Дом, милый дом (фильм, 1973)
- 1 year ago
- 0
- 0
Дом И. И. Басевича — историческое здание, расположенное на Петроградской стороне Санкт-Петербурга по адресу Большая Пушкарская улица , дом 7. Является предметом одного из крупнейших градостроительных скандалов в Петербурге: хотя в 2014 году здание вошло в городскую программу реконструкции «Молодёжи — доступное жильё», в 2016-м дом отдали театру Бориса Эйфмана под общежитие. Театр решил вместо реконструкции снести здание, оставив только часть фасадной стены до уровня второго этажа, а новостройку расширить за счёт включения земель прилегающего сквера и детского садика. Помешать сносу дома Басевича пытаются градозащитники и активисты, которые указывают на намеренное доведение здания до аварийного состояния, выгодного застройщику. В серии судебных исков, однако, градозащитникам не удалось добиться получения охранного статуса для дома.
18 мая 2023 года начался снос.
Доходный дом в стиле модерн был построен в 1912 году для инженера-технолога Иссахара Исааковича Басевича архитектором Алексеем Зазерским . Ансамбль включает в себя лицевой корпус и пять флигелей, между которыми находятся два двора. На момент сдачи в эксплуатацию дом был одним из самых внушительных и современных в районе. До революции первые этажи занимала строительно-техническая контора Басевича, а верхние — квартиры и комнаты для аренды . После 1917 дом национализировали , квартиры отдали под коммунальное жильё. В одном из помещений работали городские ясли № 42. Дом оставался жилым до на протяжении XX и XXI веков, был признан аварийным в 2007 и расселён в 2008 году, с этого момента пришёл в запустение .
Здание является предметом многолетнего градостроительного скандала: с 2016 года театр Бориса Эйфмана пытается снести дом и прилегающие сквер с детским садом по адресу Большая Пушкарская, 9, чтобы построить общежитие для своих учеников, тогда как градозащитники и ВООПиИК настаивают на полноценной реконструкции исторического объекта . С начала 2013-го в доме произошло свыше 11 пожаров, многие из которых предположительно являются поджогами . Серия судебных исков, обжалований и апелляций по поводу судьбы здания не была завершена вплоть до конца 2022 года. С октября 2022-го дело взял на контроль Следственный комитет .
С 2013 года в обветшавшем здании стали случаться пожары . В 2014 году здание включили в программу «Молодёжи — доступное жильё» и поставили в очередь на ремонт . На тот момент здание было обследовано, признано пригодным к ремонту, были начаты первичные работы, на которые городской бюджет выделил 6,5 млн рублей . В 2016 году по просьбе Бориса Эйфмана администрация города передала дом Басевича его «Академии танца» для приспособления под современное использование. Новый собственник объявил о планах реконструировать здание и организовать общежитие для иногородних учеников академии. Осталось неясным, по какой причине здание исключили из социальной программы жилья для молодёжи и программы капремонта . В начале 2020 года выяснилось, что предложенный проект предусматривает полный снос с последующим «восстановлением фасадов» , а также снос и строительство нового здания на месте сквера и детского сада на прилегающем участке .
Внучка Иссахара Басевича, градозащитники и петербургское отделение ВООПИиК направили вице-губернатору Санкт-Петербурга Николаю Линченко запрос с требованием не допустить сноса и пересмотреть проект реконструкции . Жители начали сбор подписей под петицией о сохранении здания, обращались в СМИ, устроили акцию «Спасти дом Басевича» с живой цепочкой вокруг здания . В числе мероприятий, призванных привлечь внимание к судьбе дома и не допустить сноса, активисты устраивали пикеты и даже мотопробег . Под давлением общественности эскиз проекта был отправлен на доработку .
16 сентября 2020 года должны были пройти общественные слушания по новой концепции реконструкции, однако их отменили менее чем за сутки до даты мероприятия . Пересмотренный проект реконструкции также, как и первый, подразумевает снос всего здания, изменение составляет только решение сохранить 5 из 7 этажей лицевого флигеля . Представители театра называют дом Басевича «руинами, поражёнными ядовитой плесенью». Однако по экспертной оценке специалистов ВООПиК, лишь 3 % от наружных стен дома нуждаются в переборке или замене конструкций . По данным экспертизы, заказанной театром Эйфмана, износ здания составляет 70 %. Исполняющий обязанности директора театра Пётр Костышев заявлял в интервью о 76 % аварийности дома . Однако независимое исследование «Центра градостроительных проектов» обнаружило износ фундамента в объёме 40 % и 41,6 % у стен .
В январе 2021 года была обнаружена попытка КГИОП согласовать снос без уведомления общественности: задним числом на сайте было опубликовано положительное заключение с нераскрытым перечнем работ. 11 января 2021 года объединённая пресс-служба судов Санкт-Петербурга уведомила об окончании судебного процесса о незаконности сноса дома Басевича. Автором иска является некий Дмитрий Куклин, ранее не связанный с кампанией градозащитников по охране дома и не известный лично никому из активистов. Этот иск является примером «опережающего обжалования» — лицо, аффилированное с застройщиком инициирует и намеренно проигрывает дело, лишая тем самым возможности активистов оспорить решение суда .
18 мая 2021 года в здании вспыхнул очередной пожар, для тушения были вызваны 6 единиц техники и 32 спасателя. Огонь охватил три этажа, обрушились перекрытия на площади свыше 100 м² . 21 мая против театра Эйфмана был подан иск в городской суд за уклонение от прямых обязанностей по содержанию в надлежащем состоянии исторического здания : дом Басевича находится в оперативном управлении театра, однако не защищён от пожаров, не законсервирован, не имеет охраны . Примечательно, что 26 мая 2021 года Борис Эйфман получил звание почётного гражданина Санкт-Петербурга . Только за май 2021 года в доме Басевича прошло три пожара, активисты расценивают их как поджог и попытку оказать давление на защитников здания, поскольку пожары всегда совпадают по времени со слушаниями по проекту или пикетами активистов .
На месте детского сада у дома Басевича, который расположен в непосредственной близости к зданию, для театра Эйфмана планируют построить «спальный корпус для учащихся с залами для занятий хореографией», однако в недавно открытом здании Академии предусмотрено 1734 м² под спальни и 15 залов для хореографии площадью 2371 м². Всего в академии 364 ученика. Согласно данным контрактов на питание, только 10 детей из них — иногородние . Всего театр Эйфмана владеет 34080 м² недвижимости в Петербурге, среди которой 5 «квартир для отдыха артистов» площадью свыше 100 м² каждая на Введенской улице и Каменноостровском проспекте, 2200 м² офисных помещений на улицах Шамшева, Гагаринской и Лизы Чайкиной, построенный за 2,2 млрд бюджетных средств комплекс академии на Большой Пушкарской и т. д. Кроме того, театру принадлежит земельный участок 22240 м² с домом площадью 55 м² в Комарово . Строится также дворец танца на Петроградской стороне, в проектируемом парке Тучков буян .
В начале сентября 2021 года документация на «реконструкцию» для создания «комплекса зданий для нужд СПб ГБПОУ „Академия танца Бориса Эйфмана“ и СПб ГБУК „Академический театр балета Бориса Эйфмана“» прошла очередную экспертизу комитета по строительству, что потенциально противоречит решению суда о прекращении деятельности на объекте . Тем временем, в здании продолжаются пожары: только за июль 2021 дом горел 4 раза .
14 ноября 2021 года случился очередной пожар, площадь возгорания превысила 200 м² . На следующий день, 15 ноября, Центр государственной экспертизы одобрил проект приспособления дома под нужды театра Эйфмана . Председатель ВООПИиК Александр Кононов и депутат Борис Вишневский подали в Куйбышевский районный суд иск о признании недействительным положительного заключения. 11 января 2022 года суд назначил новую экспертизу дома .
По состоянию на август 2022 года, дом продолжает разрушаться. Чтобы привлечь общественное внимание к проблеме здания, активисты защитного движения запустили акцию «Я/Мы Дом Басевича», которую поддержали даже в других городах. По опасениям градозащитников, здание не выдержит следующую зиму . На дом по прежнему наложены запрещающие демонтаж обеспечительные меры, пока в суде рассматривается апелляция градозащитников, оспаривающих положительное решение КГИОП по проекту реконструкции для театра Эйфмана .
В октябре 2022 года дом получил статус вещественного доказательства в уголовном деле против КГИОП , возбужденном по требованию Следственного Комитета . В середине декабря статус вещдока сняли, однако реконструкция по прежнему запрещена — продолжают действие меры предварительной защиты, наложенные судом при рассмотрении иска градозащитников против заключения КГИОП .
19 января 2023 года коллегия под председательством Игоря Чуфистова в Санкт-Петербургском городском суде вновь признала дом Басевича аварийным и подлежащим сносу, отказавшись рассмотреть результаты независимой экспертизы, проведённой Следственным комитетом в конце 2022 года .
23 января 2023 года замглавы совета по сохранению культурного наследия при губернаторе Петербурга Михаил Мильчик и историк архитектуры Александр Кречмер направили в КГИОП заявление о признании дома Басевича выявленным объектом культурного наследия. До окончания рассмотрения заявки закон запрещает демонтаж здания . Тем временем, 9 февраля 2023-го появилась информация о том, что ООО ПСБ «Жилстрой» выиграло контракт на реконструкцию здания при предложении в 20,6 млн рублей .
17 февраля 2023 года в Градозащитном пресс-центре состоялась конференция, на которой огласили результаты экспертизы состояния дома, проведённой судебно-экспертным центром Следственного комитета. Согласно ей, дом подлежит частичной реконструкции без сноса фундамента и стен, полностью заменить потребуется только внутренние перекрытия, крышу и кровлю, а также окна и лестницы .
27 января Куйбышевский районный суд в очередной раз отклонил иск градозащитников, разрешив Академии Эйфмана проводить строительные работы , а 17 марта 2023 года КГИОП отказался включить дом Басевича в реестр вновь выявленных объектов культурного наследия .
18 мая начался снос дома Басевича. Помешать ему пытались активисты, которые выстроились в живую цепь вдоль забора стройплощадки, а также разместились внутри здания . Работа тяжёлой техники привела к обрушениям и вызвала трещины в стенах соседних зданий — № 3 (доходный дом Кирилловых) и № 5 (доходный дом Александрова), которые имеют статус объектов культурного наследия .
По состоянию на 22 мая 2023 снос продолжается, а активисты остаются внутри здания.