Interested Article - Фриан, Эмиль
- 2021-02-27
- 1
Эмиль Фриан ( фр. Émile Friant ; 1863 , Дьёз , Франция — 9 июня 1932 , Париж , Франция ) — французский художник-реалист.
Биография
Эмиль Фриан родился в городе Дьёз в 40 километрах к северо-востоку от Нанси в 1863 году . Его отец был слесарем, а мать — портнихой. Добрым ангелом семьи была вдова аптекаря, мадам Паризо. Она не имела детей и любила Эмиля как родного сына.
В результате Франко-прусской войны Дьёз перешёл под контроль Германской империи . В 1871 году мадам Паризо бежала с семилетним Эмилем в Нанси, а затем туда перебрались и его биологические родители.
Паризо хотела, чтобы Фриан стал аптекарем и отправила его учиться в лицей. Успехи Эмиля в лицее были неважными, зато у мальчика оказался несомненный талант к живописи. Друзья отца Эмиля предложили ему поступить в городскую художественную школу Нанси, в конце концов он оставил лицей, получая частное образование, и полностью сконцентрировался на искусстве. Директор художественной школы был последователем реализма в живописи, и молодой Фриан писал натюрморты и окружающие Нанси ландшафты.
Впервые он выставил свою картину «Малыш Фриан» ( Le petit Friant ) в возрасте пятнадцати лет на ежегодном городском художественном салоне, сразу став местной знаменитостью. Годом позже выиграл городской грант и был направлен городским муниципалитетом в Париж, в мастерскую художника Александра Кабанеля , признанного мастера той эпохи. Кабанель научил его писать картины на исторические сюжеты в академическом стиле. После года работы, получив представление о классической и салонной живописи, разочарованный Фриан вернулся в Нанси.
В Париже он познакомился ещё с тремя художниками, уроженцами Лотарингии : Жюлем Бастьен-Лепажем (1848—1884), Эме Моро (1850—1913), и (1858—1943). В работах Фриана того времени отразилось влияние Бастьен-Лепажа, бывшего в конце 70-х годов в большой моде.
В 1882 году Эме Моро пригласил Фриана выставить на Парижском салоне две его картины: «Блудный сын» ( The Prodigal Son ) и «Интерьер студии Эмиля Фриана» ( Emile Friant Interieur d’atelier ). Картины были различными по содержанию. Первая, приобретённая музеем в Рубе , была типичным образцом академического стиля, вторая — реализма.
В 1883 году в возрасте 20 лет он получил Римскую премию второй степени за свою картину «Царь Эдип проклинает своего сына Полиника » ( Œdipe maudissant son fils Polynice ), выставленную в Парижском салоне.
Его портрет «Пруве за работой» получил Римскую премию третьей степени в 1884 году , а в 1885 году он вновь выиграл Римскую премию второй степени. Часть года он работал в съёмной студии в Париже, чтобы удовлетворить растущую потребность в портретах.
В это же время Фриан подружился с французскими актёрами — братьями Эрнестом и Бенуа Коклен. Для семьи Коклен он написал более дюжины портретов, кроме этого, Бенуа, страстный коллекционер живописи, в разное время приобрёл ещё несколько его картин. На грант, полученный им от Парижского салона в 1886 году , он отправился на учёбу в Нидерланды . Картина «Портрет мадам Коклен» ( Portrait de madame Coquelin Mère ), матери его друзей, написана под влиянием этой поездки. Она отражает те нежные чувства, которые художник испытывал к этой семье.
Картина «Обед гребцов на реке Мёрт» ( Le déjeuner des canotiers de la Meurthe ), выставленная на Парижском салоне в 1888 году , не принесла ему наград, но показала его высокий профессионализм. Десять гребцов и две женщины сидят за обедом на улице перед ресторанчиком. Картина, написанная по аналогии с картиной Огюста Ренуара « Завтрак гребцов » (1880—1881), изображает жизнь, лучшую, чем предписывалось в Третьей французской республике .
Принятие гребцов побудило Фриана к созданию самого большого его полотна «Дня всех святых» ( La Toussaint ), принесшего ему гран-при Парижского салона в 1889 году и приобретённого для Люксембургского музея в Париже. Это была вторая картина на тему горя в творчестве художника. Первая, «Молодая нансийка на снежном фоне» ( Jeune Nancéienne dans un paysage de neige ), изображает девушку. Лицо молодой женщины и серые глаза выражают печаль, её силуэт контрастирует с небрежно прорисованным задним планом, отделяющим её от равнодушного мира. Совсем иначе выглядит печаль в картине «День всех святых» на церемонии поминовения усопших, когда семьи идут навещать могилы своих предков. Девочка во главе семейной процессии подаёт милостыню слепому нищему, сидящему у стены. Виртуозность исполнения портретов и выражения чувств с помощью живописи у 26-летнего художника поражала современников, а один из журналистов назвал его «самым умным среди молодых», характеристика, часто использовавшаяся впоследствии для описания его работ.
Эта картина завоевала золотую медаль на Всемирной выставке в Париже в том же году, а годом ранее он получил Орден Почётного легиона . После этого на него посыпались заказы портретов от политических и общественных деятелей, а слава его пересекла Атлантику . В 1889 он создал картины «Портрет Мюзет Винер в салоне» ( Portrait de Mysette Wiener dans un salon ) и «Разговор о политике» ( La discussion politique ).
В том же 1899 году художник Жан-Луи-Эрнест Месонье пригласил Фриана поучаствовать в реформировании Национального общества изящных искусств. С тех пор Фриан принципиально выставлялся на ежегодных выставках Общества, хотя и продолжал участвовать в Парижском салоне.
Представитель реализма , Фриан писал преимущественно портреты и сцены из повседневной жизни. Как и многие его современники, он использовал фотографию в качестве средства, с помощью которого наилучшим образом можно передать действительность.
В 1892 году Фриан продает через агента Роланда Кнёдлера американскому банкиру Джорджу Бейкеру две из пяти выставочных картин Парижского салона 1892 года: «Хороший пёс» и «Плохой пёс», а в 1893 выставляет на «Колумбовской» Всемирной выставке в Чикаго «Резкие тени» ( Ombres portées ) и «Портрет Антонина Пруста» ( Portrait de Antonin Proust ), друга детства Эдуарда Мане .
В 1894 году на Парижском салоне и Салоне на Марсовом поле экспонировались декоративные произведения, заказанные французским правительством для украшения парижской ратуши и Сорбонны . Среди них два больших панно работы Фриана, изображающих «Радости лета»: залитая солнцем природа, цветущий луг, на котором молодые, весёлые женщины собирают цветы, убирают ими своих детей, а люди постарше отдыхают от труда в тени дерев, среди них сильная, здоровая мать любовно и бережно держит на коленях чудесного спящего ребёнка.
На салоне на Марсовом поле Фриан выставил «Скудную пищу» ( Le repas frugal ) в 1894 году и «Помолвку» ( Les fiancailles ) в 1896 году. Прообразами для «Скудной пищи» стало семейство Ледергербер из Нанси. Девушка на переднем плане справа — Евгения Ледергербер, ставшая подругой Фриана. Картина была выбрана для ежегодной выставки Карнеги, открывшейся 1 ноября 1896 года в Питтсбурге . Она впечатлила Генри Клея Фрика , председателя совета директоров сталепромышленных компаний Карнеги и казначея новой библиотеки Карнеги и художественных галерей Питтсбурга (ныне ). Он сам был страстным коллекционером картин и одним из лучших клиентов Кнёдлера. На выставке среди прочих были выставлены пять картин из его частной коллекции.
Фриан пишет ещё две картины: «Утешение» ( Consolation ) и «Детская печаль» ( Chagrin d’Enfant ), также приобретённая Фриком. Для него эта картина имела личную значимость: его дочь Марта умерла в возрасте 6 лет, а вторая девочка постарше на картине напоминала ему его старшую сестру Марию.
На Парижском салоне 1901 года Фриан выставляет следующую картину: Douces pensées , в 1905 году в салоне на Марсовом поле — «Первые уроки» ( Premières études ), изображающую молодую мать, учащую свою дочку читать.
К этому времени Фриан больше не создает выдающихся работ, погрузившись в написание портретов политических и общественных деятелей и аристократов.
В 1923 году Фриан был назначен профессором живописи в Школу изящных искусств в Париже, затем стал членом Института Франции ( Institut de France ).
В 1932 году Фриан скоропостижно скончался в Париже и был похоронен в городе Нанси. В Музее изящных искусств в Нанси и в музеях Питтсбурга сейчас находится большая часть его работ.
Картины
Масло
- «Среди друзей» Pose entre amis либо Le repos des artistes (1880), частная коллекция
- «Студент» Un étudiant (1885), Музей изящных искусств, Нанси
- «Анвер. Дом в снегу» Anvers. Maison sous la neige , (1886/1887), Музей изящных искусств, Нанси
- «Анверский замок» Le Steen d`Anvers (1886/1887), Музей изящных искусств, Нанси
- Aux alentours du Sport Nautique (1884), частная коллекция
- «Умывающаяся тунисска» Toëra, tunisienne lavant (1887), частная коллекция
- «Портрет Мюзет Винер в салоне» Portrait de Mystte Wiener dans un salon (1889), Музей изящных искусств, Нанси
- «Коклен-старший в роли Дона-Ганнибала в пьесе „Авантюристка“ Эмиля Ожье » L`ivresse, Coquelin Ainé dans le rôle de Don Annibal dans L`aventurière d`Emile Augier , Музей изящных искусств, Нанси
- «Город на берегу реки» Ville au bord du fleuve (1891), частная коллекция
- «Студентка» L`Etudiante (1923), частная коллекция
- «Портрет Альбера Юссона» Portrait d’Albert Jasson (1911), Музей изящных искусств, Нанси
- Два панно в холле ратуши Нанси
- «Автопортрет» (1885), Музей изящных искусств, Нанси
- «Портрет Луи Картье», около 1905 г.
- «Портрет художника Бюссьера» Portrait du peintre Bussières , (1904), рисунок, город Диез
- «Портрет иллюстратора Жан-Луи Форена » Portrait du dessinateur Jean-Louis Forain , рисунок, Музей изящных искусств, Нанси
- «Портрет Жана Шербека» Portrait de Jean Scherbeck (1928), рисунок, частная коллекция и другие.
Галерея
-
«Молодая нансийка на снежном фоне» (1887), Музей изящных искусств, Нанси
-
Портрет Огюста Дома (1889), частная коллекция
-
«Борьба» (1889), Музей Фабра, Монпелье
-
«Портрет мадам Петитьен» (1883), частная коллекция
-
« Марвингт и её санитарный самолет», (1914)
-
«Весна» (1888)
-
« Влюблённые »/«Идиллия на мосту» (1888), Музей изящных искусств, Нанси
-
«Детская печаль»
(1898) -
«Материнская нежность» (1906), частная коллекция
-
«Разговор о политике» (1889), частная коллекция
-
«Скудная пища» (1894), частная коллекция
-
«Автопортрет» (1887), Музей изящных искусств, Нанси
-
«Интерьер студии»
(1884) -
«Горе» (1898), Музей изящных искусств, Нанси
-
«Визит в студию» (1906), частная коллекция
-
«Казнь» (1909), частная коллекция
-
«Автопортрет»
(1893)
Ссылки
- (фр.)
- (фр.)
- 2021-02-27
- 1