Interested Article - Вильде, Рудольф Теодорович

Рудо́льф Теодо́рович Ви́льде или Рудольф Фёдорович Вильде-фон-Вильдеман ( нем. Rudolph Alexander Theodor Wilde von Wildemann ; 29 октября [ 10 ноября ] 1868 , Курляндская губерния 30 апреля 1938 , Ленинград , Ленинград ) — художник декоративно-прикладного искусства, живописец, график , педагог . Российский и советский художник немецкого происхождения.

Биография

Уроженец Курляндской губернии . После окончания гимназии в Митаве в начале 1890-х годов учился в Рисовальной мастерской при Прохоровской (Трехгорной) мануфактуре в Москве . В 1894—1899 годах проходил обучение в Центральном училище технического рисования барона А. Л. Штиглица в Петербурге , став «учёным рисовальщиком». В 1899—1902 годах — пенсионер училища в Германии, Франции, Италии .

В 1905 году в должности рисовальщика-композитора работал на Императорском фарфоровом заводе , а с 1906 по 1935 годы руководил живописной и шлифовальческой мастерскими Фарфорового и Стеклянного заводов .

В 1912 году был членом жюри конкурса им. Карла Фаберже .

С 1936 года — художник фарфорового завода «Комитерн» в Волхове , затем художник при фабрике в п. Пролетарий Новгородского района Ленинградской области .

Арестован 1 февраля 1938 года Комиссией НКВД и Прокуратуры СССР . 14 апреля 1938 года приговорен по ст. ст. 58-2-6-11 УК РСФСР к высшей мере наказания. Расстрелян в Ленинграде 30 апреля 1938 года . По официальным сведениям советского времени скончался в 1942 году .

Творчество

Тарелка «Да здравствуют Советы!», 1925 год. Фарфор, роспись, Государственный фарфоровый завод. Ивановский областной художественный музей

В 1890-е — 1900-е годы делал рисунки для тканей, обоев, украшений мебели, эскизы предметов из серебра и стекла, ювелирных изделий Прохоровской (Трехгорной) мануфактуры. Участвовал в росписи особняка С. П. Елисеева на Мойке . Выполнил зарисовки интерьеров Ораниенбаумского дворца . Писал станковые пейзажи («У озера», «Доисторический пейзаж») и натюрморты («Азалии», «Полевые цветы», «Гортензии», «Флоксы»). С с 1904 года являлся членом Русского художественно-промышленного общества в Петербурге .

В 1900-е годы создавал эскизы для императорского хрусталя и ваз в стиле модерн и неорусского стиля . Разрабатывал проекты росписи ваз полихромными эмалями (вазы «Павлины», 1906; «Семилистник», 1908). В советскую эпоху создавал эскизы произведений агитационного фарфора в авангардном стиле : «Победа трудящихся 25 октября» (1920), «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!», «Победа трудящихся. 1917—1920», «Спасти революцию — помочь голодающим» (все — 1921), «Да здравствует IX съезд» (1922), блюда: «1 мая 1921» (1921), сервиза «Серп, молот и книги» (1921) и других .

« Рудольфу Вильде принадлежит такая очень интересная линия в декорировании предметов из фарфора. А именно — роспись полихромными цветными эмалями. Это достаточно трудоемкая техника. Потому что эмаль довольно тягучая. И чтобы ее ограничить, надо довольно часто использовать тоненький золотой контур вокруг какого-то элемента декора » (Ольга Баранова, главный хранитель отдела «Музей Императорского фарфорового завода» Государственного Эрмитажа)

Вильде был представителем демократической интеллигенции, что проявилось в выборе девизов, нанесённых на его работы. Слова министра юстиции первой Французской Республики Дантона , сказанные в момент наступления прусской армии на Париж «Дерзай, дерзай ещё раз и всегда дерзай — и Франция будет спасена!» запечатлены как «Дерзай, дерзай ещё раз и всегда дерзай». Революция, поводом для которой послужили военные неудачи Франции, напоминала ситуацию 1920 года в России. Возможно, вспомнив казнённого своими соратниками Дантона, художник намекал на другую его знаменитую фразу: «Революция пожирает собственных детей». Вильде также использовал лозунги госиздательства .

В 1925 году на Всемирной выставке в Париже его работы отмечены золотой медалью.

Произведения выставлены в крупнейших музейных собраниях, включая Эрмитаж (музей Императорского фарфорового завода), Государственный Русский музей , Государственный исторический музей , Государственный музей керамики, усадьбе « Кусково » и других .

Примечания

  1. . artinvestment.ru. Дата обращения: 26 мая 2019. 26 июня 2014 года.
  2. / А. Я. Разумов . — Ленинградский мартиролог 1937-1938 годов. — СПб. : Центр «Возвращённые имена». — Т. 9. 5 января 2022 года.
  3. Т. Малинина. Императорский стеклянный завод, 1777-1917 / Государственный Эрмитаж. — СПб. : Славия, 2004. — С. 225. — 268 с.
  4. . — Изд-во Московской школы акварели Сергекя Андрияки, 2004. — 76 с. 8 июня 2022 года.
  5. www.culture.ru. Дата обращения: 26 мая 2019. 12 мая 2019 года.
  6. . Телеканал Санкт-Петербург . АО «ГАТР» (11 января 2019). Дата обращения: 26 мая 2019.
  7. Павел Ефанов. . Журнал «SAMMLUNG/КОЛЛЕКЦИЯ» (8 января 2018). Дата обращения: 28 мая 2019. 28 мая 2019 года.

Литература

  • Великая утопия: Русский и советский авангард 1915-1932 / Министерство культуры РФ, Государственная Третьяковская галерея, Государственный русский музей. — Франкфурт, Амстердам: Бентелли, 1993. — С. 243—248. — 831 с.
  • Поднесение к Рождеству. Рудольф Вильде (1868-1938). Фарфор, стекло, графика. — СПб. : Эрмитаж, 2018. — 236 с. — ISBN 978-5-93572-819-9 .

Ссылки

  • . Государственный Эрмитаж.
  • . Артпоиск.
Источник —

Same as Вильде, Рудольф Теодорович