Христианское монашество
- 1 year ago
- 0
- 0
Западное христианское монашество — религиозная практика монашества , распространённая в католической церкви , а также ряде протестантских церквей .
Родиной христианского монашества является римский Египет ( Фиваида ), где в IV веке первый монастырский устав создает римский легионер Пахомий Великий . Оттуда монастыри распространяются по восточным (азиатским) провинциям Римской империи . Амвросий Медиоланский учреждает монастырь около Милана . Однако центром распространения западного монашества становится римская Галлия . Здесь первые монастыри (Лигуже и Мармутье ) учреждает ещё один римский легионер Мартин Турский . Также одним из старейших считается Леринское аббатство , созданное в 410 году Гоноратом . Значительная роль в передаче монастырского опыта с Востока на Запад принадлежит «идеологу монашества» Иоанну Кассиану , который в 415 году создает в окрестностях Марселя Сен-Викторское аббатство .
На Западе монашество рано вызвало значительную оппозицию, чего почти вовсе не было на Востоке. Оппозиция эта направлялась не только против крайностей аскетизма (в этом отношении характерны постановления Гангрского собора , около 363 года); она шла и против самого учреждения, против принятого понимания роли монашества, как мы это видим у и Иовиниана . Иовиниан, сам всю жизнь остававшийся монахом, утверждал, что пост, безбрачие , аскетизм сами по себе не составляют особенной заслуги. Всё это только средства для поддержания христианского настроения и христианской жизни, которая, однако, может быть совершенно так же чиста и при иных условиях. С другой стороны, аскеты нередко впадают в гордость и даже в манихейство . Восприняв и развивая воззрения блаженного Августина, западная церковь считала себя носительницей справедливости и добра, «царством Божиим» на земле, и высшую свою цель видела не в отречении от мира, а в его спасении. Аскетическое подвижничество вне церковной опеки представлялось для западной церкви сомнительным уже в V веке. На Западе поэтому монашество не могло остаться на том пути, на каком стояло древнее монашество и следовавшее за ним восточное. Не отрекаясь от идеалов аскетизма и созерцательной жизни, западное монашество должно было тесно сблизиться с церковью, принять участие в осуществлении её задачи — в водворении «царства Божия» на земле. Формы осуществления этой задачи изменялись с изменением исторических условий. Сообразно с этим видоизменялась организация и формы деятельности западного монашества, постоянно служившего для церкви источником свежих сил, орудием обновления и преобразования. Западное монашество почти совершенно утратило пассивный, созерцательный характер, стало деятельным, приобрело практические задачи, пережило длинную историю, какой не было у восточного монашества.
В 530 году Бенедикт Нурсийский создает в Италии монастырь Монтекассино . Его устав, имеющий очень много общего с уставами Пахомия и Василия, точно устанавливает устройство монастырского общежития. Во главе общины стоит пожизненно избираемый аббат . В помощники он себе избирает приора (заместителя), эконома или деканов (начальников десяти монахов). Монастырская братия спит в дормиторие (общей спальне) и ест в рефекторие (общей столовой). Остальное время посвящено молитвам и работе, что выразилось в девизе Ora et labora . Прежде принятия в число монахов послушник проходил годовое испытание ( новициат ). В 585 году Монтекассино опустошают лангобарды , что приводит к оттоку монахов в Рим .
Один из первых монастырей в Ирландии учредила в 480 году Бригитта Ирландская , чью мать крестил святой Патрик . В 545 году Киаран основывает монастырь Клонмакнойс в Ирландии . В 563 году Колумба учреждает первый монастырь на территории Шотландии ( Аббатство Айона ), который превращается в центр распространения христианства среди скоттов и пиктов. Устав Колумбы допускал чтение не только Библии, но и других, даже светских книг. Монахи здесь раньше, чем где бы то ни было, собирали библиотеки и создали искусство художественной переписки манускриптов . Своеобразную черту организации, установленной Колумбой, представляло то, что аббат был выше епископа, не имевшего территориальной юрисдикции, так как первоначальной территориальной единицей в кельтской церкви был монастырь, а не епархия.
В VI веке влиятельным центром западного монашества становится Ирландия . Оттуда Колумбан отправляется во Францию и Италию , где учреждает монастыри Люксёй-ле-Бен (590 год) и Боббио ( 614 год ). Не теряла своего значения и бывшая Галлия, где в 657 году учреждается аббатство Корби , знаменитое своей библиотекой. Его первым аббатом становится Теодофрид Корбейский из Люксёй-ле-Бен . Из Корби монашество в 815 году распространяется в Германию ( Корвей ). К 825 году ирландские монахи достигают Исландии .
Распространением монашества в Испании занимался Фруктуоз из Браги . Впрочем, мусульманское завоевание полуострова на время пресекло развитие монашества в регионе.
В 598 году благодаря григорианской миссии в Англии появляется бенедиктское аббатство ( Кентербери ). В 744 году ученик Бонифация Стурмий учреждает бенедиктинское Фульдское аббатство на территории Германии . В 786 году аббатом Мармутье становится Алкуин , с которого начинается схоластическая философия.
В 880 году учреждается бенедиктинский монастырь Монсеррат в Испании ( Каталония ).
В 909 году в Верхней Бургундии появляется бенедиктский монастырь Клюни .
Распространение христианства в Скандинавии Ансгаром (питомцем Корбийского монастыря в Пикардии) в IX веке представляет единичный факт в эту эпоху, когда среди набегов норманнов , венгров и сарацин разрушались монастыри, монахи покидали своё звание, а в уцелевших монастырях уставы и соборные постановления находились в полном пренебрежении (женатые, занятые войной и охотой аббаты распоряжались монастырями и мужскими, и женскими, или же их подчиняли себе, несмотря на постановления Латеранского собора) совершенно «обмирщенные» епископы.
Во главе нового преобразовательного движения стало Клюнийское аббатство . Первый его аббат, Бернон , начал выработку нового устава, воспроизводившего бенедиктинский, лишь с более строгими постановлениями относительно некоторых частностей (поста, молчания) и с особенной заботой о торжественности и благолепии богослужения. В 931 году римский папа Иоанн XI позволил аббату Одону принимать под свою власть другие монастыри, что положило начало такому явлению как конгрегация . Глава конгрегации непосредственно подчинялся римскому папе.
В XI и XII веках не только почти все монастыри Франции и Бургундии находились, таким образом, под наблюдением Клюнийского аббатства, но и в Италии , Испании , Англии и Палестине были монастыри, основанные клюнийцами и подчинённые их главной обители. По образцу этой конгрегации стали скоро возникать и другие — в Италии, Испании, Германии . Из среды клюнийцев вышла и грандиозная реформа белого духовенства, связанная с именем знаменитого клюнийца Гильдебранда (папы Григория VII ). Стремясь очистить и возвысить церковь, реформа, в сущности, признавала для неё обязательным тот идеал, к которому до тех пор стремилось только монашество. Больше чем когда-либо монашество вследствие этого должно было принять участие в осуществлении задачи церкви «победить мир». Оно окончательно стало на службу церкви или, вернее, её главе — папе .
Клюнийская реформа вызвала расцвет монашеских орденов. Одним из первых появился в 1098 году орден цистерцианцев . Самым известным его представителем был Бернард Клервосский . Аббатства представляли собой дом, состоящий из капеллы , дормитория и рефектория . Монахи носили капюшоны . Помимо монахов к числу цистерианцев могли относится и миряне- конверзы . Для надзора за монастырями-филиалами вводилась должность . Цистерианцы практиковали бедность и физический труд, от которого начали отходить представители других монастырей. Отличительной их чертой была коллегиальность управления ( капитул ).
К орденам этого направления, возникшим в эту эпоху, относятся:
К этой же эпохе расцвета монашества относятся менее значительные ордена: траппистов , гильбертинцев (основанный в 1148 году в Англии и допускавший двойные монастыри), бегинок , гумилиатов .
Ордена этого направления:
Последние три ордена — как и испанские рыцарские ордена Алькантара (основан в 1156 году), Калатрава (основан в 1158 году Санчо III Кастильским ), Сантьяго (основан в 1170 году Фердинандом II , королём Леона) и португальский (основан в 1162 году королём Альфонсу I ), учреждённые для борьбы с маврами и имевшие только местное значение, — представляли собой систематическое, освящённое церковью соединение элементов военного и религиозного.
Вместе с орденами госпитальеров Св. Духа, основанного в Монпелье , и тринитариев , основанного в 1197 году парижским богословом Жаном де Мата и Феликсом де Валуа , а также женскими общинами, предназначенными для деятельности в странноприимных домах, лазаретах и тому подобных учреждениях, принадлежавших орденам, они имели определённые практические цели (борьба с неверными, выкуп из плена и т. п.). Долее других оставались верными первоначальной задаче иоанниты под именем родосских и мальтийских рыцарей ( Мальтийский орден ).
Другие рыцарские ордена:
Более живучими оказались учреждения, предназначенные для ухода за больными и нуждающимися, — особенно женские, получившие большое развитие в позднейшее время.
Привилегированное положение церкви, способствуя скоплению громадных богатств и сосредоточению громадного влияния в руках белого и чёрного духовенства, способствовало развитию среди него роскоши, праздности, разврата и всякого рода пороков и злоупотреблений. Монашество нисколько не уступало белому духовенству: за быстрым расцветом почти каждого ордена следовал столь же быстрый упадок, и справедливые обвинения против монашества снова начали слышаться уже в половине XII века. Наряду с жалобами развивалось и стремление освободиться от церковной опеки. Борьба государей и народов против зависимости от папства, развитие сект (например, вальденсы , альбигойцы ) — все это грозило могуществу церкви, требовало от неё новых мер и новых сил. В их поиске папство сделало попытку урегулировать монашеское движение, ограничить свободное развитие в нём новых форм и новых течений, которые могли принимать нежелательный для церкви характер и превращаться в ереси . В 1215 году Иннокентий III 13-м каноном Четвёртого Латеранского собора запретил учреждение новых орденов, предлагая всем стремящимся к монашеской жизни или вступать в уже существующие монастыри, или учреждать новые по прежним уставам. Но эта чисто отрицательная мера так же мало повлияла на улучшение положения церкви, как и крестовые походы на еретиков . Её поддержало и укрепило новое движение, нашедшее себе выражение в нищенствующих орденах , которые и санкционировал, нарушая постановление Латеранского собора, тот же Иннокентий III: это были ордена францисканцев и доминиканцев . Оба ордена сходились в основной цели — возвращении западной церкви на истинный путь, главным образом, посредством доведения до крайних пределов принципа нестяжания и проповеди среди масс. Оба ордена с одинаковым трудом добились одобрения и признания со стороны римского престола, для которого скоро стали надёжнейшей опорой и который канонизовал их основателей. Оба в отличие от прежних одобренных церковью орденов создавали тип странствующих монахов-проповедников (идея, принадлежащая Доминику и заимствованная францисканцами) и отрицали — по крайней мере в первое время своего существования — не только частную, но и общинную собственность. Они предписывали своим членам жить исключительно подаянием (идея Франциска , заимствованная доминиканцами). Оба ордена получили одинаково стройную и крепкую организацию, во главе которой (как гроссмейстер у рыцарских орденов ) стоял облечённый широкими полномочиями генерал ордена, живущий в Риме. Ему подчинялись « провинциалы », то есть главы отдельных конгрегаций. Управление, сосредоточивавшееся в провинциальных собраниях и генеральном капитуле, представляло также единство и создавало такую дисциплинированность , каких почти невозможно было найти среди прежних орденов.
Но при всем этом сходстве францисканский и доминиканский ордена — соответственно характеру их основателей — представляли и существенные различия. Ставя целью спасение душ путём возвращения к христианству апостольских времён, проповедуя полное отречение от имущества, жизнь в Боге, сопричастие страданиям Христа, любовь к миру и самопожертвование за него, Франциск обращался ко всем слоям этого мира: и к бедным, и к богатым, и к просвещённым, и к невежественным, — и привлекал (в противоположность большинству прежних обмирщенных орденов, ставших феодальными барониями ) главным образом низшие слои народа, создавал, так сказать, демократизацию монашества.
Доминик , ставивший главной задачей укрепление ортодоксального учения в духе Рима и искоренение ересей, всего более заботился о воспитании искусных и образованных проповедников и создал до некоторой степени учёный орден , гораздо менее доступный для масс, нежели францисканский.
Ещё при жизни Франциска Ассизского возникло своеобразное учреждение, могущественно содействовавшее распространению влияния францисканства, — так называемый орден терциариев ( tertius ordo de poenitentia ), которые, оставаясь в «миру», допуская брак и собственность, в то же время приспособляли, насколько возможно, свой образ жизни к монашеским идеалам, отрекаясь от общественной деятельности и посвящая себя по мере сил аскетизму и благотворительности. Такое учреждение представляло некоторый компромисс, отступление от первоначальной высоты францисканского идеала, но оно смягчало столь резкую в Средние века противоположность между «духовными» и «светскими», указывая и для последних путь спасения. Эта черта вызывает вместе с допущением францисканцами известной внутренней религиозной свободы сочувственное отношение к Франциску со стороны протестантов. Таким образом францисканство встало на необычайно широкую и прочную основу. При тесном союзе францисканского ордена с папством его успехи явились могущественной поддержкой и для папства.
Доминиканцы, с другой стороны, сделались руководителями таких учреждений, как инквизиция и цензура книг. Хотя и в этом ордене возникло учреждение, подобное францисканским терциариям (так называемое fratres et sorores de militia Christi ), но здесь оно не получило такого широкого развития, и доминиканцы навсегда остались учёным орденом, наиболее влиятельным среди высших классов и захватившим в свои руки первое место в католической науке и наиболее влиятельные университеты (парижский).
Снабжённые римским престолом такими привилегиями, как право всюду свободно проповедовать и исповедовать, продавать индульгенции и т. п., нищенствующие ордена оказывали с XIII века и до самой Реформации громадное влияние на всю духовную жизнь Западной Европы. Они выдвинули из своей среды таких замечательных представителей средневековой науки и искусства, как Альберт Великий , Фома Аквинский (доминиканцы), Дунс Скот , Бонавентура , Роджер Бэкон (францисканцы), Фра Анжелико (доминиканец). Исповедь и проповедь были в их руках источником сильного влияния на светское общество и орудием вмешательства в политические и общественные дела.
Но могущественное положение нищенствующих орденов скоро привело к тем отрицательным последствиям, какие испытывал каждый орден, принимавший большое участие в делах «мира» и пользовавшийся широкой популярностью. Они скоро стали обходить обет нестяжания, допуская общественную собственность. Особенно удалились в этом отношении от первоначального идеала доминиканцы, в 1425 году de jure освобождённые папой от обета нестяжания, которого давно не соблюдали на практике. Бродячий образ жизни и прошение милостыни обращали монахов в назойливых нищих, ленивых и праздных, невежественных и грубых, вращающихся в самом предосудительном обществе и вызывающих своим поведением соблазн и нарекания. Жалобы на это раздаются уже в конце XIII века.
С другой стороны, преобладание доминиканцев в научной сфере приводило к умственному застою, создавало то самодовольное невежество, ту жалкую пародию на учёность и проповедническое красноречие, которые так беспощадно осмеяны в « Письмах тёмных людей » и « Похвале глупости ». Однако разложение нищенствующих орденов совершилось не сразу. XIII век был временем их расцвета: в эту эпоху по их примеру провозглашают полное отречение от имущества и другие ордена (например, ранее существовавшие кармелиты, августинские «братья», основанные около 1250 года, и др.). По образцу францисканского ордена и под влиянием самого Франциска в Ассизи основывается (1212) св. Кларой орден клариссинок .
Когда стало замечаться отклонение от первоначальных идеалов нищенствующих орденов, в среде францисканства возникло течение, стремившееся сохранить во всей неприкосновенности заветы основателя ордена. Представителям этого течения пришлось выступить не только против членов ордена, склонных к смягчению первоначальной строгости устава, но против самого папства , поддерживавшего «умеренную» партию. Между так называемыми спиритуалами ( spirituales ) и папством началась продолжительная борьба. Уступка, сделанная им папой Целестином V , устроившим из них в 1271 году орден целестинцев , скоро была взята назад: орден был уничтожен Бонифацием VIII . Затем сохранившиеся последователи спиритуалов , образовавшие новые общества (например, т. н. fratricelli ) или примкнувшие к прежде существовавшим (например, к бегардам ) подвергались жестокому преследованию, как еретики. Папство объявило ересью учение францисканцев о бедности Иисуса Христа и апостолов. Францисканцы этого направления естественно сближались с врагами папства, с императорской партией ( Уильям Оккам ) и являлись учёными защитниками гибеллинской теории. В конце концов и среди францисканцев, не выступавших так резко против папства и разбившихся на множество ветвей, церковь должна была признать наряду с направлением, допускавшим многочисленные смягчения в первоначальном уставе ( conventuales ), и более строгие направления: обсерванты ( fratres de observantia конца XIV века), минимы (основаны в 1435 году), капуцины (1525), (1532). Всё это не могло, однако, вдохнуть новую жизнь в церковь, упорно шедшую по старому пути. Уже в XIV веке, в эпоху авиньонского пленения и великого раскола, в среде монашества царили пьянство, обжорство, лень, расточительность и такой разврат, что, по словам современников, позволить девушке поступить в монастырь значило на практике почти то же, что разрешить ей стать публичной женщиной.
Предотвратить надвигавшийся кризис не по силам было и многочисленным вновь возникшим в XIV, XV и начале XVI веках орденам, из которых ни один не приобрёл широкого влияния. К этим орденам относятся:
Ордена (кроме, отчасти, братьев общей жизни ) не вносили новых начал в монашество, а между тем события XVI века создали для католицизма такие условия, когда в таких началах и в новых силах была особенная нужда.
Реформация, уничтожив господство римского престола в целой половине Западной Европы, лишила монашество громадного числа монастырей и земель. в Северной Германии, Голландии, Швейцарии , Скандинавии, Дании и Англии имущество десятков и сотен упразднённых монастырей конфисковалось, обращалось на общегосударственные надобности, тратилось на учебные и благотворительные учреждения. В Англии в эпоху Генриха VIII их было уничтожено 616.
Наряду с этим ударом монашеству грозил другой, не менее опасный. Созданная Реформацией необходимость принять меры к исправлению католической церкви вызвала критическое отношение к монашеству и в среде самого католичества. Возникла мысль об общей секуляризации — в Германии некоторые из государей отчасти и произвели её. Даже в комиссии кардиналов, учреждённой Папой Павлом III , в 1538 году было высказано предположение о постепенном уничтожении монастырей посредством удаления из них всех послушников и запрещения приёма новых. Эти решительные меры не были осуществлены: постановлениями Тридентского собора предписывалось только усиленно соблюдать монастырскую дисциплину: монастыри должны были организоваться в конгрегации и сильно расширялась власть епископов над монастырями. Всё это были только паллиативы , не приводившие к значительным результатам, так же как и реформы прежних орденов (августинцев, кармелитов, доминиканцев), предпринятые в течение XVI века.
В ходе Реформации у протестантов сохранились всего два монастыря — лютеранские Локкумское и Амелюнгсборнское аббатства в Нижней Саксонии. Однако начиная с XIX века среди лютеран, англикан и методистов начинает возрождаться монашество — бенедиктинского, францисканского и т. н. «свободного» устава.
Казалось, силы западного монашества были совершенно истощены, но оно сделало ещё одну могущественную попытку поднять павшее владычество римской церкви. Увенчавшись значительным успехом, выразившемся в усилении церкви, попытка эта в то же время показала, что западное монашество, как влиятельный фактор в истории католической церкви, дошло до крайнего предела своего развития. В течение тысячелетнего периода со времён Бенедикта Нурсийского, испробовав самые разнообразные формы для осуществления трудносовместимых целей — отречения от мира и господства над миром, — оно пришло, наконец, к такой форме, которая явилась, в сущности, отрицанием монашества. «Общество Иисуса» — орден иезуитов — хотя и принимало все те обеты, какие произносили другие монашеские ордена, но на самом деле совершенно отказывалось от нравственного совершенствования и приближения к Богу путём отречения от мира и созерцательной жизни. Оно открыто ставило своей целью укрепление владычества католической церкви, и для этой цели готово было идти на всякие средства. Иезуиты поправили дело римской церкви и совершили большую культурную работу в качестве миссионеров , воспитателей и учёных, подчинив своему влиянию большинство прежних и новых монашеских организаций. (Члены новых монашеских организаций давали только « простые обеты », а не « торжественные » — единственные, по каноническому праву римской церкви, ненарушимые и бесповоротные). Но иезуиты придали всем этим организациям своеобразный немонашеский характер, превратили их в эластичные, полумирские по своему устройству и совершенно «обмирщенные» по характеру деятельности армии для защиты римской церкви. Новое монашество заняло господствующее место в католической церкви, но с первоначальными идеалами монашества оно не имело ничего общего.
Никаких новых крупных явлений, которые можно было бы сопоставить с нищенствующими орденами или орденом иезуитов , в истории западного монашества за XVI—XIX века указать нельзя. Оно уже не переживало новых эпох возрождения. Сравнительное оживление заметно ещё в эпоху религиозной борьбы, следовавшей за Реформацией (XVI и XVII века). В это время возникло большое число новых или обновлённых учреждений, среди которых наиболее замечательны следующие:
В 1558 году в Риме возникло ещё одно своеобразное учреждение — так называемые ораторианцы : по инициативе Филиппа Нери ; в капелле при устроенном им госпитале стали собираться для совместного чтения и толкования священных книг духовные лица , не приносившие монашеских обетов . Это учреждение, утверждённое в 1577 году , было перенесено в 1611 году во Францию кардиналом Берюлем . Ораторианцы, особенно французские, прославились своими заслугами в области философии и науки, к французским ораторианцам принадлежали Мальбранш , Жан Морэн и др., к итальянским — кардинал Бароний .
XVIII век создал условия, крайне неблагоприятные для монашества: политика так называемого , а затем французская революция нанесли монашеству жестокий удар в тех странах, где оно уцелело после Реформации. Крутые меры против злоупотреблений монахов и против самого монашества, особенно против нищенствующих орденов, были предприняты:
Всё это были отдельные моменты почти непрерывной борьбы, которая в течение всего XVIII века подрывала силы монашества, создавшего за весь этот век едва ли десяток новых учреждений (из них наиболее замечательны ордена пассионистов и редемптористов ).
XIX век также не улучшил положения западного монашества. Во Франции , где к началу XIX века уцелела лишь организация дочерей милосердия , при Империи были восстановлены лишь некоторые чисто активные полумонашеские общины. Реставрация привела к восстановлению собственно монашеских орденов — доминиканцев , бенедиктинцев , картезианцев , траппистов и др. Эпоха июльской монархии снова была неблагоприятна для монашества, которое при Второй империи пережило последний благоприятный момент во Франции.
Третья республика совершенно запретила во Франции орден иезуитов; остальные ордена допускаются лишь по одобрении их уставов правительством.
В Португалии ( 28 марта 1834 года ) монастыри (до 500) были уничтожены, и их имущество отобрано в казну. То же произошло и в Испании в 1835 году (постановление 28 июня и 11 октября ).
В Италии по закону 7 июля 1866 года уничтожены все монастыри в пределах сардинских владений. А в 1873 году эта мера распространена и на всю Италию, причём вся собственность монастырей была признана национальным имуществом.
В Германии в эпоху культуркампфа майским законом 1875 года были уничтожены все ордена, кроме посвящённых уходу за больными (в последнее время применение этого закона значительно ослаблено).
Только в Австрии монашество в XIX веке снова усилилось. В общем, в настоящее время среди католического монашества наибольшим значением пользуются те ордена, которые имеют характер активный, полумонашеский, посвящают себя благотворительности, воспитанию. Но такие ордена имеют мало общего с первоначальным монашеством: аналогические учреждения можно найти и в протестантских церквях. Известны также современные экуменистические ордена.
В Западном монашестве существует негласная традиция ставить после фамилии или имени монаха латинские аббревиатуры с целью информирования о принадлежности к определённому ордену или конгрегации (см. аббревиатуры католических мужских монашеских орденов и конгрегаций ), например, Тейяр де Шарден, Пьер SJ означает, что известный философ Пьер Тейяр де Шарден является членом ордена иезуитов.