Interested Article - Мавзолей Чашма-Айюб

Мавзолей Чашма-Айюб ( узб. Chashmayi Ayyub — букв. « Источник Айюба ( Иова ) ») — одно из самых загадочных зданий Бухары ( Узбекистан ); традиционно почитаемое место , колодец с источником, по преданию, возникшим по воле библейского Иова - Айюба .

Здание необычного облика и устройства, со сложной и не совсем ясной строительной историей. Предание датирует мазар временем правления представителя Караханидов Арслан-хана , то есть XII веком. Надпись же на доске внутри здания сообщает, что оно воздвигнуто в 1379—1380 годах при Тамерлане неким Амиром Хаджаджем. Ближайшая к входу восточная половина здания пристроена в XIV—XVI веках.

Этот архитектурный памятник находится в городском центральном парке культуры и отдыха , в разное время носившем имена С. М. Кирова и Саманидов . До 1930-х годов в этом районе было расположено скромных размеров кладбище .

После празднования «сайли нау» (Нового года) на кладбище возле мазара Чашма-Айюб (а также возле мазара Исмаила Самани» ) проводился трехдневный «сайли мазор», род поминок по умершим, на которые собирались главным образом женщины. .

Мавзолей Чашмаи-Айюб был изображен на банкноте узбекского сума достоинством в 3 сума выпуска 1994 года , который ныне вышел из обращения.

С 1991 года в Чашма-Айюбе функционирует экспозиция музея истории водоснабжения Бухары. Здесь представлены история водоснабжения Бухарского оазиса , виды водных сооружений и развитие этих зданий.

Как следствие, источник святого пророка Иова является объектом почитания не только для мусульман, но и со стороны Православной церкви Бухары . В 2017 году Бухару и источник Иова Многострадального посетил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл .

Чашма-Айюб является одним из объектов культурного наследия Узбекистана и одним из кандидатов на статус объекта всемирного наследия ЮНЕСКО .

Архитектура

Памятник представляет сложное прямоугольное здание, состоящее из четырёх помещений, расположенных анфиладой — в ряд, с запада на восток. Все четыре помещения увенчаны куполами, из которых ни один не повторяет другого. Сооружение оригинально и своеобразно с внешней стороны, в особенности, если смотреть на него с севера или с юга.

Главным фасадом мавзолей обращен на восток. В его интерьере расположены: вестибюль , помещение со «священным» колодцем, выведенным над источником; за ним — мечеть с парадной нишей михраба , здесь же находится и гур-хана Айюба, отмеченный саганой.

В гур-хане крупные литые ганчевые сталактиты нарастают в три яруса от углов по контурам двенадцатигранных звёзд, формируя систему небольших пазушных сводиков, образующих переход к уплощённому куполку — подобных композиций нет даже тимуридских памятниках Самарканда . Здесь налицо то превосходное владение пространственных построений от чертежа, намеченного лишь в плане, которое кажется непостижимым наблюдателю, но которыми доныне владеют искусные народные мастера Узбекистана .

Квадратное помещение замыкающее на западе продольную ось, отмечено снаружи круглым барабаном на невысоком квадратном постаменте, увенчанном коническим шатром . В публикациях эта не свойственная Бухаре шатровая форма объясняется тем, что в строительстве участвовали мастера из Хорезма, якобы пригнанные сюда Тимуром. Но шатровые постройки XIV века в Хорезме неизвестны, а знаменитые хорезмские шатры венчают постройки XII века — весьма относительное их сходства с шатром Чашма-Айюб говорит в пользу его ранней даты. Правда, , отметивший нетипичность конических шатров для построек времени Тимура, предполагал, что «…эта форма была для Бухары столь же традиционной, как для Хорезма или Семиречья » .

Кладка поверхности цилиндрического барабана — тщательная, с широкими и глубокими, ритмично чередующими вертикальными швами — характерна для сельджукско-караханидской архитектуры и совершенно не характерна для архитектуры XIV века. Формы и приёмы цилиндрического барабана, естественно вписывающиеся в архитектурную эстетику XI—XII веков, по одной версии чужды архитектуре послемонгольского времени.

Над входом в гур-хану размещена историческая надпись, вырезанная на майоликовых плитках бирюзового цвета. Она была создана в эпоху Амира Темура, однако при одном из ремонтов майоликовые плитки в середине текста были перепутаны местами. Кроме того некоторые плитки утрачены. Далее приводится исправленный текст: «Завершено строительство этого здания по указанию султана Мавераннахра и Хорасана Амира Темура Курагана — да умножится его милость над всеми мусульманами! — усилиями Амира Хаджжаджа в месяцы года 785 (1383—1384)» .

Над входом в гур-хану , над упомянутой выше надписью, на деревянной широкой доске имеется исторический резной текст истории посещения Айюбом Бухары, написанный курсивным почерком типа шикасте и заимствованный из ныне утраченного сочинения бухарского историка , — «Тарихи Бухара» («История Бухары». X век) . Вокруг этого текста тем же почерком шикасте написан фрагмент из Корана . Почерк надписи несколько грубоват, что связывают, с тем, что дерево, на котором вырезался текст (предположительно гуджум ), очень твёрдое. Однако диакритические точки расставлены регулярно, а сам текст при взгляде снизу читается достаточно свободно. Кроме того, стиль изложения прост. не включает в себя сложные речевые обороты. Следовательно, текст был доступен паломникам, обладающим даже начальными навыками чтения.

Предания и легенды

В сказании, зафиксированном в древних рукописях, излагается следующая история. Уставший в странствиях пророк Айюб ( Иов ) переправился через Амударью и дошёл до Бухары. Жители города приняли его с почестями, в знак благодарности Иов произнёс: «О, Боже! Принеси изобилие их потомкам, принеси их врагам поражение, отврати от них смуту!» . Он умер в Бухаре именно в этом месте, которое сохранилось и почитаемо доныне как мазар ; под ним есть источник, по легенде являющийся одним из источников джанната ( рая ). Говорят, возле него росло дерево, у которого даже зимой листья были зелёными .

В другом варианте легенды об Иове сообщается, что в том месте, где он остановился, от удара посохом о землю забил родник. Его вода считалась целебной, к источнику потянулись многочисленные паломники. Со временем место приобрело статус мазара — места поклонения. Вокруг него появилось кладбище, функционировавшее на протяжении более тысячи лет. Считалось, что вода источника излечивает кожных болезней и даже проказу .

Примечания

  1. , с. 64.
  2. Каримова К., Алимов Т. Бухара. Город и легенды. — 1-е изд. — Ташкент: ООО "DAVR NASHRIYOTI", 2010. — С. 13. — 30 с.
  3. от 15 августа 2020 на Wayback Machine // Фома
  4. . Lex.uz . Дата обращения: 22 февраля 2020. 9 октября 2020 года.
  5. , с. 124—125.
  6. , с. 381—396.

Литература

  • Ашуров Я. С. Бухара / Под ред. Намазова Д. Н. — Т.: Узбекистан, 1968. — 104 с.
  • Бухара // Архитектурная эпиграфика Узбекистана / Абдухаликов Ф. Ф . — Т. : Usbekistan today, 2016.
  • Пугаченкова Г. А. По древним памятникам Самарканда и Бухары. — М. : Искусство , 1968. — 205 с.
  • Ремпель Л. И. Далекое и близкое. Бухарские записи. — Т. : Из-во литературы и искусства им. Г. Гуляма, 1981. — 304 p.
Источник —

Same as Мавзолей Чашма-Айюб