Interested Article - Пафнутьево-Боровский монастырь
- 2020-02-18
- 1
Пафну́тиев Бо́ровский монасты́рь ( Пафну́тьев-Боро́вский монасты́рь ) — мужской монастырь Калужской епархии Русской православной церкви , расположенный на окраине города Боровска Калужской области .
История
Монастырь основан преподобным Пафнутием Боровским в 1444 году на возвышенности при впадении реки Истерьмы в Протву . После смерти Пафнутия игуменом монастыря стал его ученик, преподобный Иосиф Волоцкий , который вскоре, из-за нежелания братии принять общежительный устав , ушёл в Волоколамское княжество и основал новую обитель — Иосифо-Волоколамский монастырь .
На месте первой, деревянной, Рождественской церкви в 1467 году был построен белокаменный Рождественский собор (не сохранился). Роспись первого собора является самой ранней известной работой иконописца Дионисия : по свидетельству жития преподобного Пафнутия, Дионисий выполнил роспись под началом старца Симонова монастыря — иконника Митрофана.
Через 117 лет, в 1586 году собор был почти полностью разобран, и на его месте по воле царя Фёдора Иоанновича поставлен новый, пятиглавый; в кладке его фундамента использовались блоки с росписью XV века. Так фрагменты росписи Митрофана и Дионисия сохранились до нашего времени (они находятся в Музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва в Москве и Боровском филиале Калужского областного краеведческого музея ).
В XVI века монастырь был окружён каменными стенами и укреплениями; обитель превратилась в сильную пограничную крепость . В это время была построена и каменная трапезная с храмом во имя Рождества Христова. В 1523 году была построена звонница , которая в 1688 году заменена колокольней: по желанию её заказчика, князя Константина Щербатова , она повторяет формы колокольни Высоко-Петровского монастыря в Москве.
Стены и башни Пафнутьево-Боровского монастыря построены в XVI—XVII веках. Есть версия, что строительством Поваренной, Оружейной и Георгиевской башен монастыря руководил архитектор Фёдор Конь , автор сооружений Белого города в Москве, Смоленского кремля и Симонова монастыря . Однако современные исследователи считают, что ограда монастыря, включая наиболее древнюю сохранившуюся круглую башню была построена сразу после завершения строительства собора и колокольни (то есть после 1523 года) и тем же зодчим . Остальные дошедшие до нас башни и прясла стен были построены, когда разрушенный монастырь восстанавливал после Смутного времени мастер Трефил Шарутин : Тайницкая, Георгиевская и Оружейная в 1635 году, а самые поздние башни — Сторожевая и Входная — в или после 1636 года . Общий план крепости, рассчитанный на оборону напольной «приступной» стены, характерен для XIV—XV веков. Башни, часто поставленные вдоль напольной стороны крепости, были рассчитаны на активное сопротивление. К концу XVI века такой тип крепости уже устарел. Распространение получили крепости более регулярного типа, рассчитанные на всестороннюю оборону .
В 1610 году монастырь оборонял от поляков князь Михаил Волконский , но был взят и сожжён. По окончании Смуты представители Свято-Пафнутиева монастыря участвовали в Земском соборе 1613 года , грамоту которого об избрании на царство Михаила Романова подписал и пафнутиевский игумен Иона.
В конце 1640-х годов Пафнутиево-Боровский монастырь возглавлял игумен Павел , который в 1652 году был одним из кандидатов на патриарший престол . Вновь избранным патриархом Никоном был поставлен во епископа Коломенского и Каширского. В годы реформ патриарха Никона епископ Павел, а также некоторые руководители монастыря и боровский протопоп Полиевкт выступили против церковных реформ и приняли сторону ревнителей древнего благочестия. Боровские противники реформ иеромонах и епископ Павел Коломенский были казнены.
В начале 1660-х годов в Пафнутиево-Боровском монастыре некоторое время находился в заточении руководитель староверов протопоп Аввакум , а в 1670-х в стенах монастыря, а позже и Боровского городского содержались под стражей и были уморены голодом боярыня Морозова (в иночестве Феодора) и её сестра княгиня Евдокия Урусова .
Монастырь являлся усыпальницей князей Репниных-Оболенских , которые способствовали развитию монастыря. Благодаря стараниям Марии Мироновны, жены боярина Бориса Репнина , и их сына, князя Ивана , в монастыре сделали придел во имя пророка Илии (1670) .
После никоновской реформы Боровский Пафнутиев монастырь стал приходить в упадок. При Екатерине II в Пафнутиевом монастыре было оставлено 33 монаха и послушника , а почти все монастырские имения отобраны. В 1812 году монастырь был сожжён французами, но вскоре восстановлен.
В 1923 году всё имущество обители отошло , но вскоре в нём разместили исправительную колонию , потом — сельскохозяйственный техникум. При реставрационных работах 1960-х годов были извлечены 194 белокаменных блока. Из них на 29 сохранились фрагменты сюжетной и декоративной живописи начала XVI века. Перед возвращением монастыря Русской православной церкви комплекс принадлежал Боровскому краеведческому музею.
Монастырь был передан Русской православной церкви и вновь открыт в марте 1991 года . В Рождественском соборе хранятся мощи основателя обители — преподобного Пафнутия Боровского.
В марте 1991 года монастырю была возвращена церковь Пророка Илии, здесь поначалу проводились все монастырские службы. Из близлежащей приходской церкви села Рощи было перенесено монастырское распятие . В церковь была перенесена часть мощей преподобного Пафнутия — она сохранялась во Псково-Печерском монастыре и была перевезена оттуда архиепископом Калужским и Боровским Климентом . 27 сентября 1993 года был определён подворьем монастыря храм в честь Преображения Господня (Спаса «за верхом») в городе Калуге . Монастырю принадлежит также Никитский скит в деревне Колодези . В 1994 году по случаю совпадения двух юбилейных дат — 550-летия обители и 600-летия рождения Пафнутия — монастырь посетил патриарх Московский и всея Руси Алексий II . Он совершил торжественное богослужение, крестный ход . В 1995 году начались постоянные богослужения в соборе Рождества Богородицы, там был построен иконостас , устроен придел в честь преподобного Пафнутия, 14 сентября 1996 года на колокольню подняты колокола. В 1997 году был открыт храм Святой великомученицы Ирины .
Колокол
В 1859 году, по данным описи, в монастыре было девять колоколов, из которых до наших дней сохранился небольшой колокол с надписью, указывающей на дату изготовления: «6996 (1487) года, месяца октября 10 дня. А делал его Федька Пушечник». В настоящее время этот колокол является экспонатом музея в Коломенском .
Настоятели и наместники
- схиигумен Пафнутий Боровский (1444—1477)
- игумен Иосиф (Санин) (1477—1478)
- игумен Герасим (Смердков) (1478—1487)
- игумен Арсений (1488—1511)
- игумен Пафнутий (1534—1555)
- игумен Вениамин (1555—1567)
- игумен Гурий (1567—1571)
- игумен Киприан (1571—1572)
- игумен Тихон (1572—1580)
- игумен Феодосий (1580—1588)
- игумен Варлаам (1588—1592)
- игумен Иоасаф (1592—1608)
- игумен Никон (1608—1610)
- игумен Иона (1613—1620)
- игумен Иосиф (1620—1650)
- игумен Симеон (1650—1651)
- игумен Иосиф (1651—1652)
- игумен Павел (1652—1653)
- игумен Сильвестр (1653—1654)
- игумен Стефан (1654—1656)
- игумен Дорофей (1656—1661)
- игумен Мисаил (1661—1663)
- игумен Тихон (1663—1665)
- игумен Парфений (1665—1667)
- игумен Игнатий (1667—1672)
- игумен Иов (1672—1676)
- игумен Леонтий (1676—1681)
- архимандрит Ефрем (1681—1683)
- архимандрит Иоасаф (1683—1685)
- архимандрит Феофан (1685—1691)
- архимандрит Даниил (1691—1693)
- архимандрит Корнилий (1693—1704)
- иеродиакон Иосиф (Бурцов) (1704—1708)
- архимандрит Корнилий (1708—1711) снова
- архимандрит Серапион (1711—1714)
- схиархимандрит Арсений (1714—1724)
- архимандрит Дорофей (1727—1742)
- архимандрит Мельхиседек (1742—1745)
- архимандрит Варфоломей (Любарский) (29 июня 1745—1747)
- архимандрит (1747—1763)
- Константин (Борковский) (? — 1767)
- архимандрит (1772—1799)
- архимандрит Мисаил (…—1808)
- архимандрит Феофилакт (Ширяев) (1814—1821)
- архимандрит Венедикт (Григорович) (1821—1833)
- архимандрит Виталий (Щепетев) (8 июня 1833 — 27 июня 1837)
- архимандрит Геннадий (Горнецкий) (25 августа 1837 — 8 марта 1867)
- архимандрит Алексий (Житецкий) (1915—1919)
- игумен (20 июня 1991 — 20 февраля 1992)
- игумен (12 марта 1992 — 15 октября 1999)
- епископ Серафим (Савостьянов) (15 октября 1999 — 16 апреля 2016) и/о, затем наместник
- иеромонах (12 апреля 2016 — 28 января 2021)
- епископ Иосиф (Королёв) (30 января — 30 декабря 2021)
- игумен (с 29 декабря 2022 года; c 30 декабря 2021 года — и. о. наместника; с 29 декабря 2022 года — наместник, с 15 января 2023 г. — игумен)
Примечания
- ↑ Косточкин В. В. от 6 ноября 2010 на Wayback Machine . — М.: Наука, 1964.
- Власьев Г. А. Потомство Рюрика: материалы для составления родословий. — Т. 1. Князья Черниговские. Ч. 2. — СПб.: Т-во Р. Голике и И. Вильборг, 1906. — С. 423.
- Священник Евгений Холявко. (рус.) . Официальный сайт Калужской митрополии . Дата обращения: 19 мая 2022. 21 мая 2022 года.
- Священник Евгений Холявко. (рус.) . Официальный сайт Калужской митрополии . Дата обращения: 19 мая 2022. 1 июня 2022 года.
- Священник Евгений Холявко. (рус.) . Официальный сайт Калужской митрополии . Дата обращения: 18 июня 2022. 20 ноября 2021 года.
- . www.pafnuty-abbey.ru. Дата обращения: 22 октября 2016. 11 сентября 2016 года.
- . Дата обращения: 24 августа 2012. Архивировано из 25 августа 2012 года.
- // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб. — М. , 1896—1918.
Литература
- Меркелова В. Н. . // Реставрация и исследования памятников культуры. Вып. II. — М., 1982.
- Антипов А. А. Живые корни России: Историко-краеведческие очерки. — Боровск, 1994. — 204 с. — 1000 экз. — ISBN 5-900346-04-8 .
- Из истории Пафнутьев-Боровского монастыря в XV—XVI вв. // Монастыри в жизни России. — Боровск-Калуга, 1997. — С. 172—190.
- Осипов В. И. Пафнутьев-Боровский монастырь в первой трети XVII в. // Боровск: страницы истории. Вып. 5. — Боровск, 2005. — С. 55—86.
Ссылки
- Игорь Керемецкий «У Преподобного Пафнутия» фоторепортаж, «Российские вести» № (47)1897 от 26 декабря — 01 января 2007.
- в Викигиде
- 2020-02-18
- 1