Interested Article - Блазис, Карло
- 2021-10-07
- 2
Ка́рло Паскуа́ле Франче́ско Рафаэле Бальдасса́ре де Бла́зис ( итал. Carlo Pasquale Francesco Raffaele Baldassare de Blasis ; 4 ноября 1797 , Неаполь — 15 января 1878 , Черноббьо ) — итальянский танцовщик, хореограф , балетный теоретик и педагог.
Жизнь и творчество
Карло де Блазис родился в Неаполе в семье Франческо Антонио де Блазиса и Винченцы Колуцци де Зурла. Франческо де Блазис, сын испанского офицера, дослужившегося до высоких чинов, был известным в своё время композитором, некоторые из лирических опер и балетов которого впоследствии поставил на сцене его сын . В источниках существуют значительные расхождения по поводу даты рождения Карло — в этом качестве может фигурировать 1795 , 1797 или 1803 год .
Семья де Блазисов занимала высокое положение в Неаполитанской республике , и с восстановлением власти Бурбонов Франческо решил покинуть Неаполь и отправиться в Лондон , где ему было предложено место в итальянском театре. По пути, однако, их корабль перехватили французские каперы , и Блазисы вместо Лондона оказались в Марселе . Там Франческо лично занимался музыкальным образованием сына, в остальном позаботившись для него о лучших учителях. Карло изучал геометрию, черчение, архитектуру, лепку, анатомию и литературу, а также балетное искусство, которое затем избрал в качестве карьеры . В этой области его учителями стали лучшие французские балетмейстеры эпохи — Пьер Гардель , Огюст Вестрис , Луи Милон .
Дебют Карло Блазиса на сцене, согласно «Биографическому словарю» Ф. Регли, состоялся в Большом театре Марселя в 1807 году, когда юному танцовщику было около 10 лет. Выступление прошло настолько удачно, что после этого он с согласия родителей принял участие в турне по Франции. В 1811 году отец Блазиса стал директором филармонического отделения Музея общественного образования. В это время Бордо был крупным центром балетного искусства, и Блазис-младший продолжил там обучение у маэстро Жана Дютарка (его сёстры Тереза и Вирджиния одновременно тоже готовились к сценической карьере — как драматическая и оперная актрисы соответственно ). В Большом театре Бордо он был принят уже на сольные роли, дебютировав в театральном сезоне 1816/17 в роли эрцгерцога Леопольда в балете Ж.-Б. Барре «Теньер в деревне». Однако он чувствовал, что для дальнейшего развития ему необходимы занятия в одном из трёх главных центров мирового балета этого времени — в Париже, Милане или Лондоне .
В 1817 году Блазис дебютировал на сцене парижской Оперы , исполнив па-де-де в дивертисменте оперы Кателя « » . Хореографом спектакля был Гардель , под руководством которого молодой танцовщик продолжал совершенствовать своё мастерство . После этого Блазис с труппой артистов из Академии музыки отправился в турне по Франции. В следующем году он поступил на службу в миланский театр « Ла Скала » .
К этому времени Блазис сформировался как «danseur noble» — исполнитель партий благородных и героических персонажей. В это амплуа, требовавшее передачи духа собственного достоинства героя, он вносил некое особенное изящество. В полной мере оно проявилось уже в первых его ролях в Италии — в балетах «Дедал» и «Шпага Кеннета» в хореографии Сальваторе Вигано (оба — «Ла Скала», 1818 ) и «Мирра» в его же постановке на следующий год в Венеции . Историк искусства Юрий Слонимский , изучавший творчество Блазиса, писал, что его пируэты были «головоломны и с трудом осуществимы», обладая «геометрической точностью» при совершенно неподвижной оси вращения .
В 1819 году Блазис сам впервые выступил как хореограф, поставив в театре «Ла Скала» балет «Придворный феодал» на музыку своего отца. Эта постановка заметно уступала балетам Вигано, и Блазис надолго оставил попытки в области хореографии. В 1820 году состоялся его дебют как балетного теоретика: вышел в свет трактат «Элементарный учебник теории и практики танца» с иллюстрациями художника Казарелли (пятьдесят семь поз артиста балета, для которых позировал сам автор). Книга приобрела популярность и в дальнейшем послужила образцом для других балетных учебников XIX века .
Как танцору Блазису в 1820-е годы сопутствовал успех в виде ангажементов в разных городах Италии ( Турин в 1821, Флоренция в 1822, Рим в 1823, Венеция в 1825 году), а затем в Лондоне , куда он впервые прибыл в 1826 году выступать в театре « » . В Англии Блазис дебютировал в 1827 году в балете «Багдадский раб» и двух постановках Вигано . В этом же году он вторично попробовал свои силы как балетмейстер, подготовив к музыкальному фестивалю в Оксфорде постановку «Пандора» для любительского театра .
В следующие несколько лет из-под пера Блазиса вышел ещё ряд книг, посвящённых балетному искусству — «Кодекс Терпсихоры» и «Трактат о салонных танцах» (обе — 1828 ), а также «О происхождении и развитии античного и современного танца». В 1830 году все эти сочинения были объединены в изданное на французском языке «Полное руководство к танцу», которое сам автор считал практическим пособием как для учеников, так и для преподавателей балетного искусства. Этот трактат, значительную часть которого занимает фундаментальный теоретический раздел, так и остался в дальнейшем самой значительной работой Блазиса, в своих позднейших книгах лишь развивавшего уже сформулированные принципы . Идеи, излагаемые в «Кодексе Терпсихоры» и «Полном руководстве к танцу», созвучны теории балета, которую развивал в те же годы балетмейстер Август Бурнонвиль , и имеют намного более завершённую форму, чем в работах предшественников Блазиса — Гаспаро Анджолини и Жан-Жоржа Новерра .
В 1830 (или 1828 ) году в Генуе , куда Карло сопровождал свою сестру Вирджинию, он познакомился с талантливой и амбициозной балериной Аннунциатой Рамаччини, на которой вскоре женился . В этом браке в 1833 году родилась дочь Луиза, в будущем тоже ставшая балериной . Блазис занялся совершенствованием балетной техники супруги, которая с его помощью достигла больших успехов, и некоторое время они выступали вместе . Одной из лучших ролей Аннунциаты и одной из лучших балетных постановок самого Карло стал балет «Леокадия», поставленный в 1834 году в Модене . К этому времени танцевальная карьера Блазиса уже подходила к концу. Ещё в 1825 году, на пике славы, он впервые травмировал ступню, но продолжал выступать. Постепенно, однако, он терял форму, вызывая всё более нелицеприятные отзывы критиков, и после «Леокадии» решил завершить выступления как танцовщик (по собственным словам, «покинуть балет до того, как балет покинет его» ).
После этого Блазис продолжил карьеру как хореограф и балетный педагог. Ему, в частности, приписывается введение в практику балета одной из ставших классическими балетных поз — аттитюды . Считается, что эта позиция, в которой присогнутая в колене нога вытянута назад, позаимствована у скульптуры Джамболоньи «Меркурий». Британская энциклопедия называет Блазиса и изобретателем техники, препятствующей головокружению при быстром вращении. Применяющий эту технику танцор поворачивает голову быстрым рывком, опережающим вращение всего остального тела, при этом удерживая взгляд в одной и той же точке .
В 1837 году Блазис возглавил Императорскую школу танца и пантомимы «Ла Скала», где Рамаччини одновременно вела классы пантомимы, и за 13 лет на посту директора превратил эту школу в лучшее учебное заведение мира в области балета . Его преподавательская техника основывалась на его же теории танца, согласно которой неизменные законы физического равновесия позволяют вывести формулу идеального равновесия танцовщика. Применив принципы геометрии к искусству танца, Блазис первым превратил его в точную науку. Как писал Слонимский, преподавание велось с использованием планиметрической терминологии, таблиц и чертежей . Успех преподавательской методики Блазиса стал очевиден уже к 1840 году, когда школа начала выпускать первых балетных звёзд, для которых были характерны «стальные» пуанты , чистота и высокий темп выполняемых элементов. Среди воспитанников хореографа была и так называемая «Плеяда» — семь исполнителей высочайшего класса: , Паскуале Борри, Аугуста Доминикеттис, , Амалия Феррарис , София Фуоко и Каролина Гранзини .
По завершении работы в Императорской академии Блазисы открыли в Милане частную школу, успех которой был не менее велик . В школе Блазиса учились выдающиеся впоследствии артисты балета — Вирджиния Цукки , Люсиль Гран , , Джованнина Кинг, Каролина Покини, Каролина Розати , с Карлотта Гризи и Фанни Черрито он занимался в школе уже как со состоявшимися звёздами . В 1847 году он был также приглашён как хореограф в лондонский театр Ковент-Гарден и во время пребывания в Англии выпустил очередной трактат — «Записки о танце», на этот раз скорее исторического, чем теоретико-педагогического характера .
Активную преподавательскую деятельность в Милане (с регулярными поездками в Лондон ) Блазис вёл до 1856 года, когда получил приглашение занять пост хореографа в Большом театре Варшавы . В Варшаве он, помимо балетных спектаклей, ставил танцы к коронации Александра II . Вслед за Варшавой он отправился в Лиссабон . В Португалии он проработал до 1858 года как постановщик и педагог, оставив после себя балетную школу. В 1860 году Блазис попытал счастья как хореограф в Париже, но там его работа в этом качестве не нашла поклонников: выдающийся новатор в сфере балетной педагогики откровенно отстал от веяний хореографии. В 1861 году Блазис принял приглашение дирекции Императорских театров приехать в Москву и занять должность балетмейстера и преподавателя Московского театрального училища . Как педагогу ему удалось заложить основы школы, подготовившей несколько поколений русских балерин и танцовщиков ; развитие этой школы продолжил его собственный ученик , а затем лучший ученик самого Лепри — Энрико Чекетти . Как хореограф Блазис в эти годы поставил в Москве балеты «Фауст» ( 1861 , на музыку и Ц. Пуни ), «Два дня в Венеции» (на музыку Минкуса ) и «Орфа» ( 1862 , на музыку Адана и Минкуса) . В России он написал очередную свою книгу — «Танцы вообще, балетные знаменитости и национальные танцы», содержавшую отзывы о звёздах московского Большого театра и других балетных трупп, а также о собственных воспитанницах. Отдельная глава была посвящена Аннунциате Рамаччини. Блазис преподнёс рукопись книги императору Александру, наградившему автора бриллиантовым перстнем. Однако при продлении контракта предлагаемое итальянцу жалованье было снижено, и в 1863 году он покинул Россию .
Вернувшись в Италию, Блазис продолжал работать и в 1870-е годы. Как хореограф он уже не был востребован и с 1866 года, поселившись в городке Черноббьо , сосредоточился на написании книг . В последние годы жизни он написал биографии Вигано и Гарделя, английского драматического актёра Дэвида Гаррика и композитора Джованни Перголези , не успев завершить ряд работ в области балета — «Хореографию, или Искусство писать танец», «Словарь танца» и «Поэму о танце» . Карло Блазис умер в Черноббьо в январе 1878 года; Аннунциата Рамаччини пережила мужа, скончавшись в Милане в 1892 году .
Сочинения (избранное)
- Traité élémentaire, Théorique et Pratique de l’Art de la Danse contenant les développemens, et les démonstrations des principes généraux et particuliers, qui doivent guider le danseur.. — Bologna, 1820.
- Üb.: R. Burton. The Code of Terpsichore: a Practical and Historical Treatise on the Ballet, Dancing, and Pantomime; with a Complete Theory of the Art of Dancing. — London: J. Bulcock, 1828.
- Studi sulle arti imitatrici. — Milano, 1844.
- The Young Ladies Book. — London, 1829.
- Notes upon Dancing. — London: Delaporte, 1847.
- Dello stato attuale del ballo, mimica e della coreografia. — Torino, 1852.
- Charles Villeneuveв. — Gazetta dei teatri. — 1854.
- Del Carattere della Musica sacra e del sentimento religioso. — Milano, 1854.
- L’Uomo fisico, intellettuale e morale, opera di Carlo Blasis. — Milano, 1857.
- Leonardo da Vinci per Carlo Blasis. — Milano, 1872.
Примечания
- ↑ Vittoria Ottolenghi. // Dizionario Biografico degli Italiani . — 1968. — Vol. 10.
- ↑ Блазис К. // Балет: Энциклопедия / Гл. ред. Ю. Н. Григорович. — М. : Советская энциклопедия, 1981.
- ↑ / Е. Я. Суриц // «Банкетная кампания» 1904 — Большой Иргиз. — М. : Большая российская энциклопедия, 2005. — С. 587—588. — ( Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 3). — ISBN 5-85270-331-1 .
- ↑ (англ.) . Encyclopædia Britannica . Дата обращения: 13 июня 2020.
- ↑ Dick Andros. (англ.) . Andros on Ballet (июнь 1988). Дата обращения: 13 июня 2020. 13 июня 2020 года.
- ↑ Д. Трускиновская . . Belcanto.ru . Дата обращения: 13 июня 2020. 13 июня 2020 года.
- ↑ (англ.) . 500 Years of Italian Dance: Treasures from the Cia Fornaroli Collection . Дата обращения: 13 июня 2020. 11 декабря 2019 года.
Литература
- Elizabeth Souritz. Carlo Blasis in Russia (1861—1864) (англ.) . — Pannington (NJ): A Capella Books, 1993. — ISBN 978-0965351966 .
- Flavia Pappacena. Il Trattato di Danza di Carlo Blasis (1820—1830). Carlo Blasis' Treatise on Dance (1820—1830). — Lucca: Libreria Musicale Italiana, 2005. — ISBN 978-8870964226 .
- 2021-10-07
- 2