Interested Article - Мансур аль-Халладж
- 2020-07-29
- 1
Абу́ Абдулла́х аль-Хусе́йн ибн Мансу́р аль-Халла́дж , известный как Мансу́р аль-Халла́дж ( араб. منصور الحلاج ; 858 — 26 марта 922 ) — исламский богослов и мистик из южного Ирана ( Фарс ), представитель суфизма .
Биография
Детство и юность он провёл в и Тустаре , где его отец, по всей видимости, был чесальщиком хлопка (прозвище Халладж означает «чесальщик хлопка»). Халладж стал учеником известного суфия Сахла ат-Тустари и переехал вместе с ним в Басру . Позже, уже в Багдаде , его учителями были также выдающиеся мистики Амр ал-Макки и Джунайд . Вскоре Халладж женится, и у него рождается сын, которому, в основном, мы и обязаны сведениями об отце. Борясь против элитарности суфизма, он носил не суфийскую власяницу, а простой халат воина.
Халладж подвергался преследованиям не только со стороны правоверных богословов, обвинявших его в несоблюдении обрядов, отрицании ритуала, претензиях на самообожествление, публичном чудотворстве, но и со стороны многих суфиев, ставивших в вину проповеднику разглашение божественных тайн и даже называвших Халладжа шарлатаном. Халладж публично провозгласил путь экстатического единения с Богом единственно истинным и не нуждающимся в дополнении к нему внешнего обрядового благочестия. За ересь заключён в багдадскую тюрьму, где провёл 11 лет, и казнён.
-
Казнь Мансура Халладжа изображённая на могольской миниатюре
Учение
- В ходе одной из медитаций воскликнул: «Ана-л-Хакк» (Я есть Истина ), за что был обвинён в богохульстве , брошен в тюрьму ( 913 ), где и написал свой единственный трактат «Китаб ат-тавасин». Затем был казнён. Руми расшифровывал, сказанное Халладжем «Я есть Бог» как великое смирение, а вовсе не высокомерие. Человек утверждающий: «Я есть Бог», подразумевает, что его нет, а есть только Бог. От любви к Богу человек ощущает полное слияние с ним .
- Вслед за Джунайдом придерживался доктрины фана — растворения мистика в Боге.
- Халладж также ссылается на Иблиса , изгнанного из рая за свою любовь к Богу: он отказался поклониться венцу творения, человеку, ибо считал достойным поклонения только Бога.
Сочинения
- Китаб ат-Тавасин. Сад Знания / ал-Хусайн ибн Мансур ал-Халладж; Пер. с араб. Виктора Нечипуренко, Ирины Полонской; предисл. В. Нечипуренко. — Ростов н/Д: Ростовское бюро пропаганды художественной литературы Союза писателей РФ, 2007. — 180 с.
- ал-Халладж ал-Хусайн ибн Мансур Китаб ат-Тавасин. Сад Знания / Пер. с араб. Виктора Нечипуренко, Ирины Полонской / Предисл. В. Нечипуренко, И. Полонской. Москва: Номос, 2010. — 96 с. ISBN 978-5-9900868-6-9 .
- ал-Халладж ал-Хусайн ибн Мансур Китаб ат-Тавасин. Сад Знания / Пер. с араб. Виктора Нечипуренко, Ирины Полонской / Предисл. В. Нечипуренко, И. Полонской. Издание 3-е, исправл. 2013. — 82 с.
Примечания
- ↑ Husain Ibn Mansur al-Halladj // (нем.) / Hrsg.: Bibliographisches Institut & F. A. Brockhaus ,
- Hallâj //
- J.W. Fiegenbaum al-Hallaj // (англ.)
- Под ред. Мотрошиловой Н. В. Глава 4. ЧЕЛОВЕК В КОНТЕКСТЕ ТРАДИЦИОННЫХ КУЛЬТУР 3. ДОБРОДЕТЕЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕК ДОБРОДЕТЕЛЬНОГО ГОРОДА // История философии: Запад-Россия-Восток. — М. : «Греко-латинский кабинет», 2000. — Т. 1. — 448 с. — ISBN 5-87245-047-8 .
Ссылки
- 2020-07-29
- 1