Interested Article - Число десять в иудаизме

Число́ де́сять в иудаи́зме ( 10 ; десяток) — в Танахе , Талмуде , Мидраше и числовой мистике ( каббале ) имеет большое значение, уступая лишь числам семь , три и четыре .

Уже у древних евреев преобладала десятеричная система , как видно из того, что в еврейском языке имеются отдельные названия для чисел от одного до десяти; для дальнейших чисел число десять служит высшей единицей , комбинируя простые единицы с десятком, древние евреи получали словесные обозначения для чисел от 11 до 99; число 20 называется « двойным десятком» . Тем не менее, в религиозном обиходе чаще встречается число семь, что наводит на мысль, что в более глубокой древности существовала семеричная система .

Числа от 1 до 10 в древнееврейском языке являются именами прилагательными , с особыми формами для мужского и женского родов; остаётся непонятным, почему родовые окончания имён числительных прямо противоположны родовым окончаниям имён существительных и прилагательных. В библейских книгах нет особых знаков для чисел; они выражаются словами; лишь в талмудическое время стали отмечать числа отдельными буквами .

Название первого десятка, как основы десятичной системы, естественно, должно было получить частое применение: 10 заповедей , 10 золотых подсвечников и столов, 10 дней испытания, 10 как мера вознаграждения, десятина как священный налог .

Танах

Десять образует основную единицу:

Также
Десятый день
Как наказание
  • Египтян в наказание постигло 10 язв ( Исх. );
  • Говорится также, что в виде наказания «Десять женщин будут печь хлеб в одной печи» ( Лев. );
  • Амос ( Амос. ) говорит: «Город… выставлявший сотню, останется с десятком принадлежащих к дому Израиля » .
Десятина как священный налог

Авраам отдал десятую часть своего имущества священнику ( Быт. ), столько же получают из продуктов земли левиты , а также бедные; левиты же, в свою очередь, отдают десятую часть своей доли священнику ( Лев. ; Чис. ) .

Иаков обещал отдать Богу десятую часть того, чем Бог его наградит ( Быт. ). По древнему обычаю столько же получал царь от своего народа ( 1Цар. ) .

Символ множественности

Десять употребляется как круглое число ( Быт. ; Чис. ; 1Цар. ; Иов. ) и часто упоминается в Библии как таковое, хотя в большинстве случаев оно не действительное и употребляется лишь как символ множественности . Оно часто употребляется как множитель ; однако в числе семьдесят (как в Чис. ) множителем должно рассматривать число семь, как пережиток более древней системы счисления .

В общем, заключают авторы ЕЭБЕ , число десять в Библии есть совершенное, законченное, а также основное .

Степени десяти

Степени десяти — сто , тысяча , десять тысяч и часто встречаются как круглые числа ( Екк. , ). Дальнейшая степень 10 ( тысяча тысяч ) встречается в гиперболических благословениях ( Быт. ), в количестве воинов в армии ( 2Пар. ), колесниц Божиих ( Пс. ), существ у трона Его ( Дан. ). Последние числа — самые большие, встречающиеся в еврейской Библии .

Талмуд, Мидраш

У таннаев встречается более или менее определённое представление о том, что мир создан посредством десяти «творческих слов» ( מאמרות ‎, маамарóт ) — слово, по смыслу почти буквально совпадающее с греческим термином « логос », занимающим центральное место в теософии Филона .

В Талмуде и Мидраше числу десять придаётся ещё больше значения; уже в одной незаконченной серии галахических афоризмов (дидактических изречений ) числом десять начинаются 26 афоризмов . Оно встречается также и в аггаде . В сборнике талмудических афоризмов Beth Waad la-Chachamim (Лондон, 1902) их приводится 59, причём это число также надо полагать далеко не полным .

В постановлениях, касающихся дня, когда читают свиток Эстер , город определяется «большим», если в нём живёт 10 человек, не имеющих никаких занятий ( — «праздношатающиеся» ) и, следовательно, всегда свободных для исполнения общественного богослужения ; а в « Мегиле » (ІV, 3) перечисляются 9 функций, при исполнении которых должны присутствовать 10 евреев-мужчин .

Относительно чистоты происхождения различались 10 классов семейств .

В Новый год должны были прочитываться вслух 10 стихов Священного Писания, в которых упоминались атрибуты Бога .

Ездра установил 10 законов ; для Иерусалима были установлены также 10 специальных галахических положений . Подобных законов существовало очень много. Флавий , например, рассказывал , что обыкновенно за пасхальной трапезой должно было присутствовать не менее 10 человек .

Числовая мистика

Числовая мистика была изложена в отдельной книге « Сефер йецира », где теория чисел имеет некоторые следы философской мысли .

Число десять выражает качество, а 22 — количество. 10 символизировало 10 сфер , значение которых с течением времени приобретало всё более мистический характер. Различные комбинации чисел образуют тайну бытия и мирового процесса, тайну божественного Промысла, а также всех религиозных и этических принципов. Число перестаёт быть атрибутом объектов и само становится сущностью, объекты же приобретают второстепенное значение. И всегда при этом повторяются главнейшие из чисел — 3, 7 и 10:

  • три — первое число, преодолевшее дуализм вещей ;
  • семь — символ дисгармонии, ибо оно не делится и не содержится ни в одном из всех прочих чисел первого десятка и этим от них отличается; оно «непроизводительно» и изолировано;
  • десять , напротив, уничтожает дисгармонию мира и является синтезом в сфере идей; оно представляет комбинацию начала (1) с конечным единичным числом и само образует начало десятков, то есть, завершая процесс, оно возращается к исходному пункту; оно есть символ абсолютного единства .

В то время как мотазилитическая религиозная философия предпочитает число 3 и установила 3 божественных атрибута, каббалистический пантеизм выдвигает на первый план число десять. Бог имеет 10 атрибутов, образующих излияние Его сущности, эманацию Его силы и имеющих с Ним и в Нём абсолютное единство .

Числовую мистику развил Авраам ибн Эзра в труде «Йесод мора». Каббала переняла и дальше развила эту мистику .

Примечания

  1. // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона . — СПб. , 1908—1913.
  2. // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона . — СПб. , 1908—1913.
  3. Раши , комментарий на Пс.
  4. В Синодальном переводе — «девятый»
  5. В Синодальном переводе «город… выступавший сотнею, останется с десятком у дома Израилева»
  6. // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона . — СПб. , 1908—1913.
  7. Pirke de-Rabbenu ha-Kadosch, у Шенблюмa, «Scheloschah Sefarim Niftachim», стр. 39—41, Lemberg, 1877
  8. // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона . — СПб. , 1908—1913.
  9. Мегила , I, 3
  10. Пиркей авот , III, 6; Мегила, 23 б
  11. Кидушин , ІV, 1, XIII, 1
  12. Ρ. Γ. , ΙV. 6
  13. Бава Кама , 82 а
  14. там же, 82 б
  15. « Иудейская война », VІ, 9, § 3
Источник —

Same as Число десять в иудаизме