 2021 года.
  20. Миллер А. И. // Отечественные записки : литературный журнал. — 2007. — Вып. 1 (34) . — С. 84—96 . — ISSN . 30 июля 2013 года.
  21. от 17 февраля 2022 на Wayback Machine Толковый словарь русского языка в 4-х т.
  22. Малорусы // Большой толковый словарь русского языка. / Ред. Кузнецов С. А. . — СПб. : Норинт. — 1536 с.
  23. Малороссы // / Ред С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. — Москва: Азъ, 1992. 4 марта 2016 года.
  24. Ткаченко О. Б. // Вопросы языкознания : научный филологический журнал. — Москва, 1974. — Вып. 5 . — С. 149—152 . — ISSN . (недоступная ссылка)

Литература

Современная

XIX-начало XX века

  • Бантыш-Каменский Д. Н. История Малой России. — М.: Тип. Семёна Селивановского, 1830.
  • Березин Н. . — Санкт–Петербург: тип. Спб. АО "Слово", 1907. — 128 с.
  • Миллер Г. Ф. О малороссийском народе и запорожцах // Миллер Г. Ф. Исторические сочинения о Малороссии и малороссиянах Г. Ф. Миллера, бывшего историографа российского, писанные на русском и немецком языках и хранящиеся в Московском Главном архиве Министерства иностранных дел. М., 1846.
  • Паули Густав-Теодор. Этнографическое описание народов России / Description ethnographique des peuples de la Russie. СПб.: Тип. Ф. Беллизард, 1862. — 310 с.
Источник —

Same as Малороссы