Колонна, Лоренцо I Онофрио
- 1 year ago
- 0
- 0
Джованни Колóнна , или Джованни Колóнна ди Галликано ( итал. Giovànni Colónna di Gallicano , лат. Iohannes de Columna de Gallicano ; около 1298 , Галликано — 1343 или 1344 , Тиволи ) — итальянский хронист и историк- гуманист , монах- доминиканец , автор «Моря историй» ( лат. Mare historiarum ) и «Книги о знаменитых мужах» ( лат. Liber de viris illustribus ). Представитель древнего римского рода Колонна и друг Франческо Петрарки .
Родился около 1298 года в Галликано в Лацио (совр. Метрополитенский город Рим-столица ) в семье Бартоломео, представителя побочной ветви древнего римского рода Колонна , носившего титул правителя Галликано и владетеля Бельведере . С 1310 года жил со своим дядей Ландольфо в Шартре (Франция) , где посещал знаменитую местную философскую школу при епископской кафедре. С 1315 года учился в Труа , в Амьене и в Париже , где в 1320 году вступил в доминиканский орден .
В 1324 году стал приором ордена , после чего служил на Кипре капелланом архиепископа Никосии Джованни дельи Конти ди Поли. Путешествовал по Египту и Ближнему Востоку, знакомясь с жизнью тамошних монастырей и богослужением, а также, возможно, православной книжностью. После смерти 1 августа 1332 года архиепископа Конти, покинул Кипр и отправился в Авиньон , где в течение нескольких лет жил при папском дворе , сблизившись со своим родственником и полным тёзкой кардиналом (1295—1348), а также познакомившись с однокашником последнего по Болонскому университету Франческо Петраркой , около 1330 года поступившим на службу к прелату . Осенью 1332 года начал работу над «Книгой о знаменитых мужах», первая редакция которой завершена была к 1337 году, когда начал писать свой одноимённый труд Петрарка.
Вынужденный из-за интриг покинуть Авиньон, вернулся в Рим в сопровождении Петрарки , где в 1338 году служил викарием доминиканского монастыря Св. Сабины , до утверждения в должности и прибытия нового приора . В следующем 1339 году перебрался в Тиволи , где сначала служил в местной обители чтецом , а затем ушёл на покой и окончательно сосредоточился на литературных занятиях, начав работу над своим «Морем историй», которое так и не успел завершить.
Петрарка, который, по мнению большинства исследователей, вёл с ним в 1336—1343 годах переписку, называл его адресатом , как минимум, восьми своих посланий ( лат. Epistolae de rebus familiaribus et variae ), из содержания которых можно узнать, что Колонна был, во-первых, старше самого поэта, во-вторых, что он отличался немалой эрудицией , будучи признанным знатоком христианских древностей и ведя с поэтом философские беседы, в частности, обсуждая « Тускуланские беседы » Цицерона и диалоги Сенеки , в третьих, что он отличался немалыми литературными талантами и способностью писать по- латыни «с великолепием и сладостью стиля», в-четвёртых, что в период своей службы на Кипре он побывал в Персии , Аравии и Египте , в-пятых, что покинув в 1338 году Авиньон, он попал по пути в Рим в кораблекрушение, задержавшись на месяц в Ницце , и в-шестых, что в течение долгих лет он сильно страдал от подагры .
Точная дата его смерти не установлена, но может быть помещена между декабрём 1343-го и январём 1344 года, как это следует из письма архиепископу Генуи Гвидо Шеттену (1358—1368), отправленного Петраркой , посвятившим покойному свою утраченную комедию «Филология» ( лат. Philologia ) .
В течение долгого времени, вследствие ошибки, допущенной ещё в конце XV века хронистом из Бергамо Джакомо Филиппо Форести , его ошибочно отождествляли с доминиканцем Джованни Колонной (ум. 1263), бывшим в 1255—1261 годах архиепископом Мессины .
«Книга о знаменитых мужах» ( лат. Liber de viris illustribus ) Джованни Колонны, написанная в 1332—1337 годах в подражание одноимённому труду Иеронима Стридонского (393 г. н. э.) и ставшая возможным источником и образцом для одноимённого сочинения Франческо Петрарки , представляет собой сборник размещённых в алфавитном порядке 330 коротких биографий, разделённый на две части: известные мужи-язычники и известные мужи-христиане .
Предваряемое пространным введением философского характера, произведение это, невзирая на традиционное христианское морализаторство в стиле морального проповедничества, местами отличается ярко выраженной гуманистической направленностью и наличием элементов исторической критики , демонстрируя широкую осведомлённость автора в различных сферах гуманитарных наук, а также превосходное знание им святоотеческой, богословской литературы и античной классики.
Среди источников труда Колонны, помимо Иеронима и диалогов Сенеки , следует назвать «О смерти гонителей» Лактанция (316—321), «Церковную историю» Евсевия Кесарийского (323—325), «О знаменитых мужах» Геннадия Массилийского (492—495), « Этимологии » Исидора Севильского (633), « Зерцало Великое » Винсента из Бове (1264), а также «Книгу о жизни и нравах философов» его современника Уолтера Бурлея (ум. 1344) .
Известно четыре рукописи «Книги о знаменитых мужах», которые хранятся в (Lat. 296), Ватиканской апостольской библиотеке (Barb. lat. 2351), библиотеке Марчиана в Венеции (Lat. X 3173) и в Национальной центральной библиотеки Флоренции (Conv. Soppr. G 4 1111) .
Полное комментированное издание обстоятельного историко-биографического труда Колонны отсутствует до сих пор.
Основной исторический труд Джованни Колонны «Море историй» ( лат. Mare Historiarum ab orbe condito ad annum Christi 1250 ), состоящий из семи книг и 732 глав , излагающих события от сотворения мира до 1250 года, был написан им не позже 1340 года в Тиволи. Вероятно, Колонна планировал довести свою всемирную хронику до начала XIV века, но скончался, так и не осуществив свой замысел.
Несмотря на свой компилятивный характер, «Море историй» имеет историческую ценность, так как содержит ряд уникальных свидетельств, полученных, очевидно, из устных источников. Количество использованных в нём письменных сочинений весьма велико, помимо вышеназванных трудов Лактанция, Евсевия, Иеронима, Исидора и Винсента из Бове, автор, несомненно, опирался на «Всемирную хронику» Сигеберта из Жамблу (1111), «Золотую легенду» Якова Ворагинского (1260), «Хронику пап и императоров» Мартина Опавского (1278), «Анналы» и «Новую историю церкви» Птолемея из Лукки (1303—1317) и др. Только в период пребывания Колонны при дворе пап Иоанна XXII и Бенедикта XII в Авиньоне (1332–1337) он мог познакомиться с находившимися в их библиотеке, согласно описи 1353 года, рукописями Теренция , Цезаря , Саллюстия , Вергилия , Тита Ливия , Валерия Максима , Квинта Курция Руфа , Лукана , Сенеки , Стация , Квинтилиана , Светония , «Авторов жизнеописаний Августов» , Евтропия , Симмаха и Клавдиана . Излагая ранний период истории доминиканского ордена, он, вероятно, опирался на «Всемирную хронику» Жеро из Фраше (1248—1268) .
Получив широкую известность после смерти автора, «Море историй» в течение следующего столетия активно распространялось в списках. До наших дней дошли, однако, всего четыре полных его манускрипта , два из которых находятся в Национальной библиотеке Франции (MS latin, 4914; MS latin, 4915), один в Ватиканской апостольской библиотеке (MS Vaticani latini, 4963) и ещё один во флорентийской библиотеке Лауренциана (MS Edili 173) .
Роскошно иллюминированная рукопись Latin 4915, получившая название была выполнена в 1447—1455 годах по заказу канцлера Французского королевства анонимным мастером . По мнению французских историков искусства конца XIX — начала XX столетия и Поля Дюрье , поддержанному спустя полвека австрийским искусствоведом Отто Пехтом , им мог быть известный художник Жан Фуке , автор миниатюр «Часослова Этьена Шевалье» , «Больших французских хроник» и пр. Однако в 1955 году эта гипотеза встретила обоснованные возражения со стороны французского исследователя Жана Порше, поддержанного позже Клодом Шеффелем, Эберхардом Кёнигом и , отметившими неоднородность художественного стиля миниатюр, принадлежащих руке, как минимум, трёх мастеров, один из которых иллюминировал рукопись Боэция из Национальной библиотеки, а другой рукопись « Декамерона » Бокаччо в Женеве .
Глубокий интерес канцлера Гийома Жувенеля дез Юрсена к сочинению Колонны, рукопись которого переписывалась под руководством его личного секретаря Антуана Диса, объяснялся попытками вельможи доказать происхождение своих предков от знатного римского рода Орсини , представители которого, в свою очередь, считали себя потомками римской императорской династии Юлиев-Клавдиев (27—68 гг. н. э.). Заказанный им манускрипт в конце XV века попал в библиотеку Людовика XII и впервые фигурирует в описи королевской библиотеки под 1518 годом.
В середине XV столетия «Море историй» Колонны было переведено на староиспанский язык кастильским историком и поэтом Фернаном Пересом де Гусманом (ум. 1460), основательно дополнившим его биографиями своих старших современников, государственных деятелей и царедворцев, а также королей Энрике III (1390—1406) и Хуана II (1406—1454). Одноимённое сочинение де Гусмана было впервые напечатано в 1512 году в Вальядолиде и выдержало несколько переизданий.
В 1491 году «Море историй» было напечатано в Лионе издателем Жаном Дю Пре, более же раннее парижское издание и (1488) , предназначавшееся для короля Карла VIII , несмотря на заглавие «La Mer des Histoires», по факту содержит публикацию другой всемирной хроники «Rudimentum novitiorum», составленной в 1470—1474 годах анонимным клириком из Любека , где её ещё в 1475 году издал .
Седьмая книга «Моря историй», начинающаяся с коронации Карла Великого (800), и кончающаяся 1250 годом, была издана в 1879 году немецким историком Георгом Вайцем в Ганновере в XXIV томе Monumenta Germaniae Historica . Отрывок, относящийся к правлению французского короля Людовика IX Святого , был выпущен в 1894 году французским историком Леопольдом Делилем в Париже в XXIII томе «Recueil des Historiens des Gaules et de la France». Небольшой фрагмент, относящийся к жизни генерала доминиканского ордена Св. Раймунда де Пеньяфорта (1175—1275) был опубликован в 1898 году церковными историками Франсуа Бальмом и Чеславом Пабаном в Риме и Штутгарте в первой части VI тома «Памятников истории ордена проповедников».
Полное научное издание «Моря историй» в оригинале до сих пор не увидело свет.
Французские историки-доминиканцы лат. Epistola ad Diversos varia ) и «Два трактата, один о благополучии курии, другой о красотах рая» ( лат. Tractatus duo, unus de infelicitate curialium, alter de gloria paradisi ) . Современный исследователь Карло Факкин из Падуанского университета уточняет, что речь идёт о трактатах «Путь в рай» ( лат. De via paradisi ) и «О благополучии папского двора» ( лат. De infelicitate curialium ), прибавляя к ним «Новую церковную историю» ( лат. Nova ecclesiastica historia ) .
и , авторы справочно-библиографического труда «Писатели ордена проповедников» (Париж, 1719), приписывали перу Джованни Колонны латинские «Послания на разнообразные темы» (