Джеймс, Эдмунд Джейнс
- 1 year ago
- 0
- 0
Жей, Джей (в литературе также известны как Жевой ) ( чечен. Жей, Джей, Жевой ) — один из «основных коренных чеченских тайпов » , расселённых в Чечне и в чеченских населённых пунктах в Дагестане по месту древнего проживания чеченских тайпов в Аухе. По преданию считаются непосредственно аккинским тайпом и являются выходцами из высокогорного с. Дженчу Галанчожского района Чечни . «Из горного Галанчожского района в верховьях реки Гехи часть представителей аккинского общества (тукхума) - тайп Жевой (Жей) - переселились далеко на восток в район Ауха» . Основные населённые пункты в Чечне, где проживает тайп — это Аргун , Бердыкель , Гехи , Гойты , Хал-Килой , Грозный , Наурская , Терское , Дуба-Юрт , а также в селениях Акташ-Аух , Хасавюрт , Чонт-аул и др.
Чеченский исследователь-краевед, педагог и народный поэт Ахмад Сулейманов утверждал, что основу названия тайпа легло чеченское «жей» — крест и это слово в основе названия тайпа Жевой. Исследуя образование слова Сулейманов А.С. сообщает, что « жей, жай, жейна, жайна, жІара, жоьрда — это все варианты названия одного и того же предмета — креста », но кроме этого неоднократно приводит дополнительно перевод этих слов в значении - книга .
Однако, надо отметить, что символ креста был знаком чеченцам ещё в дохристианские времена в качестве солярного знака . Так, доктор исторических наук, видный археолог В.И. Марковин , продолжая изложенную мысль сообщает, что вайнахам был известен ещё в древности крест в круге, воспринимая его как «хороший крест», тесно связываемый с археологической культурой не только чеченцев и ингушей, но и алан .
Авторитетный филолог, лингвист и историк И.Ю. Алироев и исследователь истории чеченцев в Панкисии Л.Ю. Маргошвили в книге «Кистины» сообщает, что в кистинском диалекте «джей/джейн - это религиозная книга» , соответствующее «жайна» в чеченском литературном языке .
В известном словаре чеченского языка «Дош» лингвиста и фольклориста А.Т. Исмаилова указывается: Жайна (жей, жай, жагна)-амулет треугольной формы, который носят на шее; книга религиозного содержания , также установив их взаимную равнозначность .
И. Арсаханов в своей специальной монографии «Аккинский диалект в системе чечено-ингушского языка», изданной в 1959 г. под редакцией Х. Ошаева, указывает, что слово джай в аккинском диалекте - это книга, оно равнозначно более известному чеченцам и ингушам - джайна и бацбийскому -жагн .
Исходя из сказанного выше следует, что джей, джай имеют единую этимологию связанную с крестом, а точнее со свастикой и с дальнейшей поздней эволюцией этого символа в значении «священного писания, амулета, книга» , что нашло своё отражение в смысле вышедшего из оборота субэтнонима «лам-кересты» , под которым в исторической науке были известны горцы аккинцы .
Согласно сведениям выписки из архива Султан Казы Гирея, приводимым в «Сборнике материалов для описания местности и племён Кавказа» , выпуск 44, 1915 г. в статье «Курганы в окрестностях станицы Змейской », сообщается, что представители Джей принимали участие в битве против Аксак Тимура на стороне хана Тохтамыша и там же указывается, что Джей родственны «Хевсуры, Кисты , Карабулаки , Аристинцы и Шатоевцы » . Последнее утверждение также доказывается данными многочисленных выводов генетических тестов ДНК всех перечисленных в этой цитате чеченских обществ, а именно согласно BIG-Y протестированным представителям Жей/Жевой генетически родственны представители из тайпов Терлой , Хилдехарой , Хачарой , Мержой , Пхамтой , Пхарчхой , Дишний , а также хевсур Хорнаули .
В ходе полевых работ Ахмедом Сулеймановым было выявлено, что «на территории исторической Тушетии, куда входила и территория Лам-Баца и КІах-Баца (Горная и Равнинная Баца), действовали вооруженные отряды (войска), носившие различные названия: Ардалойн-бIа, ЖІайн-гІера, Бургул-бIа, ГIера-гІаьтта, Антал-гIера, Эстин-гIера, Пхойн-гIера, Тилла-тоба, ЦІойн-гІера, Туш-гIера. По всей вероятности, эти отряды в основном выполняли миссионерскую деятельность распространения и укрепления христианства» .
На территории Чечни неоднократно встречаются топонимы , названия уничтоженных сёл, основанных тайпом. Так, на востоке от Дуба-Юрта и Чири-Юрта было урочище и одноименное село Джейнчу - одно из первых поселений, основанных аккинским тайпом Жей/Жевой на правом берегу низовьев р. Аргун после переселения из аула Жейнчу Галанчожского района Чечни верховьев р. Гехи. Этот аул, так или иначе присутствует в преданиях многих представителей тайпа, проживающих в разных частях Чечни . Так А. Сулейманов в «Топонимии» описывает это место «Жайнечу (Жайнечу) - урочище на востоке от Дуба-Юрта, за хребтом Малхбалехьара дукъ. Жайна - (чеч.) крест, талисман, книга» .
Имеется запись от 27 августа 1832 года в Актах, собранных Кавказской археографической комиссией : «22 числа сего августа, перейдя вброд быструю 8-ми рукавную р. Аргунь…Две непокорные деревни Белгатой или Малый-Чеченъ и Джан-юртъ, находившиеся вблизи сей реки, были немедленно истреблены» .
Население данного аула в основном переселилось в Жей-Юрт, находившееся ещё в середине 19 века на левом берегу р. Аргун (в нынешнем селе Бердыкель ). В дальнейшем предпринимались попытки вновь оживить село, однако окончательно оно осталось покинутым в результате насильственной депортации чеченцев и ингушей в 1944 году. Также свидетельство об уничтожении данного села имеются в отчёте командующего Сунженской линией полковника А.П. Пулло по состоянию на 1837 г., обнаруженном сотрудниками Архивного управления Чечни в Отделе письменных источников Государственного исторического музея России(ОПИ ГИМ): «… Чеченцы, живущие на Сунже и за оною: Джен-Юрт . Малая часть жителей этих деревень покорена в 1832 году» .
Оба этих населенных пунктах, как в правобережье р. Аргун, так и в верховьях р. Гехи в разное время именовались: 1. Аул на правобережье низовьев р. Аргун - Джеанч , Джанчо , Джаинчу , Джайнчу ; 2. Аул в верховьях р. Гехи - Джанчи , Дженчу , Дженчу и т.д. .
А.С. Сулейманов сообщает о существования упомянутого выше урочища Жей-юрт (в прошлом поселение) в Грозненском районе Чечни на западе села Бердыкель в левобережье долины реки Аргун . Это же село указывается на картах Чечни 19 века, как Джан-юрт на левом берегу реки Аргун (уточнение по берегам вносится, так как разные, но одноименные тайповые поседения находились по обоим берегам реки) . В настоящее время в Бердыкеле живет около 200 дворов тайпа Жей. . Данное селение указано в списке независимых чеченцев в работе 1834 г. инженера-топографа Иогана Бларамберга , переведённой с французского языка в 80-х годах XX века в России, согласно цитате: «Независимые Чеченцы …слева от Аргуна: Бердикель, Джан-юрт, Тепли, Курдали» .
На западной окраине Акташ-Ауха , расположена местность, которая носит название «Жевой басе», что переводится как «склон жевойцев» .
Согласно «Родословной списка узденей и пользующихся особым уважением лиц» от 1834 г. предок старшины Акташ Ауха из фамилии Джавай (Жевой) Какя Тавмурзаев «вышел из Чечни» , чем также дополнительно доказывается единство происхождения из Чечни представителей тайпа вне зависимости от диалектных названий и места древнего оседлого проживания.
По мнению чеченского исследователя-историка Явуса Ахмадова , тайпы Жевой, Барчхой и Зогой образовались из родственных групп, которые со временем откололись от более крупных кланов (тайпов) и стали самостоятельными тайпами .
Также на территории Чечни представители тайпа Жей основали и другие уничтоженные в ходе Кавказской войны населенные пункты, в их числе крупный в 19 веке аул Деха Ирзу , который в литературе назвали Дахын Ирзав и т.д., располагавшийся при слиянии Сунжи и Аргуна. Жители этого поселения оказали отчаянное сопротивление завоевателям, что нашло отражение в многочисленных описаниях военнослужащих тех времён и преданиях представителей тайпа.
Вот как описывается само поселение и его уничтожение: «В Большой Чечне, при слиянии Сунжи и Аргуна, стоял богатый и многолюдный аул Дахин-ирзау ( Деха-Ирзу ), известный также под именем Узун-Тала (по-тюркски - Длинная поляна). Жители этого аула не только сами предпринимали частые хищнические набеги за наши линии, но и другим партиям, пробиравшимся к нам на грабежи, давали пристанище; у них же укрывались бежавшие от нас в горы мирные чеченцы и кабардинцы, абреки всех народностей, беглые казаки и солдаты. Разбои в ногайских кочевьях, о которых в первых числах октября получались сведения начальником левого фланга, произведены были ими, как единогласно показывали лазутчики. Дерзость их доходила до того, что они появлялись даже на астраханском тракте. Два чиновника, попавшие в плен 6-го октября, захвачены были ими. Занимаясь постоянно грабежами и разбоями, получая выкуп за пленных, они жили богаче всех своих соседей, чрез что не только на них, но и на все население нижней Джалки имели большое влияние.»
После неоднократного уничтожения царскими войсками данного аула часть его жителей мигрировала к своим родственникам Жевой в аул Ваниг в Аух. Этот аул также был уничтожен вместе с близлежащим Албури-Отар в ходе Кавказской войны . В дальнейшем жители Деха Ирзе вернулись на территорию своего прежнего жительства и расселены в настоящее время в центре г. Аргун.
Согласно «Материалам по археологии Кавказа» 1888 г. в чеченских преданиях рассказывается, что в некоторых башнях Шатойского ущелья жили Джай .
Кандидат исторических наук, этнограф И. М. Саидов в своей статье «О расселении нахских тайпов и тайповых отношениях» привёл сведения о том, что одно время в Джейрахе преобладал тайп Джей. Некоторые считают их ассимилировавшимися среди аварцев нахскими стражниками . Однако никаких доказательств, подтверждающих данную ассимиляцию, на сегодняшний день не имеется ввиду того, что тайп представлен только в среде чеченцев и выходцев из Чечни, четко осознаёт свою нахчийскую национальную идентичность и генетически однороден с другими коренными нахскими обществами.
Руслан Цакаев - род. 24 сентября 1956 г., Казахская ССР, умер 03 мая 2003 г. (46 лет) - в должности прокурора Урус-Мартановского района ЧИАССР в 1990 г. возбудил первое и единственное уголовное дело по факту геноцида и массового убийства чеченцев в 1944 г. в с. Хайбах . 1997-2002 гг. - старший прокурор Генеральной прокуратуры РФ, 2002-2003 гг. - министр внутренних дел ЧР. Генерал-майор.
Хасан Бисултанов - род. 20 января 1972 г., Аргун , Чечено-Ингушская АССР — первый Олимпийский чемпион по дзюдо среди чеченцев (2000г., Сидней), серебряный призёр чемпионата мира 1999 г., чемпион Европы 1997 г., двукратный чемпион СССР, многократный чемпион Турции. В настоящее время тренирует сборную Турции по дзюдо.
Рамзан Ирбайханов - род. 8 июля 1983 г., Хасавюрт , Дагестанская АССР, СССР) — Олимпийский чемпион по вольной борьбе (2008 г., Пекин), чемпион мира и Европы. Участник Олимпийских игр 2012 г. в Лондоне. Тренер по борьбе сборной Туркмении.