Interested Article - Ибн Хаушаб
- 2021-05-26
- 1
Абу-ль-Касим аль-Хасан ибн Фарадж ибн Хаушаб ибн Задан ан-Наджар аль-Куфи ( араб. أبو القاسم الحسن ابن فرج بن حوشب زاذان النجار الكوفي ), более известный как Ибн Ха́ушаб ( араб. ابن حوشب ; ум. 31 декабря 914 ) — даи исмаилитов в Йемене . Также известен под прозвищем Мансур аль-Яман , «Завоеватель Йемена».
Родился в Ираке . В молодости перешёл в исмаилизм и вместе с другим даи Ибн аль-Фадлем отправился в Йемен, где вёл проповедь среди местного населения. Смог собрать вокруг себя значительное количество последователей и нанести поражение правящей Йеменом суннитской династии. Но в дальнейшем вступил в конфликт с бывшим союзником и потерпел от него поражение. Это столкновение привело к ослаблению позиций исмаилитов и воцарению новой суннитской династии Яфуридов , которая правила более века, пока исмаилитская династия Сулайхидов не смогла вернуть себе власть.
Ибн Хаушаб подготовил несколько миссионеров, которых отправил в Индию , Египет и другие земли. Деятельность одного из них, , привела к значительному усилению позиций исмаилитов в Северной Африке и образованию Фатимидского халифата , самого могущественного исмаилитского государства в истории.
Происхождение, ранние годы и обращение в исмаилизм
Ибн Хаушаб родился в IX веке в деревне недалеко от Нахр Нас в окрестностях эль-Куфы в Ираке . Его происхождение доподлинно неизвестно, хотя согласно поздним исмаилитским традициям он является потомком , племянника Али ибн Абу Талиба , зятя исламского пророка Мухаммеда и четвёртого праведного халифа . Профессия родителей Ибн Хаушаба также точно неизвестна. По разным данным его предки были или плотниками , или льняными ткачами . Они придерживались двунадесятного шиизма . Согласно собственным словам Ибн Хаушаба, после исчезновения в 874 году одиннадцатого имама Хасана аль-Аскари он переживал кризис веры, видимо из-за отсутствия у имама потомков мужского пола . Но затем шииты-двунадесятники, как и он сам, всё же поверили в маленького сына аль-Аскари аль-Махди как в двенадцатого, последнего имама, который был вынужден скрыться от посторонних глаз , но который однажды вернётся как махди , мессианская фигура исламской эсхатологии . Согласно легенде, двенадцатый имам свергнет халифов-узурпаторов , разрушит их столицу и, восстановив единство мусульман , захватит Константинополь и установит окончательное торжество исламского мира и справедливости, искоренив неверие . Но в первые годы после смерти Хасана аль-Аскари эта вера ещё не утвердилась. Подобно Ибн Хаушабу, шииты сомневались в утверждениях о двенадцатом имаме и были ещё более деморализованы политическим бессилием и « квиетизмом » руководства двунадесятников . В этой обстановке хилиазм исмаилитов, проповедовавших о скором возвращении махди и начале новой мессианской эры справедливости и откровения истинной религии, был очень привлекателен для недовольных шиитов .
По словам Ибн Хаушаба, он был обращён в новую религию стариком, который пришёл, когда он читал Коран на берегу Евфрата . Согласно исмаилитским историкам и богословам, сторонникам Фатимидов , этим послом был Фируз , который был главным агентом движения в Саламии , где скрывался будущий первый халиф, и доверенным лицом скрытого имама . В то же время карматы , отколовшаяся от Фатимидов ветвь , утверждают, что это был Ибн-Абил Фаварис, подручный Абдана, главного агента багдадских халифов, который пытался наставить Ибн Хаушаба на путь суннизма, но не смог . Сам миссионер утверждал, что встречался с имамом, который тайно проживал в Саламии . Завершив обучение на даи , он отправился распространить исмаилитское вероучение в Йемене , на юге Аравии . В этом деле к нему присоединился обращённый в исмаилизм уроженец Йемена Али ибн аль-Фадль . Они направились в путь конце мая или начале июня 881 года .
Миссия в Йемене
Закончив посвящение в исмаилизм, Ибн Хаушаб и Ибн аль-Фадль направились в эль-Куфу , где присоединились к каравану паломников. Они без особого труда смешались с толпой людей, прибывающих со всех стран исламского мира , благодаря чему смогли передвигаться анонимно. Завершив ритуалы в ходе паломничества , в августе 881 двое мужчин прибыли в Йемен . Он в то время был одной из наиболее неспокойных провинций Аббасидского халифата . Власть халифа здесь была слаба и традиционно ограничивалась лишь столицей региона, Саной , в то время как в остальной части страны продолжались меж- и внутриплеменные конфликты , иногда начавшиеся ещё в доисламские времена . Ко времени прибытия проповедников страна к тому же была политически нестабильна и раздроблена и де-факто лишь частично находилась под суверенитетом Аббасидов . Подавляющая часть её внутренних регионов принадлежала династии Яфуридов , которая, будучи суннитской , признавала верховенство халифов. После того, как в 861 году династия захватила Сану, её власть распространилась от Саады на севере до Джанадии (к северо-востоку от Таиза ) на юге и Хадрамаута на востоке . Их главные оппоненты, династия Зиядидов , также номинально лояльная халифату, удерживала Забид на западной прибрежной равнине и временами захватывала под свой контроль значительные территории внутри страны. Ещё одна семья, Манахи, правила южным нагорьем вокруг Таиза. В то же время север принадлежал группе враждующих между собой племён, не терпевших главенства над собой и никому не подчинявшихся . Отсутствие политического единства, труднодоступная местность и в целом удалённость провинции от центра халифата наряду с укоренившимися среди местного населения симпатиями к шиизму делали Йемен наиболее плодородной территорией для любого харизматичного лидера, который обладал достаточным упорством и проницательностью для реализации своих амбиций .
Пройдя через Сану и Джанадию, Ибн Хаушаб и Ибн аль-Фадль некоторое время прожили в Адене , где выдавали себя за торговцев хлопком . Источники сходятся во мнении, что в их компании Ибн Хаушаб был старшим , но в какой-то момент Ибн аль-Фадль оставил его и переехал в свой родной город Джайшан (около современной Каатабы ), где независимо начал свою миссию в горах Джебель-Яфии . Видимо, Ибн Хаушаб не имел большого успеха в проповеди в Адене. Тогда он покинул Аден и поселился в деревне Адан-Ла к западу от Саны, в доме скончавшегося в подземельях Яфуридов шиита, на дочери которого позже женился . В 883 / 884 годах Ибн Хаушаб начал свою проповедь среди северных кланов Бану Муса , рассказывая о неизбежном и скором появлении махди . Это привлекло на его сторону множество новых последователей. В регионе было широко распространено ожидание мессианской эры , а проповедь Ибн Хаушаба по времени совпала с глубоким кризисом, в котором оказался арабский халифат ( анархия в Самарре , за которой последовали восстания зинджей ) и с недовольством многих сторонников двунадесятников своими имамами .
Ибн Хаушаб достаточно быстро обратил в исмаилизм многих членов семьи своей супруги, а один из её двоюродных братьев отправился в Синд , что привело к долгому присутствию последователей этой религии на индийском субконтиненте . Другие обращённые были отправлены в Египет , , Ямаму и, вероятно, в Гуджарат . Наиболее влиятельным среди обученных Ибн Хаушабом даи был Абу Абдаллах аш-Ши’и, уроженец Саны, который в 893 году отправился в Магриб . Там он начал свою проповедь среди берберских племён Кутама. При помощи новообращённых он поднял восстание против эмиров Ифрикии Аглабидов и в 909 году сверг их. Это привело к Халифата Фатимидов , самого могущественного исмаилитского государства в истории .
К 885 году исмаилитская проповедь была уже достаточно сильна, чтобы Ибн Хаушаб смог получить от скрывавшегося имама разрешение на сбор войск и начало открытой борьбы за власть . В период с 885 по 888 год он вместе с последователями, отразив атаку Яфуридов, построил укреплённую цитадель в Абр-Мухаррам у подножия гор , к северо-западу от Саны . По сообщениям хронистов, она была возведена за семь дней силой пятисот человек. Когда цитадель была закончена, Ибн Хаушаб занял её вместе с 50 своими самыми известными последователями. Через несколько дней он привёл остальных своих сторонников к поселению на горе Джибаль-аль-Джума на мусаварском хребте .
С этих баз его силы захватили Байт-Фаиз в Джабал-Тухле — сильную крепость, которая возвышалась над массивом Мусавар. Проповедник смог переманить на свою сторону часть солдат гарнизона, и они открыли ему ворота крепости. После этого с третьей попытки была захвачена крепость Байт-Раиб примерно в километре от Байт-Фаиз, защищённая со всех сторон отвесными скалами . Она стала главной резиденцией Ибн Хаушаба, который называл крепость , в переводе с арабского «убежище» . Употребление слова « хиджра », означающего переселение Мухаммеда из Мекки в Медину , было преднамеренным. Оно символизировало, что те, кто присоединится к Ибн Хаушабу должны оставить коррумпированную и упадочную жизнь в прошлом, чтобы «обновить халифат» и создать в Йемене государство «чистых мусульман», какими были первые обращённые .
Захваченные Ибн Хаушабом и его людьми три малодоступные крепости стали центром его новообразованного государства, с территории которого он стал распространять свой контроль на близлежащие долины и горы . После захвата горы Джебель Тайс, Ибн Хаушаб назначил своего подручного Абу-л-Малахима управляющим большей частью земель. Тогда же он взял ряд населенных пунктов, в частности Билад-Шавир, Айям и Хумлан . Сразу после этого Ибн Хаушаб предпринял попытку захвата столицы Яфуридов, города , но потерпел неудачу из-за собственного промедления. Вскоре было организовано новое нападение. Благодаря измене защитников внутренних стен крепости город был захвачен, но месяц спустя Ибн Хаушаб был вынужден покинуть крепость . Точные даты всех этих операций остаются неизвестны, но так или иначе к 892 / 893 году территория юго-западной Аравии оказалась под контролем даи , что принесло ему почётный титул Мансур аль-Яман ( араб. منصور اليمن — Manṣūr al-Yaman, «Завоеватель Йемена») или просто аль-Мансур , «Завоеватель» .
Продолжение экспансии и столкновение с Али ибн аль-Фадлем
Тем временем Али ибн аль-Фадль заручился поддержкой правителя поселения . С его помощью он расширил свой контроль над высокогорьем к северу от Адена . В 897 году в Йемене появился ещё один крупный шиитский лидер Аль-Хади иля-ль-Хакк Яхья , представитель соперничающего с исмаилитами течения зейдитов , который основал государство со столицей в Сааде и провозгласил себя имамом .
Согласно первоначальной доктрине исмаилизма, ожидаемым махди был Мухаммад ибн Исмаил . Но в 899 году течение оказалось расколото из-за того, что будущий первый фатимидский халиф Убайдаллах отказался от идеи ожидания возвращения Ибн Исмаила и провозгласил себя махди . И Ибн Хаушаб, и Ибн аль-Фадль остались верны ему , в то время как в землях Бахрейна зародилось движение раскольников-карматов, не согласных с личностью нового махди . Вскоре Убайдаллах был вынужден бежать из своей базы в Саламии в Леванте. Первоначально он раздумывал, основаться ему в Йемене, или в Магрибе, поскольку в обоих регионах успешно действовали исмаилитские миссии . Принимая во внимание более поздние события, немецко-американский историк-востоковед Вилферд Маделунг предполагает, что именно сомнения в лояльности Ибн аль-Фадля, возможно, сыграли роль в его окончательном решении выбрать Магриб в качестве плацдарма для халифата .
25 января 905 года Ибн аль-Фадль изгнал правителя Музайхиры и сам занял крепость . Оба исмаилитских даи отныне использовали политическое разделение страны для расширения своих владений: в ноябре 905 года Ибн аль-Фадль захватил Сану, что позволило Ибн Хаушабу, в свою очередь, подчинить Шибам . За исключением Зайдитов Саада на севере, Зиядидов Забида на западном побережье и Адена на юге, весь Йемен теперь находился под контролем исмаилитов . В конце 905 года, впервые после приезда в Йемен 25 лет назад, проповедники встретились в Шибаме . Маделунг отмечает, что встреча была «явно не из простых», поскольку Ибн Хаушаб предостерёг Ибн аль-Фадля от чрезмерного расширения своих владений, на что последний не обратил внимания . Именно он был наиболее активным из них в последующие годы. Он проводил завоевательные кампании по всей стране, захватывая земли тех, кто всё ещё выступал против исмаилитов и махди .
В начале/середине 906 года Ибн аль-Фадль и Ибн Хаушаб захватили Сану и Шибам у зейдитского имама аль-Хади. Но эти земли они удерживали недолго, поскольку Шибам был вновь отбит в конце 906 года, а Сана — в апреле 907 года . В июне или июле 910 года, после того, как зейдиты ушли из Саны, люди Ибн Хаушаба вновь ненадолго заняли город, но не смогли удержать его из-за своей малочисленности. Его захватил суннит из династии Яфуридов. Но следом, в августе 911 года, его отбил Ибн аль-Фадль .
В этот момент Ибн Хаушаб публично поклялся в верности халифу аль-Махди, который в 909 году открылся и основал Фатимидский халифат . В противовес ему Ибн аль-Фадль объявил себя законным махди .
Ибн Хаушаб отверг требования бывшего союзника присоединится к нему и раскритиковал его действия. В ответ Ибн аль-Фадль выступил против него с армией. Он захватил Шибам и Джабаль-Зухар, после чего выиграл несколько сражений и заблокировал Ибн Хаушаба в Джабаль Масвар. После восьми месяцев осады последний запросил мир на любых условиях и передал своего сына Джафара в заложники. Через год он вернулся с золотым ожерельем в качестве дара .
Смерть и последствия
Ибн Хаушаб умер в Йемене 31 декабря 914 года , а в октябре следующего года скончался и Ибн аль-Фадль. Власть обоих унаследовали их сыновья, но могущество основанных исмаилитами государств из-за междоусобицы пошло на убыль. Владения сына Ибн аль-Фадля были завоёваны и разрушены Яфуридами . В дальнейшем более века, вплоть до возвышения династии Сулайхидов , исмаилизм в Йемене оставался в основном подпольным движением, который имел мало последователей и мало политических покровителей . Трое сыновей Ибн Хаушаба были отстранены от власти и отправлены в ссылку. Джафар бежал ко двору Фатимидов, захватив с собой труды отца, и стал автором многих трудов по эпохе раннего халифата . Несмотря на это, исмаилитская община в северном Йемене выжила и стала ядром для исмаилитской общины, которая и ныне существует в стране .
Работы
Основным источником знаний о личности Ибн Хаушаба является « Си́ра », написанная им или его сыном Джафаром при дворе Фатимидов . В настоящее время большая её часть утеряна, однако отрывки произведения сохранились в работах многих авторов. Оно является одним из важнейших источников по истории йеменских даи .
В дальнейшем исмаилитская традиция приписала Ибн Хаушабу авторство нескольких богословских трактатов . Первый из них — «Книга праведности и истинного руководства» (Китаб ар-Рашид вал-хидая), от которой тоже сохранились лишь фрагменты. Они, а также их английский перевод, были опубликованы пионером исмаилитоведения, историком Владимиром Ивановым . Эта работа является классической экзегезой Корана , а такжже одним из самых ранних исмаилитских сочинений, поскольку в ней в качестве ожидаемого махди упоминается Мухаммед ибн Исмаил . Второй трактат — «Книга мудреца и ученика» (Китаб аль-Алим вал-Гулям) чаще всего приписывается Джафару, однако некоторые источники называют его автором Ибн Хаушаба. Она состоит из описания серии встреч ученика и его учителя- даи , который постепенно открывает ему тайные экзотерические знания . Но в то же время истинное авторство трактатов остаётся неизвестным. Помимо этого , йеменский даи XII века, цитирует в своей работе некое послание, которое приписывает Ибн Хаушабу .
Примечания
- Комментарии
- Точная причина его поступка остаётся неизвестной. Среди возможных вариантов исследователи называют личные амбиции или разочарование в аль-Махди. Последнее могло наступить после того, как он послал явно поддельную генеалогию династии в Йемен и заявил, что его приход должен был стать не началом последних дней , как это было предначертано, а лишь «эпохой обновления ислама» и предвестником возвращения законных властителей общины поскольку ожидал, что после того, как Фатимиды покорят Египет, они объединятся с йеменскими сторонниками. Однако это во многом противоречило милленаристским ожиданиям, что были возложены на него . Фархад Дафтари называет аль-Фадла «классическим карматом», указывая, что его позиция во многом схожа с позицией самих карматов в 899 году, когда они отделились от исмаилитов .
- Источники
- .
- , p. 438; , s. 38.
- ↑ , S. 38.
- , p. 89.
- , S. 28—29.
- , pp. 107—108; , s. 38—39.
- , pp. 108 & 132—133.
- ↑ , S. 39—40.
- ↑ , p. 438.
- ↑ , S. 42.
- , p. 438; , с. 42.
- , pp. 419—421.
- ↑ , p. 424.
- , p. 422.
- , pp. 421—424.
- , pp. 111—114.
- , p. 438; , s. 42 & 55.
- , p. 20; , p. 122.
- , p. 439; , s. 44.
- , S. 42—44.
- , pp. 107—108; , p. 17.
- , S. 44.
- ↑ , p. 439.
- , pp. 125—126; , s. 44—47 & 99—115; , с. 13.
- , S. 55—56.
- ↑ , p. 427.
- ↑ , S. 56.
- , p. 438; , s. 56—57.
- , S. 56—57.
- , S. 56 & 167.
- , pp. 438—439; , s. 177.
- ↑ , S. 177.
- , S. 27—29.
- , pp. 116—117; , s. 64—67.
- , pp. 116—117.
- ↑ , S. 176.
- , s. 177; , p. 439.
- , S. 177—178.
- ↑ , p. 439; , s. 178.
- , p. 122; , p. 20.
- , s. 146—147, 178; , pp. 22—24 & 36—37.
- , pp. 122—125.
- ↑ , p. 439; , s. 179.
- ↑ , p. 122; , s. 179.
- , p. 427; , pp. 198—199.
- ; .
- , p. 31; .
- , pp. 6 & 117.
- , pp. 6, 17 & 121—122.
Литература
- Книги
- / отв. ред. Л. И. Надирадзе. — М. : Наука ( ГРВЛ ), 1974. — С. 13. — 265 с. (рус.)
- Пиотровский М. Б. Первое исмаилитское движение // Южная Аравия в раннее средневековье: Становление средневекового общества / Отв. ред. П. А. Грязневич . — М. : Наука (ГРВЛ), 1985. — С. 127—131. — 224 с. (рус.)
- Brett Michael. The Fatimid Empire. — 1st ed. — Edinburgh: Edinburgh University Press , 2017. — 352 p. — (Edinburgh History of the Islamic Empires). — ISBN 0-748-64076-2 . — ISBN 978-0-7486-4076-8 . (англ.)
- Daftary Farhad . Ismaili Literature: A Bibliography of Sources and Studies / . — L. : Bloomsbury Publishing , 2005. — 448 p. — ISBN 08-577-3994-8 . — ISBN 978-0-857-73994-0 . (англ.)
- Daftary Farhad. The Isma‘ilis: Their History and Doctrines / foreword by Wilferd Madelung. — 2nd revised ed. — Cambr. : Cambridge University Press , 2007. — 796 p. — ISBN 978-0-521-85084-9 . (англ.)
- Halm Heinz . Das Reich des Mahdi: Der Aufstieg der Fatimiden. — München: C.H.Beck , 1991. — 470 S. — ISBN 3-406-35497-1 . — ISBN 978-3-406-35497-7 . (нем.)
- Landau-Tasseron Ella. // / edited by . — Cambr. : Cambridge University Press, 2010. — Vol. 1: The Formation of the Islamic World, Sixth to Eleventh Centuries. — P. 397—447. — 783 p. — ISBN 978-0-521-83823-8 . (англ.)
- Статьи
- Eagle A.D.B.R. Al-Hādī Yahyā b. al-Husayn b. al-Qāsim (245–98/859–911): A Biographical Introduction and the Background and Significance of his Imamate (англ.) // New Arabian Studies. In 6 Volumes. — Exeter: University of Exeter Press , 1994. — Vol. 2 . — P. 103—122 . — ISSN .
- / Halm Heinz // Encyclopædia Iranica [Электронный ресурс] : [ англ. ] / ed. by E. Yarshater . — 1998. — Vol. VIII. — P. 28—29.
- / Haji Hamid // Encyclopædia Iranica [Электронный ресурс] : [ англ. ] / ed. by E. Yarshater . — 2008. — Vol. XIV. — P. 349.
- / Madelung W. // Encyclopaedia of Islam . 2nd ed : [ англ. ] : in 12 vol. / edited by C. E. Bosworth ; E. van Donzel & Ch. Pellat . Assisted by F. Th. Dijkema and S. Nurit. With B. Lewis (pp. 1—512) and W. P. Heinrichs (pp. 513—1044). — Leiden : E.J. Brill , 1991. — Vol. 6. — P. 438—439. (платн.)
- 2021-05-26
- 1