Interested Article - Дворец и крепость
- 2021-11-07
- 1
«Дворец и крепость» — советский фильм 1924 года режиссёра Александра Ивановского , сюжет основан на реальной истории Михаила Бейдемана , по роману Ольги Форш «Одеты камнем» и повести Павла Щёголева «Таинственный узник».
Сюжет
О судьбе Михаила Бейдемана , без суда и следствия, лишь одним приказом Александра II , в возрасте 21 года заключённого в Петропавловской крепости и проведшего там более двадцати лет.
Начальные титры: «В стенах Петропавловской крепости томятся враги русского самодержавия, а на другом берегу Невы красуется Зимний дворец …».
Недалеко в маленькой квартирке со своей матушкой и сестрами живет юнкер Бейдеман, влюблённый в Веру — дочь богатого помещика Лагутина, руки которой добивается и князь Куракин. В это время народовольцы подрывают карету с царем, и власти устраивают облаву на противников самодержавия. И следующие двадцать лет Бейдеман проведёт в стенах Петропавловской крепости. Состарившегося, практически лишившегося разума, его освобождают из застенков крепости, но Бейдеман просто не в состоянии это осознать. Случайная встреча с Верой становится концом для обоих бывших влюблённых — они едва узнают друг друга, и ошарашенные неожиданным свиданием, умирают.
В ролях
- — Михаил Бейдеман
- — Лагутин, помещик
- Елена Хмелевская — Вера Лагутина, дочь помещика
- Мария Юрьева — мать Бейдемана
- — Сергей Нечаев
- Геннадий Мичурин — Дмитрий Каракозов
- — Александр II
- Яков Малютин — Александр III
- Надежда Комаровская — Мария Александровна , императрица
- Николай Шмидтгоф — князь Гагарин
- Кондрат Яковлев — граф Муравьев
- — граф Игнатьев
- — граф Шувалов
- — комендант
- Пётр Кузнецов — смотритель
- Елена Туманская — Марфа
- — Пётр, жених Марфы
- — Викторина, сестра Бейдмана
- Дмитрий Сергеев-Черкасов — Палисадов, священник
- Михаил Романов — узник
- — швейцар
В эпизодах: Сергей Васильев , Эдуард Иогансон , Алексей Масеев и другие.
Критика
Фильм был хорошо принят и советским зрителем и с успехом демонстрировался в течение длительного времени .
При этом имевший высокую стоимость — не менее 100000 рублей золотом, фильм окупился в прокате .
Фильм стал одним из первых успехов советского кинематогафа, признанным в ряде зарубежных стран, в частности в Германии .
Тщательность, серьезность в подходе к историческому материалу выделяли картину «Дворец и крепость» из общей кинематографической продукции начала 20-х годов.
— История советского кино, Том 1 / Институт истории искусств. — М.: Искусство, 1969
Признанный удачным, в истории советского кино фильм занял почётное место как определивший в 1920-х годах тему историко-революционного фильма, которой в дальнейшем суждено было стать главной в советском кино на десятилетия .
Киновед Н. А. Лебедев отметил как удачное применение режиссёром монтажа по контрасту сцен, так и художественное оформление фильма — натурные съёмки проходили в подлинных местах событий — Зимнем дворце и Петропавловской крепости, на площадях и улицах города, а декорации фильма работы художников Бориса Рериха и Владимира Щуко были оценены как прекрасные, не только восстанавливающие ход событий, но и воспроизводившие колорит эпохи .
Киновед Р. П. Соболев отмечал, что сценарий фильма как исторической драмы создан по канонам того времени — драма была показана в форме бытовых обстоятельств и характеров героев, а не как позже в кинематографии в форме конфликта идей, при этом сюжет оказался перегружен интересным и обильным материалом — факты действительной истории превосходили любой вымысел :
Фильм не освободился от сценарных «излишеств», и это породило нередкий в искусствознании парадокс в его оценках: по выходе фильма критики жаловались, что исторических эпизодов слишком много и они мешают следить за личной драмой Бейдемана, а спустя три десятилетия было сказано совершенно обратное — что драматическая сюжетная линия банальна и потому не способна объединить воедино интересные исторические факты.
При этом фильм негатично оценивался представителями « формализма », так Виктор Шкловский назвал фильм слабым, контрастный монтаж неудачным — авторы показали здесь «своё кинематографическое бессилие», а сюжет хоть и интересным, но не кинематографичным :
Сценарий «Дворец и крепость» чрезвычайно традиционен, вся первая часть его как будто убежала из какой-то другой картины. Напрасно бегала, ей и там было хорошо. Я, конечно, никого не обвиняю в плагиате — общие места не плагиатируются. Незачем делать фильму из погони всадников за тройкой, танцев мужичков, барина на колонном крыльце и т. п. Вина во всем этом, конечно, лежит не на П. Щеголеве, который как историк не обязан понимать законы кинематографии, да и искусства вообще, а на талантливой Ольге Форш.
Кинокритик Владимир Недоброво так оценивал фильм: «Для 24 года „Дворец и крепость“ Ивановского — достижение, может быть, даже весьма значительное. Точность стиля, подлинность исторической архитектуры, впервые открываемый перед массовым зрителем материал, корректное пользование монументальными декорациями — были достоинством ленты. Но привычные для Ивановского, как оперного режиссёра, методы строения зрелища оказали ему в кино медвежью услугу. Фильм был безнадёжно театральным по композиции, аморфным и вялым по монтажу, докучно литературным по надписям» .
Литература
- Федин К. — Дворец и крепость // Жизнь искусства , № 7, 1924. — стр. 21
- Никулин Л. — Дворец и крепость // Киногазета, 12 февраля 1924
- Гуттер Р. — Германский спец о фильме «Дворец и крепость» (с прим. редакции) // Кинонеделя, № 8, 1924. — стр. 1
- Ю. С. — Крупное достижение нашего искусства // Известия, 12 февраля 1924
Примечания
- ↑ Н. А. Лебедев — Очерки истории кино СССР. Немое кино: 1918—1934 годы
- Из истории кино, Выпуск 4, Искусство, 1961
- История советского кино, Том 1 / Институт истории искусств. — М.: Искусство, 1969
- ↑ Ромил Соболев — «20 режиссёрских биографий», Издательство «Искусство», Москва 1971 год (стр.126-127)
- Виктор Шкловский — Собрание сочинений. Том 1: Революция
- Недоброво В. А.В. Ивановский // Кино (Ленинградское приложение). — 1927. — 1 февраля ( № 5 ). — С. 3 .
Источники
- 2021-11-07
- 1