Interested Article - Босорка

Босорка. Фрагмент иконы « Страшный суд ». XVII век. Восточная Словакия

Босо́рка ( венг. boszorka , з.-слав. bosorka , укр. босорка ), босорка́ня ( венг. boszorkány , укр. босорканя ) , босорко́й ( рум. bosorcoi ) — мифологический персонаж народов Карпат ( венгров , , славян ), ведьма или колдун с чертами вампира . Слово имеет венгерское происхождение :219 , в венгерский оно в свою очередь могло попасть из тюркских языков :219 , ср. тюрк. basyrkan — «ночной кошмар» .

Венгерская мифология

В венгерском языке венг. , boszorka — «ведьма» , «колдунья», «дух умершего», «страшилище» , «ночное привидение» . Происхождение второй формы спорно: либо абстракция первой формы, либо обратное заимствование из словацкого языка .

Румынская мифология

босорко́й ( рум. bosorcoi ) упоминается преимущественно в Трансильвании . Другие варианты названия: borsocoi , bosorcan , bosorcaie , bosorcă , bosorcaië , borsocaîe , borsocaie , borsocane , bortsokană , bosărcăi , bursucăii .

Рассказывали, что босоркоем становится: родившийся в сорочке ребёнок; живой взрослый человек; мертвец. Чтобы мертвец не стал босоркоем, советовали положить ему в рот чеснок и самого его лицом вниз в гробу. Босоркоя можно распознать по хвосту на туловище, на голове или за ухом .

Говорили, что они могут превращаться в зайца, собаку, волка, рыбу, птицу. В какого именно животного будет превращаться босоркой, должна была определять повивальная бабка . Кроме того, считалось, что существуют босоркои не только «для животных», но и «для ветра», «для танца, для какой угодно вещи». Для превращения в животного, босоркою было достаточно просто свистнуть. Те, что для ветра, «бродили по ветрам, поверху» .

Вампиризм босоркоев проявлялся следующим образом: считалось, что они крадут молоко у коров, сосут кровь у человека и скотины, пытаются пронзить их стрелой. Повитухи наказывали младенцам не заниматься последним, иначе они перережут им горло топором. Против отбирания молока существовали следующие заговоры : «Пусть вернётся молоко к корове, как возвращаются звёзды на небо и как приходит роса ночью, пусть не мешают этому босоркои»; «Повстречала Петра, Святого Петра , мыча и ревя. Святой Пётр спросил: „Ты, корова, что мычишь, что ревёшь?“ — „Как же мне не мычать, как не реветь; ногу он мне повредил, телёнка сглазил , молоко у меня отобрал“». Поражение в ногу при отбирании молока является очень характерным мотивом .

Представления о босоркоях у румын близки представлениям о стригоях , мороях и приколичах . Также они имеют сходство с историями об изгоях .

Славянская мифология

Распространение мифа и названия

Марка Украины « Железноносая босорканя ». Художник Владислав Ерко . 2012 год

У славян с корнем bosor- присутствуют в , , и украинской мифологиях. Так, слово босорка известно в 21-м украинскокарпатском говоре ; при этом слово ведьма использовалось в Украинских Карпатах разве что на Верховине и в местах, где верования практически стёрлись :220 . Слово известно на бо́льшей части территории Словакии , особенно в западной и восточной её частях .

У славян корень bosor- присутствует в следующих словах, обозначающих персонажей женского рода: польские bosiorka , bosorka ; словацкие и моравские bosorka , vozorka ; украинские босо́рка ( гуцулы ) , бісурка , босирка , босорка́ня ( русинское ) :219 , босурканя ( бойки ) , босурга́ня , пошурканя . Персонажи мужского рода называются так: словацкие — bosorák , bosoroš , bosorkáň ; украинские — босоркун ; босуркун , босюркун и босуркач (бойки); босорка ( лемки ) . В Закарпатье босорканей называют также бабочек лунка серебристая и мёртвая голова и стрекозу плоскую .

Общий облик

У славян в образе босорки соединяются образы восточнославянской , западнославянской * (подмена детей) и южнославянских демонов ( двоедушница ) :219 . Считалось, что чем больше у босорки душ (от одной до трёх), тем она сильнее и вредней . В разных частях Украинских Карпат доминировали разные стороны образа: в Закарпатье под босорками в основном понимались колдуньи и , тогда как у бойков и гуцулов — ведьма, отбирающая молоко у коров . Босоркой могли стать: та, в кого вселился дух мертвеца; седьмая девочка в семье . Количество босоркань оценивалось в народе как большое: по паре, а то и 10-15 в каждом селе; существовали места, в которых достаточно было свистнуть в пальцы, чтобы явилось любое количество босоркань ( Закарпатье ) :221 . В Закарпатье босоркань или сближали с упырицами ( укр. опириця ) или считалось, что они становятся ими после смерти :220 . Как и все ведьмы, умирали босоркани тяжело . В Украинских Карпатах мужской образ босоркуна как правило был более положительный, причём часто босоркуны противостояли босорканям, а их сила увеличивалась после смерти, а не уменьшалась как у них .

Считалось, что днём босорки выглядят красавицами, тогда как ночью принимают страшный вид: сморщенное лицо, красные глаза, кривой рот, волосатые ноги. Босоркани могли изображаться и как плоскогрудые женщины в белом с длинными худыми руками и тонкими ногами, с куриными лапами, хвостом . В одной из закарпатских изображающий босорканю мальчик одевал белое платье или простыню, вымазывал лицо мукой, вставлял в рот протезы клыков из белой кормовой свёклы и прилаживал помело или берёзовый веник вместо хвоста, затем он плевался набранной в рот водой, скакал, бил «хвостом», визжал и выл, стараясь поймать других детей, зализать и зацеловать, измазав мукой с лица . Хотя отмечают, что босорки могут быть любого возраста, в мифологических рассказах они чаще пожилые . Босорки обладают способностью к оборотничеству :220 : могут превращаться в жаб, кошек, собак, кур, свиней, сычей, серн, змей, летучих мышей, в колесо, кочергу, валёк для стирки. Также они могут быть невидимыми. Считалось, что босорки разбираются в травах и собирают их для своих целей .

Согласно народным представлениям, босорки посещают шабаш :220 в каждое новолуние или на исходе месяца . Они летают туда на помеле , венике, кочерге, лопате , метле :220 , , бочке. При этом они вылетают через трубу. Также они могли передвигаться в возке, запряжённом чёрными кошками или скакать на превращённом в коня муже :220 или другом человеке :220 . Считалось, что босорок сопровождает сильный ветер . Сборища эти могли происходить в пустых домах :221 , в глубоких оврагах на горных вершинах (например, упоминается гора Бужора ), в пещерах :221 . Там босоркани вместе с упырями и др. предавались оргиям :220 . Вообще, они любят танцевать при лунном свете .

Воздействие на людей

Босоркам в основном приписывались такие занятия: отбирание молока у коров :220 (брала соломы, травы, навоза с чужого двора; собирала росу на пастбище на полотно, которая затем становилась молоком; брала взаймы у хозяйки во время отела); прочий вред хозяйству и скотине; месть тем, кто её узнал; приворот и отворот; насылание порчи , болезней, смерти, сглаз ; устрашение :220 и сбивание с пути людей (Закарпатье) :220 ; заманивание и погубление парней; душение по ночам ; подмена человеческого ребёнка на своего — уродливого, плаксивого и живущего только семь лет; отбирание молока у рожениц (дотрагивалась до её постели; пила из её кружки — украинцы восточной Словакии). Босоркам приписывалось , как вредоносное, так и полезное : вызывание града, дождя, грозы, ветра, бури, засухи, пожара ; в детских песнях с босорками связывали грибной дождь : « босорканя гадов бьёт » (украинское), « босорка масло сбивает » (словацкое) ; по народным поверьям, во время похорон босорки идёт сильный дождь; засуху босорки вызывали зачаровывая змей, которые начинали драться друг с другом, или подвязывая петуху два пера под левое крыло . Считалось, что босорки более активны в День святой Люции , Сочельник , День Трёх королей , Юрьев день , четверг и пятницу Страстной недели , 1 мая , .

Скульптура босорки в Братиславе работы Тибора Бартфая

Для распознавания босорок указываются типичные способы распознавания ведьм: посмотреть в замочную скважину в церкви; изготовление между днём святой Люции и Рождеством специальной скамеечки, на которой во время рождественской службы можно увидеть босорку; сжигание поленьев, откладываемых по одному в этот же период; совпадение ран на покалеченном животном в Ивановскую ночь и на женщине на следующий день; способность видеть их давало ношение перьев проросшего через змеиную голову чеснока. За босорку могли посчитать женщину, которая пришла раньше чем полазник в дом на Рождество .

Оберегами скота от босорок считались чеснок, петрушка, святая вода , соль, страстная свеча , венок колосьев, колючие растения, веники, борона; коровам давали съесть хлеб, испечённый с сушёными травами или плодами шиповника, тёрна, боярышника; окуривали хлев скорлупой орехов, которые съели в Сочельник. Чтобы босорки не испортили молоко, его ритуально солили или клали в него трижды проколотый кусок хлеба; водянистое молоко или молоко с кровью били веткой тёрна или процеживали через неё либо через вилку с ножом, лежащими крест-накрест. Для защиты от босорок детей им на шею вешали мешочек с солью или чесноком, волчий зуб; выворачивали рубашку наизнанку, клали в колыбель железные предметы. Для защиты дома использовали ветки бузины, вяза, крыжовника, тёрна .

Примечания

  1. Босорка / В. В. Усачева // Славянские древности : Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого ; Институт славяноведения РАН . — М. : Межд. отношения , 1995. — Т. 1: А (Август) — Г (Гусь). — С. 241—242. — ISBN 5-7133-0704-2 .
  2. Барань Є. // Українська мова. — 2009. — № 2 . — С. 59 . — ISSN . 21 сентября 2016 года. (укр.)
  3. Свешникова Т. Н. Волки-оборотни у румын // / Институт славяноведения и балканистики АН СССР ; отв. ред. Т. В. Цивьян . — М. : Наука , 1979. — С. 215—216. — 300 с. — 1250 экз. 18 августа 2016 года. .
    • Свешникова Т. Н. // / Сост. и вступ. статья Т. М. Николаевой . — М. : Языки русской культуры, 1997. — С. 382—383. — 896 с. — (Язык. Семиотика. Культура). — ISBN 5-7859-0003-3 .
  4. Потушняк Ф. М. Вѣдьма и еѣ признаки // / Ушорив И. Ю. Петровцій . — переуд. — Осüй: Народна бібліотека, 2011. — С. 219—227. — 523 с. 17 ноября 2017 года. . Дата обращения: 11 апреля 2019. Архивировано 17 ноября 2017 года. (русин.)
  5. Валенцова М. М. // Региональные исследования в фольклористике и этнолингвистике — проблемы и перспективы: сборник научных статей / Ред. кол.: М. В. Ахметова (отв. ред.), О. В. Белова, А. Б. Мороз, Н. С. Петрова. — М. : Государственный республиканский центр русского фольклора, 2015. — С. 99. — 296 с. — ISBN 978-5-86132-047-0 .
  6. Левкович Н. // Народознавчі зошити. — 2012. — № 1 . — С. 55 . (укр.)
  7. Кузнецова И. В. // Вестник Орловского государственного университета. Сер.: Новые гуманитарные исследования. — 2011. — № 6 (20) . — С. 143 . — ISSN . 4 марта 2016 года.
  8. Левкович Н. // Народознавчі зошити. — Інститут народознавства НАН України, 2012. — Вып. 2 (104) . — С. 263—264 . — ISSN . (недоступная ссылка) (укр.)
  9. Бондарчук П. // (укр.) . — 2010. — 3 . — С. 91 . 21 сентября 2016 года. (укр.)

Литература

Источник —

Same as Босорка