Interested Article - Дом А. Я. Барышникова

Дом Бары́шникова — историческое здание в Санкт-Петербурге по адресу ул. Марата , 31. Один из первых образцов модерна и первая работа Александра Барышникова , прославившая его как архитектора . В начале XX века дом был одним из центров культурной жизни города, в нём располагались издательство « Шиповник », Императорское Русское театральное общество и балетная студия братьев Чекрыгиных .

С 2001 года имеет статус выявленного объекта культурного наследия .

История дома

Элементы декора фасада, 2020
Входная дверь, 2020

Участок и владельцы

Современная улица Марата до революции 1917 года носила название Никольской. В начале XIX века участок под современным домом № 31 занимал трёхэтажный каменный особняк графини Анны Орловой-Чесменской . Позднее несколько лет дом принадлежал Марии Клейнмихель .

Следующим владельцем участка стал Александр Яковлевич Барышников, сын зажиточного приволжского крепостного крестьянина, который торговал миткалем и состоянием «едва ли не превзошёл своего помещика». Благодаря отцу Александр Яковлевич получил образование, достойное детей дворянского сословия: окончил Опочинское училище, затем гимназию, выучил три иностранных языка и в середине XIX века «с Библией и тремя рублями пришёл в столицу». Обладая недюжинным талантом в коммерции, он смог открыть собственное дело и накопить солидное состояние . На 1873 год Александр Барышников числился купцом 2-й гильдии, торговал кружевом, держал три магазина и два склада в Гостином дворе .

Строительство

В 1897 году Барышников-старший выкупил земельный участок на Николаевской улице (ныне улица Марата) с целью построить на нём доходный дом, частично для сдачи, частично — для собственной большой семьи. Первоначально в качестве архитектора был приглашён Василий Шауб . Он подготовил проект здания с эклектичным, но сдержанным фасадом, и руководил строительством с августа 1897-го до сентября 1898 года . В силу высокой занятости Шауба работы затягивались, поэтому Александр Яковлевич решил поручить строительство своему старшему сыну Александру , недавнему выпускнику инженерного Института путей сообщения. Барышников-младший внёс существенные изменения в убранство фасадов и переоформил их в стиле модерн , который входил в моду в то время . Известно, что архитектор вдохновлялся зданием Венского сецессиона работы Йозефа Ольбриха . Александр Александрович лично отрисовал эскизы для декоративных элементов дома на Николаевской — орнаментов, витражей и барельефов , а также некоторые узоры в интерьерах . Лепнину выполнило ателье И. П. Коноплева, а кованый металлодекор — мастерская В. В. Палехова . В прессе 1899 года оформление здания критиковали за «декадентский» характер, однако отмечали новизну стилевого решения и общее художественное впечатление .

Внутри здание разделили на 15 шестикомнатных квартир и пять трёхкомнатных, первый этаж отвели под четыре магазина . Интерьеры были оформлены под стать фасадам — в стиле модерн. Лепнина на стенах, рисунок ограждений парадной лестницы и окна были украшены стилизованными цветами. На травлёное стекло тамбура и внутренних дверей был нанесён озёрный пейзаж. Все помещения были оборудованы по последнему слову техники, имели водопровод, канализацию, электричество. В 1906 году были установлены лифты германского завода «Carl Flohr» .

До революции

У Александра Яковлевича и Пелагеи Александровны Барышниковых было десять детей, после окончания строительства семья заняла почти целый этаж, по разным сведениям от 15 до 24 комнат .

Александр Александрович сделал карьеру в архитектуре, затем увлёкся политикой и стал членом Государственной думы 4-го созыва . Он интересовался не только зодчеством, а также прославился как портретист, виолончелист и переводчик .

Квартиру № 8 на втором этаже здания арендовало Императорское Русское театральное общество под руководством Марии Савиной . В 1913 году первый этаж заняло издательство «Шиповник» . В середине 1910-х в доме открылась балетная студия Ивана и Александра Чекрыгиных, проработавшая до 1924 года . Александр Барышников общался с представителями всех организаций-арендаторов, со многими был дружен. В начале XX века дом на Николаевской улице посещали выдающиеся деятели искусств: Леонид Андреев , Мстислав Добужинский , Александр Бенуа , Михаил Пришвин , Михаил Врубель и другие .

После революции

После революции здание национализировали , Барышниковых «уплотнили», но позволили жить в своих прежних квартирах. Александр Барышников-младший скончался 17 августа 1922 года , его сёстры Нина и Вера с сыном Андреем жили в фамильном доме до Великой Отечественной войны, погибли в блокаду в 1942 году . Квартиры были переделаны под коммунальные, внутренние помещения перепланированы, частично утрачен декор интерьеров .

XXI век

Двор из арки, 2020

В 2014 году в комнатах, которые являются частью бывшей квартиры Барышниковых, были раскрыты оригинальные альфрейные росписи стен и потолка. Примечательно, что во всех помещениях они были выполнены в различных стилях модерна . Хозяйка квартиры отправила заявку в КГИОП с целью получить охранный статус для росписей и планирует создать музей росписей ар-нуво .

Согласно информации в прессе, в 2018 году дом начали расселять, так как собственник других помещений планирует открыть в нём гостиницу .

Примечания

  1. Верещагина, Е. . Afisha Daily (30 декабря 2019). Дата обращения: 3 января 2020. 3 января 2020 года.
  2. .
  3. . Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры. Дата обращения: 3 января 2020. 12 января 2020 года.
  4. .
  5. Хлебов, И. . Деловой Петербург (15 сентября 2019). Дата обращения: 3 января 2020. 12 января 2020 года.
  6. .
  7. , с. 236.
  8. .
  9. , с. 203.
  10. , с. 85.
  11. , с. 447.
  12. . РБК Недвижимость (21 марта 2019). Дата обращения: 3 января 2020. 12 января 2020 года.
  13. , с. 209.
  14. , с. 206.
  15. , с. 47.
  16. , с. 39.
  17. , с. 154.
  18. , с. 32.
  19. .
  20. , с. 264.
  21. Галкина Ю. . The Village (2018-00-20). Дата обращения: 3 января 2020. 12 января 2020 года.
  22. , с. 16.
  23. Антонов Е. . Бумага (17 января 2018). Дата обращения: 3 января 2020. 12 января 2020 года.
  24. Генералова А. . “Собака” (13 июня 2019). Дата обращения: 3 января 2020. 12 января 2020 года.

Литература

  • Шерих Д. Ю. Улица Марата и окрестности. — Центрполиграф, 2012. — ISBN 978-5-227-03374-1 .
  • Исаченко В. // Зодчие Санкт-Петербурга XVIII – XX веков. — М. : Центрполиграф, 2010. — ISBN 978-5-227-02220-2 .
  • Кириков Б. М. Архитектура Петербурга конца ХIХ-начала XX века: Эклектика, Модерн, Неоклассицизм. — СПб. : Коло, 2006. — С. 203—211. — 447 с. — ISBN 5-901841-36-0 .
  • Митрохин Д. И., Нерадовский П. И. Книжные знаки русских художников. — Петрополис, 1922. — С. 54.
  • // Таврические чтения 2017 / под ред. Николаева А. Б. — СПб. : Астерион, 2018. — С. 84, 154. — ISBN 978-5-00045-603-3 .
  • Коллектив авторов. Государственная дума Российской империи, 1906—1917 / науч. ред. Б. Ю. Иванов, А. А. Комзолова, И. С. Ряховская. — М. : Российская политическая энциклопедия, 2008. — С. 39. — ISBN ISBN 978-5-8243-1031-3 .
  • Агеев А. Н. , Агеев Н. А. , Агеев С. А. // Между Фонтанкой и Обводным каналом южнее Невского. — Лимбус-Прес, 2019. — 464 с. — ISBN 978-5-8370-0735-4 .
  • Векслер А. Ф., Крашенинникова Т. Я. // Такая удивительная Лиговка. — Центрполиграф, 2013. — ISBN 978-5-227-04037-4 .
  • Куценогий М. В. // “История Петербурга” / глав. Ред. С. Н. Полторак. — СПб. : Нестор, 2003. — Вып. 1 (11) . — С. 47—50 .
  • Барышников М. Н. Деловой мир Петербурга: исторический справочник. — ЛОГОС, 2000. — С. 57. — 582 с. — ISBN 5-87288-206-8 .
  • Данилова Н. Л. // Сборник научных статей “Актуальные проблемы теории и истории искусства”. — СПб. : НП-Принт, 2012. — Т. 2 . — С. 447 . — ISBN 978-5-91542-185-0 .
  • Куценогий М. В. // “История Петербурга” / глав. Ред. С. Н. Полторак. — СПб. : Нестор, 2003. — Вып. 2 (12) . — С. 32 .
  • Баренбаум И. Е. Книжный Петербург - Ленинград . — Лениздат, 1986. — С. 295. — 446 с.
  • Славина Т. А. Архитектура Петербурга: материалы исследований. — Санкт-Петербургский государственный институт архитектуры. — Ингрия, 1992. — Т. 1. — С. 85.
  • Щруба М. Литературные объединения Москвы и Петербурга 1890-1917 годов: словарь. — Новое литературное обозрение, 2004. — С. 264. — 440 с.
  • Клушина, Л. // Вечерний Санкт-Петербург / глав. ред. Миков К. В. — 2018. — 25 Май ( № 37—38 (260-261) ). — С. 16 .

Ссылки

  • о доме Барышникова на портале «Жил-был дом»
  • о раскрытой живописи в интерьерах, 2018
  • , 2019
Источник —

Same as Дом А. Я. Барышникова