Магический реализм в фильмах
- 1 year ago
- 0
- 0
Маги́ческий криста́лл (также — хрустальный шар ) — известный по многим легендам европейского Средневековья предмет, представляющий собой кристаллический или стеклянный шар, который якобы обладает магическими свойствами . Чаще всего под этим понимается возможность для гадалки или ясновидящего, использующих кристалл, видеть с его помощью будущее , реже — прошлое или просто далёкие места.
Традиционно магический кристалл представляет собой шар из более-менее прозрачного кристаллического материала ( берилл , бесцветный кварц , искусственные кристаллы) или же из стекла (в этом случае он именуется «стеклянным шаром»). В зависимости от своей формы он может именоваться также «сферой», «глобусом» и другими терминами.
Иногда именуется «камнем видения». Существует несколько наименований гадания с помощью магического кристалла: в английском языке чаще всего используются слова Scrying и cristallomanzia . В парапсихологии употребляется термин «кристаллоскопия» .
Определить точное время появления хрустального шара затруднительно. Использование объектов из прозрачных материалов для занятий магией или гаданиями практиковалось с древних времён и являлось общим для многих цивилизаций. Ещё во II тысячелетии до н. э. друиды — жрецы древних кельтов, населявших Британские острова, — использовали прозрачные камни для предсказывания будущего. Религия друидов имела сходство с древнейшей религией Англии (памятником которой является Стоунхендж ), поэтому на деле такие гадания могли практиковаться и ранее.
В континентальной Европе хрустальные шары стали появляться не ранее 500-х годов, а относительное распространение получили только в период « Высокого Средневековья » (до 1500-х годов), если не позже .
В гробнице короля франков Хильдерика I (ум. 481/482) была найдена прозрачная сфера из берилла диаметром 3,8 сантиметра; это открытие породило легенду о том, что король мог использовать её для предсказания будущего . Объект был похож на другие шары, которые позже были найдены в гробницах периода Меровингов (во Франции) и правителей саксов (в Англии), некоторые из которых были в комплекте с рамкой, что предполагало декоративную природу объекта. Тем не менее, было отмечено, что эти кристаллы идентичны другим шарам, использовавшимся для заклинаний или гадания. Поэтому возможно, хотя и не точно, что эти хрустальные шары использовали для гадания .
В период 1100-х — 1500-х годов в Европе странствующие цыгане и различные шарлатаны, выдававшие себя за волшебников, ведьм, экстрасенсов, прорицателей и тому подобных, использовали хрустальные шары, якобы позволявшие им видеть « прошлое, настоящее и будущее ».
Благодаря своей прозрачности природные драгоценные камни — бериллы — часто использовались для гадания ещё в древности. Жители Северо-Шотландского нагорья называли их « камнями власти ». Хотя ранние хрустальные шары делались из берилла, позднее их стали изготавливать из кварца , ещё более прозрачного материала.
Хрустальный шар использовался по-разному и для различных целей, но самой частой было гадание. Появился даже термин «кристаллизм», обозначающий гадание на хрустальных шарах.
Процесс «видения в хрустальном шаре» ( англ. Scrying ) представлял собой попытки увидеть какие-либо изображения внутри сферы, либо на её поверхности, чтобы затем интерпретировать их как важную информацию. Эта информация затем использовалась для советов по поводу принятия важных решений в различных областях жизни: любви, брака, финансового благополучия и так далее . Чаще всего это были предсказания о будущем, но иногда они трактовались как видения прошлого, отдалённых мест или же просто как символические образы, которые объяснялись исходя из навыков и знаний предполагаемого мага или исходя из личности получателя символического сообщения.
Хрустальный шар использовался также для имитации связи с умершими людьми или сверхъестественными существами, поскольку считалось, что характеристики данного объекта способствуют подобной коммуникации: практикующий якобы мог воспринимать образ умершего или сущности, но не воспринимать его чёткого изображения или лица, что считалось быть опасным.
Практике обращения с хрустальным шаром должен был предшествовать достаточно сложный предварительный ритуал, чтобы нужный эффект в итоге был достигнут .
Связь между практикующим и хрустальным шаром якобы могла осуществляться через зрение, то есть маг должен был смотреть на объект, через прикосновение, то есть осязательный контакт практикующего с объектом, или посредством обоих способов сразу. При использовании техники зрения маг якобы должен был пристально смотреть на шар, пока изображение не начнёт формироваться, и ни в коем случае не отводить взгляд в сторону до того момента, пока оно не исчезнет.
Чтобы «способствовать формированию образов», некоторые «маги» подносили хрустальные шары к тёмным стенам или оборачивали их чёрной тканью, а также занимались практикой с ним в тёмное время суток или на рассвете. Некоторые из них при этом в транс, тогда как другие — нет.
Джон Ди (13 июля 1527—1608 или 1609 г.г.), известный британский математик, астроном, географ, астролог и алхимик XVI века, личный консультант королевы Елизаветы I по вопросам науки, использовал кристальные шары в своих работах в области алхимии, гадания, мистики и герметической философии. В частности, Джон Ди утверждал, что получил кристальный шар от ангела 21 ноября 1582 года и затем использовал его несколько раз, чтобы поддерживать контакт с ангелами, пользуясь услугами ассистировавшего ему медиума Эдварда Келли. Кристальный шар из берилла диаметром 6 сантиметров, который, возможно, использовал Ди, сейчас хранится в Британском музее вместе с опорами, на которых он находился во время сеансов .
Два других хрустальных шара, относящихся ко временам Ди, хранятся в Музее истории науки в Оксфорде и в Музее науки в Лондоне. Оба они использовались их владельцами даже в качестве средства медицинской диагностики. Вместе со вторым шаром сохранилась и рукопись с инструкцией по его применению .
Кроме того, кристальный шар использовал Марк Антоний де Доминис — в качестве призмы, чтобы попытаться объяснить появление радуги .
В 1900 году был поставлен опыт по введению человека в гипнотическое состояние с целью изучения сомнамбулизма, для чего использовался кристальный шар .
Антропологи Эндрю Лэнг и Ада Гудрих-Фрир в XIX веке проводили множество экспериментов с кристальными шарами. Их исследования, в частности, показали, что старейшие кристальные шары, в том числе шар Ди, были именно из берилла, а не из кварца, как считалось ранее.
Следует отметить, что первые попытки разоблачить мистицизм вокруг хрустального шара предпринимались ещё в XVI веке, хотя в то время они сами напоминали мистику. Так, алхимик Парацельс , живший в XVI веке, считал, что структура кристального шара взаимодействует с тем, что он называл magnes microcosmi , то есть «человеческим магнетизмом», и якобы именно это приводит к видениям .
Кристальные шары обрели второе рождение в XIX веке, став неотъемлемым атрибутом выступлений иллюзионистов - менталистов , в которых исполнитель отвечал на вопросы аудитории с помощью различных хитростей, но якобы — с помощью кристального шара; такие выступления носили названия «Crystal Gazing acts». Один из самых известный иллюзионистов начала XX века, Клод Александер, был известен как «Провидец Александер» и активно использовал кристальный шар.